С. Рекеда: Казахстан-2012: Антифашизм не роскошь, а..?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
История с созданием в Казахстане новой сетевой структуры Антифашистского Комитета РК достаточно показательна со многих позиций. Прежде всего, сам термин «антифашист» теперь принято использовать по поводу и без повода, что во многом принижает благую цель подобных объединений – бороться с проявлениями идеологии, направленной на разжигание розни между народами, принижающей одни нации и искусственно возвеличивающей другие. Причем в самой что ни на есть пещерной, примитивной форме.
С. Рекеда: Казахстан-2012: Антифашизм не роскошь, а..?

Казахстан-2012:Антифашизм не роскошь, а..?


Однаждыво время поездки из Москвы в Калининградна поезде мне неожиданно удалось провестимини социологическое исследование синтересным результатом. Первую половинупути со мной ехал белорус, который мнев красках поведал свое видение жизнина родине. В целом, пожалуй, его позициюможно передать следующим образом:«Проблемы, конечно, есть и предостаточно.Но Батька молодец — держится еще, несдает нас и страну. Вот если Украинавступит в ЕС, тогда конец — я из Белоруссииуеду. Не хочу жить, как в Прибалтике».На своей остановке, в Минске, мой попутчиквышел, а на его место сел молодой пареньс явно взволнованным видом. Первой егофразой было: «Надеюсь никогда сюдабольше не вернусь — как они здесь живут?!Здесь же откровенный фашизм!» Разговорс таким зачином не мог не быть интересным.Оказалось, что парень русский, гражданинРоссии, но всю или почти всю жизнь своюпровел в Литве, в Белоруссии был впервые,и его повергли в шок, например, акцизына бутылках с питьевой водой. Он утверждал,что в Белоруссии нет рыночных свобод,государство имеет слишком большоевлияние на общество и т. п. - а значиттам фашизм, что он повторил несколькораз. К слову, потом он рассказал о том,что около 70% его курса медиков разъехалосьпо разным странам Европы, сам он дляместа работы выбирает между Великобританиейи Германией, рассказал про ограниченияна развитие сельского хозяйства, которыенакладывает на Литву ее членство в ЕС.Однако все это для моего собеседникабыло само собой разумеющимся и невызывало никакой тревоги.

Всяэта история не просто показывает, каккардинально может расходиться восприятиеодного и того же явления в зависимостиот ценностей наблюдателя. Здесь мы ещеи видим с какой легкостью сейчасиспользуется столь сложное понятие«фашизм». Зачастую, когда сталкиваешьсягде-то с этим понятием, не всегда дажепонятно, что под ним в данном конкретномслучае понимается. А ведь даже в научнойлитературе нет единой позиции, гдепроходит грань между, например, фашизмоми национализмом.

Думается,что история с созданием в Казахстаненовой сетевой структуры АнтифашистскогоКомитета РК также добавляет пищи дляподобных размышлений. Использованиесамого термина «антифашист» («фашист»)по поводу и без повода, о чем шла речьвыше, во многом принижает благую цельподобных объединений – бороться спроявлениями идеологии, направленнойна разжигание розни между народами,принижающей одни нации и искусственновозвеличивающей другие. Причем в самойчто ни на есть пещерной, примитивнойформе.

Сразу жевозникает вопрос – антифашизм и борьбапротив национализма, это одно и тоже,или же есть какая-то грань, разделяющаяэти понятия. С идеологической точкизрения фашизм, это крайнее проявлениенационализма, но ведь не всех националистовмы можем записать в фашисты. Где грань?

Поэтомувозникновение в Казахстане АнтифашистскогоКомитета неизбежно вызвало множествовопросов, касающихся целеполагания,главных миссий, которые могли бы решатьучастники сообщества, противодействуя«фашистской угрозе» в РК.

По мнениюАндрея Щербакова, одного из главныхинициаторов создания сетевого сообщества,фашисты, это те, кто придумал разделятьграждан Казахстана на «нагыз» и «шала»,кто предлагает снести памятникигероям Великой Отечественной вой­ныи отменить празднование 9 Мая, ктогероизирует Туркестанский батальон,воевавший на стороне гитлеровскойГермании. Позиция понятна и вполнепрозрачна.

Однако,едва возникнув, сетевая группа в«Фэйсбуке» стала терять своихотцов-основателей, например, ДанияраАшимбаева, который заявил, что егоотпугнула оголтелость подходов некоторыхсоратников по Антифашистскому комитетуи у него нет желания выстраивать какую-тосистемную борьбу с одиозными фигурами,которые, по сути, не являются лидерамиобщественного мнения. Сразу видно, чтогосподин Ашимбаев не только выдающийсяказахстанский политолог, но и обладаеттонким политическим чутьем. Заработатьполитические очки на этой теме – задачанепростая, а вот набить шишки вполневозможно. Тем более, что отношениевластей страны к подобным инициативампока не очень очевидно.

Кто-тоопасается, что подобная инициативаможет подогреть интерес к такого родаидеям, которые, безусловно, не имеютсерьезной поддержки внутри самогоКазахстана. Но с другой стороны, отношениек Великой Отечественной войне иподвигу русских, казахов, узбеков идругих народов СССР это в какой-тостепени лакмусовая бумага, благодарякоторой можно увидеть картину здоровьянации, адекватного и объективноговосприятия нашей общей истории. С этойточки зрения, разоблачение мифов офашизме, которые в великом множествеплодятся в современном интернет-пространстве, стало бы действительно очень важнойи значимой миссией. Тем более чторасхождение в оценках нашей общейистории ХХ века в последнее времястановятся все более заметными не толькопо линии контактов российских историковс коллегами из стран центральной Азии,но и с нашими казахстанскими партнерами.Однако какими именно инструментами иметодами намеревается казахстанскийАнтифашистский Комитет бороться с этимзлом пока что остается неясным.

Именнопоэтому история нового сетевогосообщества пока что оставляет большевопросов, нежели дает однозначныеответы. И все же сам факт появлениятакого сообщества указывает на то, чтонациональная тематика остается важнойдля общества, причем отнюдь не толькоказахстанского. Все поднятые вышевопросы совершенно справедливо обратитьи к России, и к любой другой бывшейсоветской республике. Но помогут липодобные сообщества нащупать граньмежду патриотизмом, национализмом ифашизмом?


Поделиться: