Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Южная Осетия четыре года спустя: обречена на зависимость

10.08.2012

Автор:

Теги:

Южная Осетия четыре года спустя: обречена на зависимость


Читайте далее: http://ria.ru/world/20120808/718783705.html#ixzz239DPhqSO

 

МОСКВА, 8 авг - РИА Новости, Андрей Малышкин.

Открытиелетних Олимпийских игр, видимо, невозможно без упоминания Грузии, ЮжнойОсетии и Абхазии. Если восьмого августа 2008 года пекинская Олимпиада былаомрачена нападением грузинских войск на Цхинвали, то на лондонской Олимпиаде2012 года произошел всего лишь спортивно-дипломатический скандал. В Тбилиси возмутились,увидев, что на сайте Игр две отколовшиеся от Грузии республики - Южная Осетия иАбхазия - числятся территорией России. В частности, в досье спортсменов местомрождения члена сборной РФ Бесика Кудухова была указана Южная Осетия, а другогороссийского спортсмена, Дениса Царгуша, - город Гудаута (Абхазия). При этомрядом в скобках было приписано "Россия".

Всвязи с этим НОК Грузии выразил протест и потребовал изменить надпись"Россия" на "Грузия". Примечательно, что в этом техническомказусе отразилось действительное положение, занимаемое двумя молодымизакавказскими государствами: Запад до сих пор не замечает их существования,поддерживая территориальную целостность Грузии, при этом Южная Осетия (Абхазияв меньшей степени) полностью остается зависимой в финансовом плане от России.

 

Неспешное восстановление

 

ПослеагрессииГрузии в августе 2008 года Россия направила на восстановление Южной Осетиимиллиарды рублей. Цифры при этом назывались разные. Так, еще в 2010 году первыйвице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия направила в бюджет республикив общей сложности около 28 миллиардов рублей. В 2011 году Южная Осетия натекущее содержание бюджетной сферы получила из РФ 2,5 миллиарда рублей, а нареализацию инвестиционной программы содействия социально-экономическомуразвитию - 3 миллиарда 810 миллионов. Инвестпрограммой на 2012 годпредусмотрено 2,960 миллиарда рублей (из них 2,575 миллиарда уже перечислены),а на 2013 год - 1,650 миллиарда рублей.



Однако до завершения восстановления республики еще далеко. Министрстроительства и архитектуры Южной Осетии Анатолий Мащелкин в интервью РИАНовости сообщил, что проблема жилья в стране
будетрешена только к 2015 году. И это при том, что население республикисоставляет около 40 тысяч человек. Мащелкин, который был назначен на должностьв мае этого года, сообщил, что с 2008 года, то есть с момента грузинскойагрессии, строительство объектов в Южной Осетии велось без проектно-сметнойдокументации. И только сейчас российские власти, в частности, министерстворегионального развития, стали вводить более жесткие требования к расходованиюденежных средств, выделяемых на восстановление. Теперь финансирование по темили иным восстанавливаемым объектам в республике будет открываться только посленаличия проекта и проведенной по нему экспертизе.

 

Интервьюглавы минстроя Южной Осетии РИА Новости >>

 

И нато есть причины. В частности, по данным Минрегиона РФ, по состоянию на 1 июня2012 года подрядчики, работающие в Южной Осетии, не отчитались за 1 миллиард 27миллионов рублей.

Рассчитыватьна свои силы в восстановлении властям республики не приходится - собственныедоходы бюджета Южной Осетии невелики. В 2008 году они составляли всего 60миллионов рублей, в 2009-м - 139 миллионов, в 2010-м - 320 миллионов, а в 2011году - 480,9 миллиона рублей.

То,что восстановление жилья в республике после грузинской агрессии идетнедостаточно быстрыми темпами, признают и в российском МИД.

"Допускаю, что отдельным жителям Южной Осетии, особенно изчисла тех, кто в результате грузинской агрессии 2008 года лишились крова,масштабы нашего содействия, а самое главное - темпы восстановления истроительства жилья могут показаться скромными и недостаточными", - заявилв интервью РИА Новости статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин.

Этивопросы, по его словам, открыто обсуждались, в частности, в мае президентами РФи Южной Осетии в Сочи.

"Поставлена задача добиться скорой ощутимой отдачи в планеулучшения жизни людей, расселение тех, кто долгое время живет в, мягко говоря,скромных жилищах. При этом важнейшим условием успеха является обеспечениецелевого эффективного использования в республике выделяемых нами средств. Мыэтому уделяем повышенное внимание", - добавил дипломат.

 

Парад признаний остановился

 

Кнеудовольствию молодых закавказских государств, "парад признаний", который было начался послеавгуста 2008-го, застопорился. Пока независимость Южной Осетии, помимо России,признали еще четыре государства-члена ООН: Никарагуа, Науру, Венесуэла иТувалу. У Абхазии на одно государство больше - ее признало еще и Вануату.Однако это не идет ни в какое сравнение с Косово, власти которого при поддержкеСША и ряда стран Евросоюза провозгласили независимость от Сербии также в 2008году. По данным Приштины, самопровозглашенную республику с того временипризнало 91 государство, включая 22 страны ЕС.

ВластиЮжной Осетии и Абхазии делали оптимистичные заявления, что признания будутпродолжаться, среди стран, готовых сделать этот шаг, назывались страныБоливарианского альянса для народов нашей Америки, государства Африки и АТР.Однако этого не произошло, объяснение этому юго-осетинские и абхазскиедипломаты находили в давлении со стороны США на те страны, которые намеревалисьсделать дипломатический шаг в сторону их признания.

По словам Карасина, в МИД РФ знают, насколько "некрасиво инекорректно ведут себя некоторые западные партнеры РФ, выкручивая руки менеесильным и развитым государствам, пугая их разного рода репрессалиями в случае,если они признают Абхазию и Южную Осетию".

Дипломаттакже высказал сомнение в том, что процесс признания прекратился.

Поего словам, по мере становления государственности Южной Осетии и Абхазии и помере того, как будет сниматься продолжающаяся блокада их представителей намеждународных форумах, государства будут признавать новые южно-кавказскиестраны в качестве самостоятельных партнеров.

Однакоотказались признавать Южную Осетию и Абхазию и союзники России по СНГ и ОДКБ.

ЗамгендиректораЦентра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев уверен,что виной здесь "косный консерватизм" лидеров этих государств.

"Они очень осторожны в своей политике в отношении России. Издесь есть большой элемент перестраховки. На самом деле, если бы Казахстан иБелоруссия сделали этот шаг, я думаю, они не получили бы сильной ответнойреакции со стороны Вашингтона. Здесь они просто решили на всякий случайперестраховаться и, возможно, использовать эту тему в дальнейшем как торг сМосквой по каким-то важным и существенным вопросам", - сказал он.

 

Становление государства

 

Втом, что за четыре года после августовской войны государство Южная Осетиясостоялось, сомневаться не приходится, уверен Карасин.

"Сегодня же налицо все необходимые атрибутыгосударственности, включая функционирование системы органов законодательной,исполнительной и судебной власти. Юго-осетинское государство контролирует своютерриторию, развивает национальную экономику, заботится о культуре,образовании. Немаловажно и то, что в стране существует оживленнаяпартийно-политическая деятельность, мы хорошо это видели в ходе довольнонепростых президентских выборов конца прошлого года. Словом, формируетсяактивное, неравнодушное гражданское общество", - сказал он.

Сейчас,по словам дипломата, чрезвычайно важно, чтобы этот поступательный процесспродолжался.

"Нынешнийпрезидент страны, Леонид Тибилов, по нашим оценкам, проводит четкий курс насплочение общества, мобилизацию конструктивных сил. Словом, при всехестественных трудностях и проблемах государственного становления,самостоятельность и состоятельность Южной Осетии очевидна. Разумеется,юго-осетинскому народу предстоит еще немало сделать для строительствасовременного демократического государства, но Россия будет продолжать в этомоказывать республике всю необходимую поддержку", - добавил он.

Стем, что в формально-юридическом плане территория Южной Осетии сформировалоськак независимое государство, согласен и Караваев.

"Что касается политического процесса, то наличие разных группвлияния, разных сил тоже дает основания говорить, что Южная Осетиядемонстрирует хороший уровень внутриполитического развития, которыйсоответствует, конечно, с определенными скидками, постсоветскому уровню другихнезависимых государств, ставших независимыми по факту распада СССР", -сказал он.



Напомним, что с момента признания независимости Россией и еще четырьмя странамив Южной Осетии прошли первые парламентские и
президентские выборы. Правда, с первого раза выбратьпрезидента не удалось - Верховный суд отменил результаты голосования, на котором, по предварительнымданным, оппозиционный кандидат Алла Джиоева победила представителя действующейвласти - главу МЧС Анатолия Бибилова.

В ответ оппозиция организовала массовые акции протеста в Цхинвали, которые продолжалисьоколо двух недель и завершились после заключения компромиссного соглашениямежду Джиоевой и действующим президентом Эдуардом Кокойты.

Договоренности предусматривали уходКокойты в отставку.

Витоге в апреле текущего года президентом Южной Осетии стал экс глава КГБ ЛеонидТибилов.

 

Обречена на зависимость

 

Однакос точки зрения экономического положения и социально-экономического развитиянельзя говорить о том, что Южная Осетия является полноценным государством,считают опрошенные РИА Новости эксперты.

"Во-первых, крайне депрессивный уровень региона толкает ЮжнуюОсетию в экономическое пространство России. Это и зависимость от российскихкредитов, и российский рынок, в том числе, и рынок труда. Самое главное, чтоЮжной Осетии не хватает базы для экономического развития. Мы это можем нагляднонаблюдать на контрасте с Абхазией. У Абхазии при всех сходных характеристиках(факт признания, развитие внутриполитических процессов) есть еще и третийэлемент - база для независимого экономического развития. При этом Абхазия тожеподпитывается за счет российских кредитов. Но, тем не менее, потенциал Абхазии,возможность экспортировать собственные ресурсы, будь то фрукты иливинно-водочная продукция, дают ей возможность быть более или менее независимыммакроэкономическим субъектом", - считает Караваев.

Поэтому,заключил он, Южная Осетия оказывается в ситуации, когда она может жить толькоза счет тесных взаимоотношений либо с Грузией, либо с Россией.

"Мы, признавая ее независимым государством, оставляем за нейправо быть на дотациях не в меньшей степени, чем субъект Российской Федерации.Естественно, в юридическом плане это все оформлено по-другому. Но, тем неменее, это так, Южная Осетия полностью от нас зависит", - добавил эксперт.

Изменитьситуацию, по мнению Караваева, может только налаживание нормальных отношений РФс Грузией, когда Южная Осетия сможет использовать транзитный потенциал длясвоего развития.

"Если когда-нибудь у нас сложатся более или менее нормальныеотношения с Грузией, откроются транспортные коммуникации, то Южная Осетия будетпользоваться определенными преимуществами, и это будет ресурсом для ееразвития. А ресурс заключается в контроле над грузопотоками, которые будут идтииз Грузии в Россию и обратно. Пока таких мощных источников, которые бы контролировалисьнепосредственно правительством республики и были бы в его подчинении, в ЮжнойОсетии нет. Основной источник - это донорская помощь от России", - добавилон.

Впрочем, до налаживания отношений между РФ и Грузией,между которыми до сих пор нет дипломатических отношений, пока далеко. Москва, влице экс-президента РФ Дмитрия Медведева, заявила, что готовавыстраивать взаимодействие с любым другим лидером Грузии, кроме МихаилаСаакашвили.

ВГрузии, в свою очередь, приняли закон "Об оккупированных территориях"- так Тбилиси называет отколовшиеся от страны бывшие автономии Абхазию и ЮжнуюОсетию. Согласно закону, посещение этих суверенных стран, которые Грузияпо-прежнему считает своими регионами, без ведома и разрешения Тбилиси являетсянарушением грузинского законодательства и наказывается либо крупным денежнымштрафом (от 2000 лари), либо тюремным заключением на срок до четырех лет.Руководство Грузии заявляет, что данный закон будет автоматически аннулирован,как только Россия выведет войска из Абхазии и Южной Осетии.

Неспособствует сближению Москвы и Тбилиси и отсутствие консенсуса на женевскихдискуссиях по Закавказью, где основным камнем преткновения остается проблемаподписания договора о неприменении силы. Тбилиси не хочет подписывать договор сЦхинвали и Сухуми, считая этот конфликт грузино-российским. Москва, в своюочередь, настаивает на юридическом закреплении обязательств Грузии поненападению на Южную Осетию и Абхазию.



Читайте далее:
http://ria.ru/world/20120808/718783705.html#ixzz239DEg8VT


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение