Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2012: "инновации и креатив" против экстремизма.

06.09.2012

Автор:

Теги:

Развитие человеческогокапитала – та тема, которая часто звучит в риторике и предвыборных обещанияхполитиков во всех странах мира, но не так часто эта цель не переходит уровняблагих намерений.

Так и несколько дней  назад российские СМИ опубликовали весьмаинтересную и одновременно тревожную информацию: в российском  бюджете нет средств на реформирование образования,науки и здравоохранения. Так, замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач,основываясь на расчетах министерства, заявил буквально следующее: «Ростазарплат бюджетников в реальном выражении в ближайшие три года не будет, еслифедеральный бюджет РФ на 2013–2015 годы будет принят в том виде, в котором онсейчас сформирован». При этом, чиновник сам признает, что замораживаниефинансирования приведет к стагнации социальной сферы  России. Эксперты в своих оценках идут дальше,если сейчас не обеспечить нормальное финансирование стратегически важныхсоциальных сфер, то через несколько лет негативные процессы в системе российскогообразования, науки и здравоохранения могут стать необратимыми. А это грозитбезнадежным отставанием от мирового сообщества. Примечательно, что отсутствиесредств в бюджете России на социальные нужды обнаружилось, несмотря на четкиеуказания президента страны по значительному повышению инвестирования в области,связанные с образованием и здравоохранением. Правда, эти обещания были сделаныв рамках предвыборной кампании Владимира Путина. А в этом случае, все как врасхожем выражении: обещать, не значит жениться…

Совсем другой подход кразвитию образования, науки и здравоохранения, демонстрирует Казахстан, гдеполным ходом идет «социальная модернизация». Вложения в человеческий потенциал сталикраеугольным камнем новой социальной политики Казахстана. Примечательно, чтопрограммное выступление и статья президента Казахстана, которые ввели вактивный обиход такие термины, как «иждивенчество» и «социальный патернализм»,нашли продолжение в новом формате – формате «интерактивной лекции». Такая формавыступления не на площадке международного форума, а в студенческой аудитории,безусловно, была выбрана не случайно и адресована, прежде всего, молодомупоколению казахстанцев, как наиболее пассионарной и социально и политическиактивной части общества.

Лекция в Назарбаев-университете– это своеобразное переплетение всех программных тезисов президента, каквнешнеполитических, так и «для внутреннего потребления». 

В то же время, если ещепару лет назад с высоких трибун задача по развитию образования, науки иинноваций упоминалась в одном предложении с громким и малопонятнымсловосочетанием «мировая конкурентоспособность», то сегодня мы наблюдаем болееземной подход проблеме, понятный широкий слоям казахстанского общества. Так,социальная модернизация  прямо быланазвана президентом одним из путей решения насущных проблем, стоящих передКазахстаном.

Конечно, при этомостается много вопросов к утверждению о том, что рост человеческого капиталастанет успешным механизмом преодоления социальной напряженности, межэтническихи межрелигиозных конфликтов и даже террористической угрозы, являющихсяследствием мирового кризиса и трансформации современного миропорядка. Однакообщий посыл понятен, и серьезных возражений вызывать не может. В конце-концов,«размышления о глобальном» - фирменный стиль Нурсултана Назарбаева, давно иуспешно оправдавший себя.

Отойдя от пространныхразговоров о мировой конкурентоспособности, президент Казахстана акцентировалвнимание на категории личной конкурентоспособности. В этом контексте онопирается на логику и риторику своих летних программных заявлений, которыеможно свести к формуле: государство дает людям возможности для самореализации,но каждый человек сам ответственен за свою жизнь и благополучие.

То есть президентпредлагает решать проблему социального иждивенчества и среди прослойки хорошообразованных компетентных профессионалов. Качественное образование, котороедает современной молодежи государство, по словам Нурсултана Назарбаева являетсялишь стартовым интеллектуальным капиталом. В соответствии с потребностямирынка,  президент дал поручение приоритетноподдерживать «точные» и «естественные» специальности. Причем, развитие этихнаучных направлений на принципах «инновационности» и «креативности»предполагается внедрять еще на уровне дошкольного обучения. Повсеместное внедрениетрехъязычного обучения, начиная с детского сада, действительно, закладываетхорошие возможности для профессионального роста.

В случае эффективнойреализации всех президентских инициатив, профессиональный успех иблагосостояние казахстанцев, действительно, будут в большей степени зависеть отсамих специалистов и их готовности работать над собой, «повышать своеобразование, профессиональные компетенции».

         Вдухе советской борьбы с тунеядством, Нурсултан Назарбаев на декларативном, нопока не на законодательном уровне осуждает лень как тормоз прогресса и почвудля социальной напряженности: «У нас в республике трудовых вакансий не меньше,чем безработных, однако многие, когда им предлагают работу, говорят: "Не будуработать, платите больше". Работать надо».

Таким образом, президентдал понять, что борьба с иждивенческой психологией – тренд всерьез и надолго. Аказахстанская практика показывает, что распоряжения президента принятоисполнять. Главное, чтобы правильные ориентиры развития, не превратились впростой способ пиара отдельных чиновников…

 

Сергей Дмитриев


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение