Грузия: больше, чем выборы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Пока грузинские политики и эксперты ищут ответы на эти вопросы, Вашингтон и Брюссель посылают Тбилиси недвусмысленный сигнал. Все разговоры о продвижении Грузии в НАТО будут возможны только в случае успешной сдачи "выборного экзамена" и обеспечения цивилизованной смены власти. Похоже, Запад хотел бы большей предсказуемости от своего партнера. Американцы и европейцы всячески подчеркивают, что значение Грузии для них не исчерпывается одной лишь личностью нынешнего президента.
Грузия: больше, чем выборы
Грузия: больше, чем выборы
| Сергей Маркедонов

Президент Грузии Михаил Саакашвили назначил дату парламентских выборов в Грузии – они состоятся 1 октября нынешнего года. Однако фактически избирательная кампания уже стартовала, и накал страстей ожидается нешуточный. Значение предстоящих выборов несравнимо с обычной кампанией по избранию депутатов национального парламента. Не будет преувеличением назвать их одним из важнейших политических событий последнего десятилетия.

Во-первых, октябрьские выборы открывают новый избирательный цикл (в 2013 году Грузии предстоит избрать президента). Он подведет своеобразную черту под периодом, начавшимся после ухода с грузинского политического Олимпа Эдуарда Шеварднадзе. Кстати сказать, "революция роз", приведшая к власти Михаила Саакашвили, была во многом спровоцирована парламентской избирательной кампанией 2003 года. Точнее, интерпретацией итогов народного волеизъявления.

Во-вторых, избирательный цикл 2012-2013 годов "зарифмован" с конституционными изменениями, которые вступят в силу после его завершения. Смысл законодательных новелл в перераспределении властных полномочий между президентом, парламентом и правительством.

В будущем году действующий глава Грузинского государства должен покинуть президентский пост. Но это вовсе не означает, что Саакашвили собирается оставить грузинскую политику. И старая, и новая версия Основного закона Грузии не запрещают уходящему президенту менять место работы и занимать посты спикера высшего представительного органа власти или главы правительства.

Сегодня Саакашвили хранит молчание по поводу возможного преемника и своих политических планов после 2013 года. Однако им не было также сделано ни одного заявления, которое бы прямо говорило о том, что скорее он отправиться на заслуженный отдых. В самом деле, возглавив правительство, Саакашвили получает право определять основы внешней и внутренней политики страны.

Новый глава Грузинского государства после 2013 года станет аналогом президента ФРГ или любой другой парламентской республики, так как новая Конституция ставит любой документ в зависимость от подписи главы правительства. Выпущенные президентом бумаги без таковой подписи просто не будут иметь силы. И если президента с весьма урезанными полномочиями будет избирать все население страны, то премьеру достаточно поддержки парламентского большинства. Теперь, как говорится, дело за малым: осталось обеспечить большинство депутатских мандатов за правящей партией "Единое национальное движение".

В-третьих, отличие предстоящих парламентских выборов от прежних состоит как раз в том, что решение задачи по обеспечению доминирования в высшем представительном органе власти не будет столь легким. Одного административного ресурса теперь будет недостаточно.

Напомним, что в 2008 году парламентские и президентские выборы проходили в один год с небольшим временным интервалом. Тогда Михаил Саакашвили бросил все силы на поддержку партии власти. На фоне жесткого противостояния с Россией, когда эксперты и политики открыто спорили о возможной дате начала войны с северным соседом, президенту Грузии было намного легче использовать патриотическую риторику против оппозиции. Сама же оппозиция была разрозненной, а ее лидеры сражались на двух фронтах – друг против друга и против действующей грузинской власти.

Сегодня у "Единого национального движения" есть серьезный оппонент – Бидзина Иванишвили. Меньше года назад он ворвался на авансцену грузинской политики и за это время успел продемонстрировать свои бойцовские качества и консолидировать разрозненные и дезориентированные ряды оппозиционеров.

На этот раз властям бросил перчатку не опальный министр или депутат, и даже не бывший соратник по "революции роз". Иванишвили – крупный и удачливый бизнесмен, который входит в рейтинг журнала "Форбс", начиная с 2005 года, и занимает здесь далеко не последние строчки. В 2011 году "Форбс" оценил его состояние в 5,5 миллиардов долларов США.

Иванишвили не связан своим карьерным ростом с командой грузинского президента и не зависим от него финансово и политически. К тому же, в отличие от подавляющего большинства оппозиционных политиков, у него есть возможности для ведения лоббистсткой деятельности на Западе.

И первые результаты оппозиционного лоббизма уже видны в США и странах Европы. Так, попытки грузинских властей воздействовать на оппонента с помощью традиционных административных приемов (лишение гражданства, финансовые проверки) не увенчались успехом. Напротив, благодаря "наездам" со стороны властей Иванишвили заработал себе ореол мученика и ресурс народной поддержки. При этом олигарх с удовольствием подчеркивает свое "простое" происхождение и связь с народом – он родился в селе Чорвила около города Чиатури, а отец будущего миллиардера работал шахтером на комбинате "Чиатурмарганец".

Согласно различным социологическим опросам, "Грузинская мечта", ведомая Иванишвили, идет сегодня практически вровень с "Единым национальным движением". И это притом, что до дня голосования остается еще полтора месяца. Следовательно, у Иванишвили еще есть возможность нарастить электоральную поддержку своей партии.

Действующая власть Грузии понимает необходимость противостояния новым вызовам. На избирательный фронт был отравлен ближайший соратник Михаила Саакашвили, бывший министр внутренних дел Вано Мерабишвили. "Серый кардинал" грузинской политики получил назначение на пост премьер-министра и практически с места в карьер начал вести активную пиар-кампанию.

Долгие годы проблемы сельского хозяйства и пенсионного обеспечения оставались вне фокуса внимания грузинских властей и рассматривались официальным Тбилиси едва ли не как демонстрация "социалистических подходов". Однако сегодня и партия власти, и правительство Грузии заявляют о том, что борьба с бедностью и с неэффективностью аграрного сектора являются для них приоритетами.

Это не случайно, поскольку, несмотря на все разговоры про модернизацию и вестернизацию, Грузия остается в значительной степени крестьянской страной – 50% ее населения вовлечено в сельхозпроизводство, но при этом 64% всех бедных людей живет именно в селе. Сегодня власти не хотели бы видеть их среди протестного электората, готового проголосовать за любую политическую силу, кроме правящей партии. Поэтому и происходит существенная корректировка приоритетов.

Не исключено, что в контексте конституционных поправок именно Мерабишвили видится в качестве преемника Саакашвили на президентском посту. В случае же провального выступления партии власти амбициозного политика могут сбросить с вершины грузинского Олимпа.

Таким образом, в предстоящем избирательном цикле в Грузии будет несколько интриг. Прежде всего, это новая роль Михаила Саакашвили. Этот вопрос имеет не только внутриполитическое значение. Кремль не раз заявлял, что с этим президентом Грузии он не будет вести никаких переговоров. Но в случае перехода Саакашвили на работу премьером или спикером парламента будет ли российская власть общаться с любым из его соратников, как с президентом, будь то Мерабишвили, нынешний мэр Тбилиси Гига Угулава, спикер парламента Давид Бакрадзе или кто-то еще?

Не менее интересная интрига связана с Иванишвили. Захочет ли этот политик из олигархов обострять игру, если почувствует свою силу? Согласится ли он с итогами парламентских выборов или замахнется на новую "цветную революцию" по образцу ноября 2003 года? Сможет ли побороться за президентское кресло в 2013 году? Если да, то будет ли Иванишвили мириться с конституционными новеллами? И конечно же, остается вопрос о том, какова будет внешняя политика Грузии в случае победы Иванишвили, сделавшего себе успешную бизнес-карьеру именно в России.

Пока грузинские политики и эксперты ищут ответы на эти вопросы, Вашингтон и Брюссель посылают Тбилиси недвусмысленный сигнал. Все разговоры о продвижении Грузии в НАТО будут возможны только в случае успешной сдачи "выборного экзамена" и обеспечения цивилизованной смены власти. Похоже, Запад хотел бы большей предсказуемости от своего партнера. Американцы и европейцы всячески подчеркивают, что значение Грузии для них не исчерпывается одной лишь личностью нынешнего президента.

источник: Новая Политика

Поделиться: