От твердолобого атеизма – к воинствующему мракобесию?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Беспокойство главы государства по поводу попыток радикализации мировоззрения отдельных групп населения Казахстана и особенно молодых его граждан, что с некоторых пор предпринимаются как зарубежными эмиссарами экстремист­ских религиозных течений, так и доморощенными их адептами, вполне понятно.
От твердолобого атеизма – к воинствующему мракобесию?

Беспокойство главы государства по поводу попыток радикализации мировоззрения отдельных групп населения Казахстана и особенно молодых его граждан, что с некоторых пор предпринимаются как зарубежными эмиссарами экстремист­ских религиозных течений, так и доморощенными их адептами, вполне понятно.

Террористические вылазки в Атырау и Актюбинске и недавний инцидент со взрывом жилого дома в поселке Таусамалы близ южной столицы наглядно продемонстрировали стремительный рост проникновения в умы казахстанцев чуждой им прежде идеологии воинствующего религиозного мракобесия.

В чем же причина внезапного появления в Казахстане неожиданно большого числа лиц со столь радикальными религиозными взглядами? Конечно, твердолобый атеизм советских времен нанес сокрушительный удар по религиозным устоям умеренного исламизма, прежде исповедовавшегося в среде казахов-номадов, уничтожив цвет духовенства тех времен, соответствующую религиозную литературу и множество исламских храмов.

Однако благодаря полученной Казахстаном независимости появились все необходимые условия для возрождения национального языка, духовной культуры и той традиционной для нас веры, которая опиралась на богословскую школу Абу Ханифы и всегда отличалась терпимостью к инакомыслию, умеренностью и взвешенностью религиозных догм, органически впитавших в себя степные обычаи и нравы. Почему же наше современное общество, и особенно молодежь, так легко поддается влиянию чуждых нам религиозных идей и опирающегося на них образа жизни?

Сегодня ни для кого не секрет, что две конкурирующие оси исламского мира – Саудовская Аравия и Турция – крайне заинтересованы в продвижении своих экономических и политических интересов в Казахстане. Понятно, что самым лучшим способом для этого является, если так можно выразиться, ползучая мировоззренческая экспансия, для которой, как известно, не существует государственных границ и таможенных барьеров.

Особенно эффективна такая стратегия в условиях открытости молодой республики Казахстан контактам со всем цивилизованным миром, а также низкого уровня религиозной культуры населения (как следствия советской идеологии) и острого дефицита высокообразованных религиозных кадров.

Фактически в стране только сейчас формируются национальные духовные образовательные учреждения, которые и призваны избавить Казахстан от влияния зарубежных исламских организаций, сформировать свою идеологию, опирающуюся на национальные традиции.

А до тех пор главными поставщиками молодых исламских идеологов для Казахстана являются зарубежные учебные заведения Королевства Саудовская Аравия, Египта, Ливии, Турции и других стран, с которыми у нас до сих пор нет даже соответствующих соглашений на предмет получения там нашими гражданами духовного образования.

Между тем в исламском зарубежье сегодня весьма активно готовятся из числа наших граждан кадры засылаемых к нам в страну религиозных эмиссаров, в больших объемах завозится соответствующая литература, щедро финансируются всевозможные исламские проекты по поддержке не традиционных для Казахстана духовных общин.

Причем все это осуществляется совершенно бесплатно. Многочисленные зарубежные фонды, конкурируя между собой, считают за честь профинансировать обучение и проживание иностранных студентов, приобщающихся к исламу. При этом особо не учитываются ни способности учащихся, ни широта и глубина получаемого ими образования. Главное тут: вбить в голову учащейся молодежи основополагающие знания об "истинном", с точки зрения того или иного спонсора, оплачивающего обучение, исламе, натаскать нового адепта на агрессивное насаждение усвоенных им догм в умах своих, главным образом, молодых соотечественников.

Все эти факторы привели к тому, что первое поколение таких "выпускников", вернувшись в Казахстан, осуществляет вербовку и по протоптанным каналам тянет за собой второе и даже третье поколение молодых людей, падких до дармового образования. Кроме того, будто этого недостаточно, появились еще и всевозможные отечественные фонды, патронируемые некими высокопоставленными нашими гражданами, чьи имена у всех на слуху, которые также отправляют казахстанских детей обучаться в Саудовскую Аравию за свой счет. При этом мнение ДУМК, как главного потенциального работодателя для этих молодых "исламских ученых", в счет не берется. Видимо, расчет делается на то, что будущее руководство ДУМК, а затем и верующее сообщество когда-нибудь поменяет свою ориентацию от традиционного к радикальному.

Мировоззренческое оболванивание казахстанской молодежи неусыпно ведется также через мировую паутину. На сегодняшний день, несмотря на заявление председателя Агентства по делам религии о выявлении 34-х зарубежных экстремистских сайтов, у него под боком открыто функционирует ряд казахстанских сайтов, пропагандирующих ваххабитскую идеологию. Видимо, с зарубежными сайтами агентству бороться гораздо легче, чем с отечественными.

Речь прежде всего идет о сайте www.islamic.kz. www.salaf.kz и www.sunna-press.com также активно публикуют видео-, аудиолекции и статьи ваххабитских "шейхов". На первый взгляд данные сайты якобы пропагандируют антиэкстремизм и антитерроризм, однако параллельно с этим ими ведется открытая пропаганда идеологии ваххабизма, нацеленной прежде всего на молодежь и вовлекающей ее в свои ряды под видом "умеренных" салафитов.

Активно ведут свою "подрывную" идеологическую работу среди нашей молодежи и десятки так называемых внешкольных пансионатов, финансируемых различными фондами из исламских стран. Главная задача этих пансионатов – не обучение детей в духе принципов светского государства, каковым является Казахстан, а насаждение в детских умах догм "правильного", с точки зрения спонсоров, ислама. Однако, прежде чем попасть в этот "бесплатный" пансионат, ребенок должен пройти специальный конкурс, прежде всего – на наличие начальных знаний об исламе. Неодно­кратные проверки, осуществленные государственными, в том числе правоохранительными органами выявили многочисленные нарушения в их деятельности, главные из которых: отсутствие образовательных лицензий, утвержденных образовательных программ, антисанитария и даже недостаток калорий и витаминов в детском рационе. Как результат усиленной семнадцатилетней работы – свыше 300 учащихся этих пансионатов уже получили дипломированное исламское образование в многочисленных медресе Турции. Опять же эти пансионаты не имеют никаких официальных соглашений с Министерством образования или с ДУМК, продолжая свою "просветительскую" деятельность.

Как пример: у наших соседей – в России, Узбекистане, Туркмении, других сопредельных странах – подобные заведения уже давно закрыты как несущие угрозу национальной безопасности. У нас же, несмотря на неоднократные проверки и опыт соседей, на эти процессы не обращают никакого внимания, прежде всего Агентство по делам религий и Министерство образования.

Так или иначе, но итогом почти двадцатилетней ползучей мировоззренческой экспансии на молодую республику со стороны ряда исламских стран мира явилось появление в РК мощной "пятой колонны", сформированной из нескольких сот молодых дипломированных "ученых", которые готовы активно проповедовать в родной стране чуждое ее народу радикальное религиозное течение и в то же время подрывать устои исконного казахстанского вероучения.

На этом фоне усилия ДУМК остановить этот девятый вал идеологического терроризма, способный в итоге разрушить и уничтожить молодую казахстанскую государственность, выглядят малоэффективными. Еще бы, ведь государственные структуры, призванные противостоять мировоззренческим диверсиям против идеологических устоев молодой страны и заботиться о духовном и нравственном воспитании ее подрастающего поколения, не только не борются с этим нашествием чуждых идей, но вольно или невольно способствуют успехам этой экспансии.

Я тут имею в виду Агентство по делам религий и Министерство образования страны.

Следуя своему нашумевшему тезису "Одна нация – одна религия", председатель агентства Кайрат Лама Шариф поставил перед собой задачу ослабить ДУМК, попытавшись лишить верховного муфтия права вести самостоятельную кадровую политику в регионах и отрезать его от пожертвований верующих. Дело дошло до того, что в свое время в открытый конфликт пришлось вмешаться президенту страны.

Теперь – очередной демарш агент­ства. Председатель агентства направляет очередное письмо на имя Верховного муфтия Духовного управления Казахстана. В своем письме Кайрат Лама Шариф ссылается на некую "информацию, которая поступает в агентство от других государственных органов в рамках борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом" (цитата). В этой связи агентство передает пожелание своих коллег (цитата): "Государственными органами предлагается: путем внесения изменений в устав ДУМК обеспечить финансирование деятельности Совета улемов ДУМК за счет средств Фонда поддержки исламской культуры и образования, включив в состав совета известных теологов и религиоведов, не работающих в структурах ДУМК". Другое предложение со ссылкой на мнение неизвестных государственных органов, борющихся с терроризмом (цитата): "Не ограничивать деятельность Фонда "Зекет" показом одноразовых акций, а установить платежные терминалы для сбора пожертвований во всех регионах". Весь текст письма агентства составлен в поучительном, назидательном тоне, а многие рекомендации носят поверхностный и несущественный характер, вроде: необходимо открыть сайты для всех областных мечетей, а не только Астанинской и Алматинской, а также активизировать агитационную работу среди населения. Ни больше ни меньше.

В настоящее время сотрудники ДУМК вновь удивлены очередным открытым вмешательством государственного агентства в дела религиозного объединения. Они считают, что государственным органам следует вести конструктивную совместную работу с единственной официальной мусульманской организацией, помогать ей с учетом сложившейся обстановки, а не устраивать проверки и учить, как работать.

Таким образом, с образованием нового агентства диалог власти и духовенства пока не налаживается. А ведь это главная "кузница" кадров для тысяч мечетей.
06.08.2012,

Источник - Мегаполиc

Поделиться: