Кадровые перестановки в акиматах: чего ждать осенью?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
ИМЯ ИМ - РЕГИОН
Кадровые перестановки в акиматах: чего ждать осенью?

Уже несколько номеров подряд Central Asia Monitor осуществляет "кадровый разбор", выступая с краткосрочными прогнозами относительно вероятной ротации ключевых чиновников в нашей стране. Напомним, одной из основных причин грядущих перестановок редакция газеты считает летние тезисы главы государства, которые могут свидетельствовать об определенной корректировке его курса.

Однако, провозгласив новые цели и задачи, казахстанский лидер не стал менять команду – и не в последнюю очередь по причине отсутствия на рабочем месте парламента, который находился в отпуске. Но политический сезон уже начинается, а с ним возвращается интрига: по какому принципу будет сформирован командно-административный корпус республики? Сегодняшняя публикация посвящена акимам областей, а также двух городов республиканского значения – Алматы и Астаны. По нашему мнению, несмотря на назревшие во многих регионах проблемы, радикальных шагов не предвидится.

Протест ушел в регион

Прежде всего, этого не произойдет по одной простой причине: глава государства внимательно относится к региональной политике и пошел на существенную замену корпуса акимов лишь однажды – было это в начале 2007-го, когда сразу 14 глав регионов сменили место работы. Но тот год, напомним, был предкризисным, и сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Нынешний же, если исходить из риторики самого президента, изложенной в концепции "Общества всеобщего труда", также является последним перед крупными переменами в мировой экономике, после которых всей стране нужно будет затянуть пояса. Но при этом ситуация в стране за прошедшие пять лет сложилась довольно неоднозначная. Те шаги, на которые президент страны мог пойти в 2007 году, сейчас выглядят чрезмерными. И вот почему.

За прошедшие годы сильно изменилась структура протеста элиты: если, скажем, в 2001-м системный политический кризис вызвало блокирование молодых чиновников вне зависимости от региональных предпочтений, то сейчас на политическую сцену все чаще выходит противостояние элит по региональному признаку. За примерами ходить далеко не надо: бунт в Жанаозене провоцировали именно региональные элиты, недовольные политикой Центра. Причем ситуация накалена до такого предела, что буквально "выплескивается" в публичное поле. В частности, казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов, анализируя ситуацию, предупреждает со страниц веб-журнала "Власть": "адайцев (во власти) весьма немного и особенно мало в республиканских исполнительных органах.

Этот дисбаланс существует уже много лет, и он сохраняется сейчас, что, возможно, приведет к рецидиву Жанаозена. В напряженных социально-экономических и политических условиях Мангистауской области мест­ной элите, чтобы вызвать конфликт, достаточно просто ничего не делать – он вспыхнет сам собой. Поэтому вопрос кадров в Мангистау и особенно в Жанаозене (пост акима (мэра) города и его заместителей, руководителя "ОзеньМунайГаза") стоит крайне остро".

Косвенным образом на сформировавшийся тренд указывают и отголоски более раннего бунта, который тоже можно смело назвать региональным: фактически весь 2011 год оппозиционные СМИ вещали о "заговоре южан" во власти. Более того, сам контекст противостояния в этом смысле перестает быть важным – гораздо интереснее, что на поверхности оказался именно региональный аспект "борьбы бульдогов под ковром".

По этой причине можно говорить почти наверняка, что в случае начала "кадровой осени" президент страны, опытный и внимательный политик, будет подходить к "региональной карте" крайне взвешенно. Ведь в условиях, когда еще не утих бунт крупнейших, с точки зрения экономических показателей, территорий страны – южной и западной, идти на резкую конфронтацию с регионами нельзя. В противном случае придется выбирать, кем выгоднее пожертвовать: администрацией президента, которая очевидным образом не справилась с вызовами последних двух лет, или региональными элитами. Поэтому при анализе ситуации постараемся исходить из озвученных нами тезисов.

К сожалению, в Казахстане проводится крайне мало открытых исследований, на основании которых можно было бы судить о динамике развития регионов страны – причем имея в виду сразу несколько факторов в совокупности. В частности, очень мало известно о структуре социальных протестов в регионах, их связях с реальным сектором экономики, а самое главное – вне информационного поля страны остаются важнейшие аспекты современной казахстанской политики: речь идет о так называемом "родовом балансе". Именно эти аспекты регионального взаимодействия более всего характеризуют обстановку в той или иной области. Также немаловажное значение имеют и связи элиты того или иного региона с центральными структурами управления в стране – администрацией президента и ключевыми министерствами. Например, для того, чтобы оценить ситуацию в упоминавшейся нами Мангистауской области, необходимо точно знать о взаимоотношениях местных элит с руководством НК "КазМунайГаз". Да, недавние конфликты дали пищу для размышлений и выводов, но ведь речь идет лишь об одной области Казахстана. А какова, например, картина элитарных сношений с учетом деятельности "Казахмыса" в Жезказганском регионе? С учетом работы "Карметкомбината" в Карагандинской области? С учетом работы в регионах таких компаний, как ENRC или "Казатом­пром"? А ведь все это критерии оценки нынешних областных администраций и непосредственно региональных начальников. Не имея возможности оценить совокупную динамику, любой из аналитиков попадает впросак при оценке их работы. Но кое-что можно понять, используя и традиционные инструменты.

Оценка по ситуации

Например, можно воспользоваться математическими моделями, которые предлагает исследовательское агентство Рейтинг.KZ. Структура берет за основу три важных фактора: экономику, социальные показатели, а также уровень жизни населения. Если опустить подробности, которых в "замере" немало, то получается, что в Казахстане в число регионов-аутсайдеров входят Костанайская, Северо-Казахстанская, Акмолинская и Южно-Казахстанская области. Именно там, по логике исследования, сконцентрирован основной клубок проблем. При этом надо отдавать себе отчет в том, что подавляющая часть из представленных областей – традиционно довольно сложные: например, по данным Синергетического атласа Казахстана, выпущенного под редактурой Фонда первого президента, Акмолинская и СКО традиционно показывают самый низкий уровень валового регионального продукта. Это говорит о наличии серьезных системных проблем в экономиках этих областей. В некоторых случаях это может быть простительным, в некоторых – нет. Например, СКО граничит с довольно сильными регионами России – Курганской и Омской областями, но при этом в новостях, проиндексированных системой Google, ничего о приграничном сотрудничестве не сказано. Впрочем, по нашему мнению, гораздо важнее здесь не победы, а громкие неудачи: в этот ряд сразу становятся Акмолинская и Северо-Казахстанская области, где по результатам уборочной кампании есть ряд вопросов. При этом, если оценивать "вес" местных губернаторов, то становится более или менее ясно – глава СКО Серик Билялов в своем кресле вполне может усидеть: он пользуется поддержкой главы государства, что дает ему некоторые преимущества. Зато руководитель Акмолинской области Кайрат Кожамжаров нажил огромное количество врагов в Астане в бытность главой финансовой полиции. Это значит, что результаты уборочной кампании будут использованы против него по максимуму, что делает его одним из первых кандидатов "на вылет".

Есть вопросы к руководителю ЮКО, оказавшемуся в хвосте социально-экономического рейтинга. Причем по проблемам социального порядка: в ЮКО, например, летом нынешнего года сформировалась огромная задолженность по заработной плате, что не обошли вниманием СМИ.

Правда, рассуждая о социально-экономических аспектах работы акимов, хотим отметить, что зачастую этот фактор становится всего лишь одним из многих при отборе кандидатов на увольнение. Например, Мангистауская область является одним из лидеров среди регионов Казахстана, но при этом едва ли не самой сложной по количеству проблем на душу населения. Впрочем, западным регионам – Атырауской и Мангистауской областям – вряд ли грозят кадровые потрясения на уровне глав регионов. Дело в том, что акимы этих областей были заменены недавно: на вакантные должности пришли Бактыкожа Измухамбетов и Бауыржан Мухамежанов соответственно. Проявить они себя еще не успели, а потому заменят их только в случае крайней необходимости, которой пока не видно. Примерно то же самое можно сказать и о руководстве Карагандинской области: Абельгази Кусаинов заступил на свой пост всего восемь месяцев назад, получив надежную броню от внезапных отставок примерно на год-два вперед.

Столичное дело

Отдельного упоминания заслуживают акимы городов республиканского значения – Алматы и Астаны. В прошлом номере мы позволили себе выступить с предположением, что глава южной столицы Казахстана Ахметжан Есимов будет возвращен на должность министра сельского хозяйства, причем вероятнее всего в ранге вице-премьера. На его место вполне может прийти нынешний премьер-министр Карим Масимов, для которого руководство мегаполисом должно стать своего рода "золотым парашютом". В контексте этих перестановок интересна и номенклатурная позиция акима Астаны Имангали Тасмагамбетова. Крепкий хозяйственник, он, естественно, на хорошем счету у главы государства. Однако вероятное выдвижение в АП нынешнего советника президента страны по социально-экономическому блоку вопросов Крымбека Кушербаева делает главу столицы слишком сильной фигурой – ведь оба они работали долгое время просто рядом. Поэтому перевода стоит ждать и здесь.

В целом, подытоживая наше небольшое исследование, хотелось бы отметить важную вещь: в региональной политике с назначением акима Атырауской области Бактыкожы Измухамбетова наметились некоторые сдвиги. Впервые за долгое время после серии региональных бунтов президент страны сделал ставку не на молодых чиновников, а на "старую гвардию". Это характеризует ситуацию вполне определенным образом. Но чтобы тренд был зафиксирован в какой-то точке, необходимо взглянуть в текст Указа президента о новых назначениях. Если они, конечно, задумываются.

Роберт БЕРНОВСКИЙ

30.08.2012

Источник - camonitor.com

Поделиться: