Как обустроить нашу страну- Казахстан.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Наш народ имеет великое прошлое, впереди у него перспектива стать индустриально развитой державой с высокоразвитым сельским хозяйством и промышленностью. Но, по воле судьбы, в недалеком прошлом произошла потеря казахами экономических и политических позиций в мировом пространстве. Однако, уже сейчас есть возможность у нашей страны, возродиться из пепла прошлого и проявиться на новом качественном уровне и занять достойное место в международном разделении труда.
Как обустроить нашу страну- Казахстан.

Как обустроить нашу страну-Казахстан.

На сегоднянаша действительность такова – нет больше Советского Союза, мощнойиндустриальной державы. Понаучно-техническим показателям она занимала ведущее место в мире. А появилась советская страна на фундаменте царской империи, бывшей«тюрьмы» народов. В конце 80-х годов прошла перестройка, которая, в концеконцов, привела к распаду Союза на независимые национальные государства, каждоеиз которых приобрело свою исключительную роль в мировом сообществе. Казахстанне стал исключением. 200 лет он находился под «добровольным» игом царизма и 70лет - под коммунизмом. Поэтому в процессе этого периода казахи, как нация,оказались затертыми в мировом познании. После получения независимости перед Казахстаном встали конкретные цели,первая из которых заключалась всамоопределении, то есть страна должна была заявить о себе, о том, что естьтакой народ – казахи, есть государство – Казахстан. И вторая цель – процветаниестраны. В течение 10 летнезависимости первая цель быладостигнута. Было немало скептических мнений и суждений, но несмотря ни на что самостоятельное государствосформировалось. Появились все государственные атрибуты: законодательная база,административное управление, финансово-экономическая система, признаниемирового сообщества. Определились и утвердились государственные границы. И сегодня мир поставлен перед фактом, что есть такое независимое, суверенноегосударство Казахстан.

Однако нарядус этим произошли и негативные явления. К примеру, произошел спад производства во многих отрасляхнародного хозяйства, вплоть до полного разрушения таких направлений, как легкаяпромышленность, сельское хозяйство, резко снизилась социальная защитанаселения, произошло обнищание народа, появились резкое расслоение граждан подоходам, безработица, разрушились определенные моральные устои общества. Атакже самоопределение повлекло за собойотток из страны большей части населения европейской национальности. Все этовкупе привело к определенному социально-экономическому и демографическомусостоянию общества. В то же время оттокпредставителей европейской национальности явился фактором укреплениягосударства как национального. В этотпериод на историческую родину были приглашены казахи из других стран, что дало титульной нации статьлидирующей по численности населения вреспублике.

Второйнемаловажной целью, о которой упоминалось выше, была задача сделать государствоустойчиво процветающим. А что есть процветающее государство? Это когда каждыйгражданин Казахстана, независимо от национальной принадлежности социально защищен, имеет работу, трудовыедоходы, позволяющие иметь жилье, создавать семью, воспитывать детей, получать хорошее медицинское обслуживание,пенсионное обеспечение и достойное образование. Для достижения данной целиПрезидент РК, Парламент, Правительство принимают решения, такие как«Программа-2030», где определяются задачи, пути и сроки процветания, затемежегодно принимаются программы по развитию культуры, здравоохранения, аула ижилищного строительства. И, наконец-то, принимается стратегияиндустриально-инновационного развития Казахстана, позволяющая достичьустойчивого развития страны в не сырьевых отраслях экономики. Помимо этого каждый гражданин вносит своюлепту в процветание своей страны.

Мне, какгражданину независимого Казахстана, небезразлична судьба моего государства. Поэтому в даннойстатье хочу поделиться своим мнением по данному вопросу. На сегодняшний деньнаше экономическое благополучие строится на наличие богатых полезныхископаемых, в особенности углеводородных. Но это не дает благополучия всемународу и не имеет длительной перспективы. В результате возникает вопрос:возможно ли возрождение былого экономического и политического величия нашегодревнего народа, о котором говорилось в моих предыдущих статьях, за счет не сырьевых источников? Я считаю, что этовозможно. Для этого необходимо учесть следующие факторы: природно-климатические,демографические, административно-территориальное устройство, геополитическоеположение страны. А также надосформировать новые производственные отношения между людьми в процессе труда,подогнав под современные требования организацию производств. С учетом всегоэтого необходимо создание рабочихпрограмм воплощения в жизнь целей и задач стратегии индустриально-инновационногоразвития, ведущих к процветаниюКазахстана.

Природно-климатические условия.

Природно-климатическиеособенности нашей страны с точки зрения приоритетности использования всельскохозяйственном производстве почти на 80 процентов предназначены дляведения степного животноводства (овцеводства, коневодства и верблюдоводства).Именно по этим направлениям сельскохозяйственного производства мы имеемпреимущества перед другими странами. Если говорить о состоянии недр нашейстраны, то они имеют большиепромышленные запасы для получения цветных и черных металлов. Начато освоениегромадных месторождений нефти и газа. Разработка наших недр являетсякрупным финансовым источником для инвестирования программ несырьевого развития страны.

Административно-территориальноеустройство с учетом природно-климатических условий.

На сегодняшнийдень Казахстан имеет следующее административно-территориальное деление: 14областей с областными центрами, внутри областей районы с районными центрами, игорода. На мой взгляд, именно такое административное деление не позволяетнормально развиваться экономике и проводить какие-либо реформы. Почему?

Если заглянуть глубже в историю, то можнопонять, что территории развивались так:сеть населенных пунктов, деревень, во главе стоял центр - место, где люди с разных территорийрешали вопросы торговли своейпродукцией, приобретения различных товаров промышленного назначения, а также иадминистративные-культовые услуги. Эти центры развивались, превращались вгорода. То есть города по функциональным обязанностям были центром ремесла,торговли и культуры районов. Существует следующий статус населенных пунктов:город, районные, областные центры, затем столица. Под каждым словомнаименования населенного пункта я вижу не просто наименование, а рассматриваюего с точки зрения функциональных обязанностей в экономическом плане. Кпримеру, функция города - быть бизнес-центром территории. А у настерриториальными центрами законодательно сделали районные центры. Но фактическинаселенные пункты, относящиеся к районным центрам не могут решать свои экономическиевопросы в них, они тяготеют к городу, как к фактическому центру бизнеса. А ведьэто другая административная единица. Илидругой пример: главной функцией существующих малых городов является обеспечениеградообразующего предприятия, то есть это уже получается не город, а простокрупный рабочий поселок городского типа. Ведь города должны бытьбизнес-центрами районов. Поэтому я считаю, что нужно изменитьадминистративно-территориальное устройство районов, чтобы гармонично моглиразвиваться территории, то есть во главе районов должны быть города. У нас очень огромная страна. Она вытянута ссевера на юг. На такой площади могут поместиться восемь Германий, пять Франций. И у нас на разныхтерриториях разные природно-климатическиезоны. А значит разные условия для ведения хозяйства, а законы едины для всехтерриторий «громадной» республики. Равенство законов в неравных условиях делаетбизнес неконкурентным и придает разнуюстепень привлекательности. Поэтому,чтобы сделать дифференцированный подход к каждой территории с учетомклиматических особенностей, с точки зрения ведения бизнеса, чтобы не вызвать неперспективность данных районов, япредлагаю другой выход – изменить административно-территориальное делениереспублики на региональном уровне.

В данное времяв республике Казахстан 14 областей, 2 города республиканского значения, 160районов, 2150 сельских округов и города в составе областей. Такоеадминистративно-территориальное деление на районном уровне не обеспечиваетдолжного развития территорий, так как во главе районов должен быть населенныйпункт, являющий центром торговли, производства и культуры. Существующиерайонные центры не соответствуют фактическим функциональным требованиям в планеэкономического развития территории района.

Поэтому предлагаю следующее. Создать вКазахстане 7 регионов (два северных, один западный, один восточный, центр и дваюжных). Внутри регионов по 6-8 районов, во главе этих районов должны быть города.

К примеру,взять Карагандинский регион. В него входят Актогайский и Шетский районы,центром которых должен быть городБалхаш. Чтобы аким района находился в Балхаше. Фермеры должны тянуться в город для решения своих вопросов по торговле,по обеспечению своего производства материалами и техникой. Чтобы потенциалэтого города работал на развитие данной территории. Ведь ныне существующееадминистративно-территориальное делениебыло сделано искусственно, в то время, когда создавалась молодая республика,входящая в состав Союза республик, ведущего плановое развитие единого народногохозяйства. Это деление устраивало экономику республики. Но когда мы перешли в рынок, территории быливынуждены сами выживать, находить рынок сбыта продукции, объединятьсявокруг какого-то своего бизнес-центра. А бизнес-центр с развитойинфраструктурой – это город, в котором есть коммуникации (дороги, вокзалы, аэропорт, связь и т.д.), условия для торговли(рынки, торговыецентры и т.п.). Так примерно должны выглядеть районы, которым нужнообъединяться в регионы. Во главе стоит региональный центр. В нем эти районынаходятся приблизительно в однойприродно-климатической зоне. Данное административно-территориальное устройстводаст возможность для качественного составления экономических программ развитиятерриторий. В каждом регионе будет отдельное законодательство в отношенииналогообложения, государственных льгот и преференций, оплата труда бюджетникови прочих социальных выплат, что создаст равные условия для проживания и ведениябизнеса в разных частях нашей громадной страны, даст равномерное развитиетерритории и расселения людей. И тогда исчезнет термин - «депрессивные и неперспективные»районы на земле Казахстана .

Демографическоесостояние республики .

НаселениеКазахстана составляет 16 млн. человек. Большинство- казахи. Демографическое состояние республики надорассмотреть с точки зрения отношения к техническому производству. С какимнародом мы будем проводить стратегию индустриально- инновационного развития нашего государства. Советская странабыла создана на базе царской империи, которая была аграрной страной, где 92процентов населения являлись сельскими жителями с менталитетом оседлогоземледелия. СССР, проводя индустриализацию страны, провел и большую работу по изменению менталитета граждан втехническую сторону. И как результат - успешное решение технических задач. Чтовывело СССР в мировые лидеры индустриального производства. Истории известно много примеров, когдаотстающие в техническом развитии народы проводили политику по изменению своегоменталитета, что способствовало экономическому и техническому прогрессу ихстран: в России в ХУШ веке царь Петр I изменил патриархальныйменталитет бояр на прогрессивный европейский стиль, а в Японии в ХIХ веке император страныреформировал менталитет «самурайства» натехнический.

В Казахстане в период обретения независимостипроизошли резкие демографические перемены, что привело к изменению соотношениячисленности народа с техническим менталитетом. Титульная нация, котораятысячелетиями занималась скотоводством стала доми-нирующей в государстве, еще не до конца изменив свойменталитет, который отвечал бы современным техническим требованиям мировогоуровня. Но чтобы казахстанцы могли бытьготовы к техническому прорыву в мировом сообществе и быть конкурентоспособнымна рынке квалифицированного труда, на мой взгляд, нужно усилить действия поформированию в современном казахстанском обществе технического менталитета, который бысоответствовал

требованиям индустриально- инновационнойполитики страны. Для этого необходимо провести большую работу за счет бюджета вдошкольном воспитании, начальном, среднем школьном образовании и внешкольномвоспитании. Для этого необходимо ввести обязательные часы трудовоготехнического воспитания детей в детсадах. В начальных классах - обязательныезанятия слесарно-столярного направления. В старших классах –электротехнического направления. Необходимо создать за счет бюджетаобязательные внешкольные кружкитехнического творчества: авто-, мото-, авиа-, судомодельные. Для техническогопрорыва в не сырьевых отраслях нам нужен очень широкий слойвысококвалифицированных рабочих кадров. Люди являются решающим фактором впроизводстве. И техническая грамотность должна дополняться нравственнымсостоянием человека, т.е. важно, какиерешения он будет принимать при выборе экономических предложений, с какимпорывом он будет выполнять поставленные производственные задачи. Для этого нужно, чтобы у граждан былосильное чувство национальной гордости и казахстанского патриотизма. Длявозрождения у своих сограждан таких чувств я написал две статьи – «Взлет и падение кочевой цивилизации» и«Степная Атлантида», «Казахи загадка истории», «Теория происхождения государствили события которые изменили мир» являющиеся, на мой взгляд, основополагающимив процессе идеологического воспитания.

Геополитическоеположение Республики Казахстан на континенте.

Казахстаннаходится в центре континента Евразия. В бытность Советского Союза мы жили какзакрытое общество, поэтому путисообщения между странами Евразийскогоконтинента были проложены в обход СССР, по морям и океанам. А сейчас в силу политико- экономическихпреобразований на континенте Евразия угосударств появилась возможность воспользоваться наикратчайшим путем - по суше.И все эти пути сообщения между странамиконтинента после распада СССР проходят через Казахстан. Поэтому использование нашей территории для транзитногосообщения всех видов коммуникаций: автомобильного, железнодорожного,авиационного, трубопроводного сообщения и телекоммуникаций является остройнеобходимостью для всех государств континента. Создание инфраструктуры и ееобслуживание создаст много устойчивых рабочих мест. Геополитическое положение РК создает большиепреимущества для организации внутриконтинентальной торговли. Создание натерритории республики Казахстан зон свободной торговли между странамиЕвразийского континента явится еще одной предпосылкой для мощной, не сырьевойнаправленности торгового бизнеса.

Хочетсяобратить внимание на производственные отношения людей в процессе производства.То есть взаимоотношения наемных рабочих и работодателей. На капиталистическомЗападе достигнуты большие результаты врешении социальных проблем. Это произошло благодаря сильным профсоюзам. Сильныепрофсоюзы сумели заставить стать равноправными партнерами работодателей инаемных рабочих в процессе производства и в распределении результатовсовместного труда. Казалось бы на стороне у работодателей были Правительство,армия, законодательные органы, финансы. Однако они вынуждены были пойти намногочисленные уступки наемным рабочим. Как же это произошло? Как сделаликапиталистов «добрыми»? Бесспорно, в этом большую роль сыграл бывший Советский Союз. То есть, проводя свою политику борьбы с империализмом,он большие средства выделял силам, которые боролись против империализма – национально-освободительным движениям,коммунистическим партиям и профсоюзным движениям. То есть Советский Союзподдерживал профсоюзы капиталистических стран, их лидеров, пытаясь расшататькапитализм, но получил обратный эффект, в виде мощных профсоюзов, которые сталитребовать у работодателей социальныельготы и придали капитализму «человеческое лицо», сделав капиталистическое обществос высокой степенью социальной защиты. Чувствуя реальную силу и угрозу отсильных профсоюзов, работодатели вынуждены были объединяться в прочные союзы.Так в современном капиталистическомобществе появилось два класса: союзработодателей и профсоюзы наемных работников. Противоборство этих классовпривело к социально - экономическому подъему капиталистических стран в конце 20века. И по этим показателям они опередили страны социалистического лагеря.Ведь именно наличие сильных профсоюзов ведет работодателей к следующемусозданию институтов контроля за финансово-экономическим положением предприятий,решению вопросов реальной оплаты труда наемных рабочих; увеличениюплатежеспособности населения, емкостивнутреннего потребительского рынка и, как следствие, повлечет за собой развитиемалого бизнеса в производстве товаров народного потребления и предоставленияопределенных услуг населению. А также принудит работодателей объединиться в прочные союзы .

В своюочередь, сильные союзы работодателей приводят к координации деятельности членовСоюза между собой для решения общих программ в профессиональной подготовке рабочих, техников, специалистов с высшимобразованием; к созданию научно-исследовательских институтов, институтовстратегических исследований и прогнозирования. лоббированию интересов членовСоюза в законодательных и исполнительныхорганах страны, в разработке новых направлений бизнеса, в успешном продвижениитоваров и т.д. и т.п..

У нас же, набывшем постсоветском пространстве, рабочие объединяются в профсоюзы чисто декларативно. Что же делают работодатели? Они пытаются,особенно в малом бизнесе объединиться в различные союзы. Но они не эффективны,потому что нет сильного мотива к объединению, нет реальной угрозы. Только сильные профсоюзы могут еесоздать. И экономика сможет развиваться успешно. Но каксделать в Казахстане сильные профсоюзы? Ведь не стало СССР – борца с империализмом, который бы развил их. Выход в том, что наше государство должно выделять гранты на поддержание лидеров профсоюзныхдвижений, создавать профсоюзные школы, принимать законодательные акты, способствующие созданию независимых мощныхпрофсоюзов. Данные мероприятия позволятсоздать условия для проведения реформ, которые решат задачи, поставленные в стратегии индустриально-инновационного развития страны, и для успешного исполнения Программы-2030.Когда-то третий американский президент Джеферсон сказал: «Четыре столпа, накоторых должна развиваться Америка – этоземледелие, мануфактура, коммерция, мореплавание». Перефразируя эти слова, я бы сказал, что для расцветаКазахстана необходимо развитие степногоживотноводства, промышленная переработка продукции животноводства, транзитнаястратегия государства, создание на территории республики межконтинентальной торговли.Одной из прорывных направлений степногоживотноводства я считаю развитие овцеводства и комплексную переработку еепродукции. Нами разработана программа, которая в состоянии создать на сегодняшний день 300 тысяч рабочих мест вотраслях сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения,образования, науки. Это даст мультипликативный эффект в развитии науки, химической промышленности.В отраслях овцеводства мы можем в течение 10 лет увеличить число поголовья до50 млн. овец, число рабочих мест до 1,5млн. мест.

Наш народимеет великое прошлое, впереди у него перспектива стать индустриально развитой державой свысокоразвитым сельским хозяйством и промышленностью. Но, по воле судьбы, внедалеком прошлом произошла потеря казахами экономических и политических позиций в мировом пространстве. Однако, уже сейчас есть возможность унашей страны, возродиться из пеплапрошлого и проявиться на новом качественном уровне и занять достойное место вмеждународном разделении труда.

Нуркасым АБУЕВnurmonolit@mail.ru

Поделиться: