Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстанский "Ближний Восток"?

13.08.2012

Автор:

Теги:

Казахстанский "Ближний Восток"?
Актобе и прилегающая область в общественном сознании сложились в образ некоего "Ближнего Востока" в Казахстане. Не из-за нефтяного изобилия - из-за религиозной составляющей, которая именно здесь, в Актюбинской области из многих компонентов общественной жизни превращается в значимый фактор.

По крайней мере, поток газетных сообщений либо об очередном теракте или нападении на полицейских последователей учения аль-Ваххаба, либо тамошние имамы учудят, либо явный криминал просвечивает из-под тонкой пленки журналистской или чиновничьей лжи, либо сам аким области показывает, насколько кое-где у нас порой тесно власть сплетается с религией, хотя по Конституции государство должно быть отделено от сферы потребностей человеческих душ, в крайнем случае - брать под жесткий контроль попытки отдельных религиозных деятелей, сект, групп взять себе больше властных полномочий, распоряжаться не только душами прихожан, но и их деньгами, здоровьем, телами и т.п.

Впрочем, необходимо здесь дать подробности, чтобы стало понятно, какие выводы модно сделать о состоянии религиозных дел в отдельно взятой области Казахстана. Начнем, пожалуй, с акима - Архимеда Мухамбетова. В первых числах августа глава региона встретился с имамами г.Актобе и районов. Даже из шаблонного пресс-релиза, размещенного на сайте областного акимата и скопированного в ряде региональных СМИ, можно почерпнуть интересную информацию.

Во-первых, отметим, как бодро аким забывает о коме проблем, накопившихся в отношениях между общинами салафитов/ваххабитов, простыми мусульманами и немусульманами области. Об этих проблемах не было проронено ни полслова, взамен Архимед Мухамбетов "отметил, что в области проделана определенная работа по укреплению единства и стабильности в религиозной сфере, повышению духовности и религиозных знаний среди жителей области".

Далее аким рассказал о том, как проводится обеспечение мечетей квалифицированными муллами (встреча проходила с духовным руководством области, неужто они лучше акима не знают, как идут дела в их епархии?!), как этих мулл обеспечивают зарплатами, жильем, как проводится оплата коммунальных расходов мечетей.

Впрочем, кое-какие задания имамам аким области все же дал. Вот точный список: "...активизация работы по перерегистрации мечетей, постоянное повышение религиозных знаний и квалификации имамов, усиление информационно-пропагандистской работы среди населения, особенно, среди молодежи...". То есть, понимаете ли, предложил аким заманивать молодежь в религиозную сферу, а о просвещении их пусть имамы заботятся с повышенной квалификацией.

Конечно, не обошлось и без шоу в стиле "Здравствуй, пальма, Новый год!". Из подарочого мешка аким-Санта извлек "сертификаты для получения служебных квартир имаму – представителю ДУМК по Актюбинской области Абдумутали Дауренбекову, наиб-имаму областной центральной мечети "Н?р ?асыр" Сансызбаю Шоканову, имаму городской мечети Бахытбеку Тажимбетову".

Непонятно, кстати, зачем далее в пресс-релизе следует такая фраза: "На встрече также выступили имам – представитель ДУМК по Актюбинской области Абдумутали Дауренбеков, директор областного департамента по делам религий Бауыржан Есмахан". На этом мысль просто обрывается. Надо было хотя бы дописать - "...но ничего от акима области не получили, зря приходили".

Статистики из акимата (возможно, подключили к работе целый отдел) подсчитали, что на вечерней церемонии "Ауыз ашар" присутствовали "150 представителей мусульманской общественности, интеллигенции, бизнеса, молодежи области". Жаль, не дали процентного расклада, да могли бы и некоторые известные фамилии "молодежи области" озвучить.

Закончилось мероприятие молебном главы региона о мире и согласии в Казахстане, которыми мы обязаны "...миротворческой политике Главы государства", при котором наша страна "стала территорией мира и согласия, центром мирового межконфессионального диалога, свидетельством которому является проведение четырех Съездов мировых и традиционных религий в столице нашей страны Астане...". Спичрайтеру акима, похоже, лет двадцать пять от силы.

Сторонники акима (родственники или сотрудники акимата области), очевидно, обвинят нас в наведении тени на плетень - дескать, никаких проблем нет, о которых аким бы не сказал.

Да мы вам прямо сходу назовем одну - скоротечная смена имама в нашумевшем поселке Шубарши. Еще в мае этого года Нурмухаммбет Бижанов, направленный в "Ак мешит" (мечеть поселка) в прошлом году, после теракта, организованного тамошними салафитами, давал комментарии журналистам, рассказывал, как он организовывает проповеди и борется с экстремизмом, а вот уже в конце июля появляется информация, что имам уехал. Якобы из-за плохой экологии в поселке у него заболела семья. Главный имам области дает противоречивую информацию - он утверждает, что Бижанова направили на учебу в университет "Нур-Мубарак".

Бижанов появился в Актюбинской области в прошлом году как посланник ДУМ Казахстана. Его предшественники на посту не задерживались, учитывая накалявшиеся отношения между общинами салафитов и обычными мусульманами. Н. Бижанов был направлен с задачей помочь местному духовенству стабилизировать религиозную ситуацию, заняться просвещением местных жителей в области ислама. Аким области даже вручил ему ключи от квартиры и автомобиля ВАЗ.

И вот новый имам исчез, местные жители говорят, что его семья заболела от плохой экологии этих мест, но вот упоминавшийся выше имам "Нур Гасыра" Абдумутали Дауренбеков утверждает, будто Нурмухаммбета Бижанова направили на учебу в исламский университет "Нур-Мубарак": "Он попросил об этом сам. Других причин в заявлении нет. Его работа в Шубарши пришлась на сложное время, но со своей работой имам справился. Он работал с населением, учил детей арабскому, направил в медресе 2 учеников. В "Ак мешит" сейчас ходят 50 человек. Действительно, у Бижанова были проблемы со здоровьем, но с экологией это не связано. В "Ак мешит" Шубарши направили выпускника исламского института Кенжетая Шалкарова, до этого он 6 лет был имамом в ЮКО. Машина и квартира бывшего имама перешли ему. У него семья, 4 детей".

Короче говоря, темная история, свидетельствующая, что не все еще спокойно в "горячей точке" региона, каким стал поселок Шубарши. Напомним, кстати, что именно отсюда поползла по стране неведомая прежде в Казахстане зараза религиозного экстремизма в виде нападений на полицейских.

Напрягает в случае с Актобе тот факт, что невзирая на бездну религиозной нетерпимости, у края которой сейчас балансирует Казахстан, духовные деятели Актюбинской области при соучастии представителей власти делают все что угодно, но только не вносят вклад в дело межрелигиозного согласия и общественного согласия в целом.

Например, они изгоняют американского имама, прибывшего с визитом в область. Или протестуют против… шопинга. Или так навязчиво отрицают связь смены главного имама области с произошедшим до этого самоподрывом смертника в здании актюбинского ДКНБ, что верится в обратное.

Наконец, непонятно и необъяснимо с точки зрения банальной управленческой логики то обстоятельство, что после череды терактов и нападений на полицейских, когда следовало ожидать смены руководства силовых органов Актюбинской области, последовало нечто совершенно иное. Отстраненный начальник Департамента внутренних дел области генерал-майор полиции Патрис Нокин уехал в Астану, где стал …председателем комитета миграционной полиции МВД РК.

Собственно говоря, причина разгула вооруженной преступности, огромную долю которой составляют (по велению моды и социальных трендов) участники так называемых религиозных экстремистских организаций, видна, как на ладони, - нет мотивации, чтобы ответственным за борьбу с преступниками людям исполнять свои обязанности. Ведь в случае провала их ждут не допросы в подвалах с сырыми стенами и тяжелыми цепями – а новый уютный кабинет в Астане.

Вдобавок к этому крутому вареву, замешанному на коррупционно-религиозной почве, добавим, что и новомодные в определенных элитных кругах кораниты чувствуют себя в Актюбинской области совершенно вольготно, строя планы по навязыванию своего взгляда на ислам всему мусульманскому обществу страны, однако дальше кухонных разговоров пока не двигаясь.

Но вернемся к развалу полицейского противодействия бандитским вооруженным проявлениям. Глядя на это, расслабляются и гражданские службы – акиматские работники, прочий казенный (то бишь, питающийся из казны) народ. А страдают простые люди – единицы попадают в состав вооруженных банд, прикрывающихся высокими религиозными целями (сто лет назад такими целями были свобода, равенство, братство и коммунизм), кто-то гибнет от случайных выстрелов и взрывов этой невидимой войны. Большинство подвергаются психологической обработке. Зато на Ютубе появился свежий ролик, где читают рэп …в честь годовщины кенкиякских событий. Вот такие выверты.

Теракты хороши (для их организаторов) тем, что трансформируют общество – оно становится стадом напуганных двуногих. Взрослые люди превращаются по своему мышлению в детей, которым легко внушить любые, даже самые сумасшедшие идеи. Обратите внимание, как после каждого теракта, где бы он ни произошел, включается машина психологической обработки – известие о теракте достигает каждого гражданина страны, потом его сознание начинают методично обрабатывать из разных источников. И места отправления религиозных потребностей – один из таких каналов манипуляции массовым сознанием. Так на чьей же стороне играют некоторые духовники Казахстана (любого вероисповедания), допускающие расшатывающие межнациональные, межрелигиозные и культурные основы нашего общества? Причем именно в те моменты, когда массовое сознание не в силах защитить свое сокровенное, будучи смертельно запугано не столько терактом, сколько его описаниями и совершенно определенными комментариями (в духе, "То ли еще будет, ой-ой-ой!") к, в сущности, незначительному, в масштабах всей страны, событию. Ведь от аварий на дорогах в год и даже за раз гибнет больше людей, чем в терактах, но страху журналисты нагоняют, будто на Казахстан совершена, как минимум, ядерная агрессия.

Не будем говорить, что корень всех современных террористических проблем Казахстана кроется только в Актобе. Аналогичные процессы происходят по всей республике, но "нарывать" стало именно там. Но можно взять, к примеру, Атырау, откуда в Актюбинскую область переместились со своей идеологией кораниты, или Шымкент.... Впрочем, это – исследования для других статей. Тем более в регионах есть не только проблемы религиозного экстремизма, хотя последнее явление очень даже хорошо питается соками от яда других проблем...

Андрей ЛОГИНОВ, Астана

Источник - Контур


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение