Итоги встречи в Москве не обрадовали Ереван

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В конце минувшей недели в Москве прошла рабочая встреча президентов России и Армении. По официальной информации, они обсуждали вопросы безопасности в Закавказье, в том числе вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта, перспективы углубления взаимодействия на пространстве СНГ и в рамках набирающих обороты евразийских интеграционных процессов, международные проблемы, вопросы двусторонних отношений, включая сферу экономики.
Итоги встречи в Москве не обрадовали Ереван

Итоги встречи в Москве не обрадовали Ереван

Автор: Сусанна Петросян, Ереван. Специально для «ВК»
Итоги встречи в Москве не обрадовали Ереван В конце минувшей недели в Москве прошла рабочая встреча президентов России и Армении. По официальной информации, они обсуждали вопросы безопасности в Закавказье, в том числе вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта, перспективы углубления взаимодействия на пространстве СНГ и в рамках набирающих обороты евразийских интеграционных процессов, международные проблемы, вопросы двусторонних отношений, включая сферу экономики.

Одним из ключевых на встрече стал вопрос о возможном вступлении Армении в Евразийский союз. Относительно этого вопроса в армянском экспертном сообществе наблюдается некоторый скептицизм. Эксперт армянского Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян убежден, что Москва вынуждает Ереван сделать выбор между ЕврАзЭС и Евросоюзом, однако «опасно складывать все яйца в одну корзину».

Не исключает давления на Армению со стороны России в этом вопросе и руководитель аналитического Центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политолог Степан Григорян. "Идея Евразийского союза, выдвинутая Путиным, преследует следующую цель: Россия хочет усилить свое влияние на постсоветском пространстве, восстановить свои связи с непосредственными соседями. Но надо посмотреть, выгодно ли это Армении или нет, что даст Армении ЕврАзЭс? Ведь у нас нет сухопутной границы ни с одной страной, которая может стать членом ЕврАзЭС. Если нет общего таможенного, налогового пространства, то мы не получим преимуществ от такого сотрудничества, и тогда не понимаю смысл присоединения к этому союзу".

Между тем, в ходе визита Саргсяна в Москву президент договорились о создании специальной комиссии, которая рассмотрит возможность участия Еревана в интеграционных процессах в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства применительно к Армении. По словам Путина, специфика заключается в том, что у России и Армении нет общих границ, поэтому "можно было бы подумать об использовании каких-то инструментов, которые согласованы между тремя странами (Россия, Белоруссия и Казахстан).

Однако, похоже, в ходе саммита не нашли решения вопросы о повышении цены на поставляемый в Армению российский газ и предоставлении российского кредита в 1 млрд долларов. Россия является главным торговым контрагентом Армении и ведущим зарубежным инвестором в армянскую экономику. Сегодня взаимный товарооборот составляет миллиард долларов. Общее количество предприятий с российским капиталом - около 1,3 тыс. (более четверти всех предприятий Армении с участием иностранного капитала).

"Сегодня мы говорили о важной теме - цене поставляемого в Армению природного газа. Думаю, что нашли взаимопонимание по принципам ее формирования. Она должна исходить из реальности рыночной цены на газ, помноженной или разделенной, как хотите, на необходимость обеспечения Армении природным газом по сопоставимым с региональными ценами тарифам при сохранении эффективности ее экономики", - заявил Серж Саргсян. Таким образом он косвенно подтвердил, что ему не удалось предотвратить повышение тарифов на газ. Напомним, что ранее некоторые СМИ сообщали, что с 1 октября 2012 года армянская сторона будет платить, вместо нынешних 180 дол. за тыс. кубометров, 280 дол., а с 1 января 2013 года - 320 долларов.

В позиции Москвы нет ничего неожиданного. Россия уже несколько лет говорит о том, что будет продавать своим партнерам газ по рыночной цене, по которой она продает газ Европе. Что касается армянской стороны, то последняя каждый раз добивалась того, чтобы решения о повышении цены на газ либо откладывались, либо выполнялись частично, нередко за счет передачи в собственность России тех или иных объектов энергетической или какой-то другой инфраструктуры Армении. В последний раз при поднятии цен на газ в 2010 году Россия пошла навстречу просьбе руководства Армении и подняла цены на газ в два этапа: в апреле 2010 года и готовится поднять 1 октября.

В основе создания в 1997 году совместного армяно-российского предприятия "АрмРосгазпром" лежала следующая схема: доля "Газпрома" в капитале ЗАО "АрмРосгазпром" составила 45%, доля компании "Итера" -10%, а остальные 45% - принадлежали правительству Армении. Напомним, что сегодня "Газпром" владеет 80% акций ЗАО "АрмРосгазпром", остальными 20% - правительство Армении.

По выработанной схеме российская сторона взамен полученных 55% акций должна была поставлять в Армению газ по низким ценам, что и было сделано. По утверждению лидеров оппозиционного Армянского национального конгресса, выплаты за газ на общую сумму, превышающую 170 млн дол., полученные от армянских потребителей в течение 4 лет в бытность президентом Роберта Кочаряна, куда-то бесследно исчезли, при этом аккуратно обойдя государственный бюджет. До сих пор никто из тогдашних руководителей "АрмРосгазпром" так и не дали никакого вразумительного объяснения на это обвинение оппозиции.

По мнению оппозиционеров, армянская сторона должна была готовиться к покупке российского газа по рыночным ценам, о чем неоднократно предупреждала Россия. В частности, полученные от продажи газа внутри страны средства должны были быть направлены на закупку современного неэнергоемкого оборудования и технологий, а также модернизацию существующего в промышленности оборудования для того, чтобы сделать газовое хозяйство более экономным и более эффективным, чего однако сделано не было.

Получается, что обвинять российскую сторону в оказании давления совершенно неуместно и армянскому правительству, что называется, надо писать жалобу на себя. Факт остается фактом, что российское руководство по тем или иным причинам не пожелало вновь отложить решение о поднятии цен на газ.

Скорее всего, армянскому президенту не удалось и добиться российского кредита в 1 млрд долларов. Президент России напомнил о трансфертах из России в Армению, сказав, что они составляют около одного миллиарда долларов в год, что составляет чувствительную часть ВВП Армении. Российский лидер озвучил цифру в один миллиард долларов на фоне ожидания Арменией кредита именно на эту сумму.

Напомним, что в кризисном 2009 году Россия предоставила Армении кредит в полмиллиарда. Деньги не были использованы армянской стороной эффективно. Значительная часть из этого кредита была направлена правительством не на осуществление экономических реформ и поддержку социально-экономических проектов, а на реализацию сомнительных проектов с участием сомнительных компаний. России же не все равно как используются ее деньги.

Словом, два важных для Армении вопроса так и решились. Причем, цены на газ будут повышены накануне президентских выборов в феврале 2013 года. Правда, неудачный экономический диалог не затронул военно-политическую сферу - прозвучали заявления о том, что сотрудничество в сфере безопасности в рамках ОДКБ будет продолжено в полном объеме.

Поделиться: