Геополитическая ситуация России и прогноз ее ближайшего развития

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Средняя Азия, которую некоторые аналитики стали в последнее время называть китайско-российским кондоминиумом, стала свидетелем небывалой активности Соединенных Штатов. Вашингтон все смелее заигрывает с Узбекистаном, который уже утратил заинтересованность в сотрудничестве со странами региона в рамках так называемого российского НАТО - ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности). Другие члены этого военного союза, развитием которого активно занимается Кремль, получают от американской стороны сигналы о возможности передачи им военной техники после выхода сил ISAF из Афганистана в 2014 году.
Геополитическая ситуация России и прогноз ее ближайшего развития
Петр Мачёнжек
Геополитическая ситуация России и прогноз ее ближайшего развития

Средняя Азия

Средняя Азия, которую некоторые аналитики стали в последнее время называть китайско-российским кондоминиумом, стала свидетелем небывалой активности Соединенных Штатов. Вашингтон все смелее заигрывает с Узбекистаном, который уже утратил заинтересованность в сотрудничестве со странами региона в рамках так называемого российского НАТО - ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности). Другие члены этого военного союза, развитием которого активно занимается Кремль, получают от американской стороны сигналы о возможности передачи им военной техники после выхода сил ISAF из Афганистана в 2014 году. Разумеется, ничего не дается даром: Узбекистан, Таджикистан или Киргизстан должны взамен предоставить американцам военные базы. Это довольно забавная ситуация в контексте их членства в ОДКБ, которое не предусматривает подобных правовых возможностей без согласия всех входящих в организацию государств.

В настоящий момент болезненной пощечиной для России остается сохранение Вашингтоном за собой киргизской базы «Манас», однако источники из комиссии по иностранным делам Сената США говорят, что существует вероятность переселения данного центра в Таджикистан. Эта информация появилась в период напряженных переговоров властей этой страны с Россией на тему продления аренды 201-ой военной базы, в состав которой входят три гарнизона: один размещается в непосредственной близости от таджикской столицы, два других – в городах Куляб и Курган-Тюбе. Это - самая большая группировка российской армии за границами РФ - всего там находится 7500 военных.

Последние месяцы показали, что Соединенные Штаты все еще обладают потенциалом, который может угрожать планам Кремля в Средней Азии, а кроме того, их тактика (в отличие от китайской) имеет сугубо конфронтационный характер. Об этом свидетельствует также присвоение 7 июля Афганистану статуса основного союзника США, не входящего в блок НАТО. До настоящего момента подобный статус получили лишь 15 стран мира.

Территория Средней Азии остается для Российской Федерации крайне нестабильной и проблематичной областью, и, без сомнения, она будет все больше занимать умы кремлевских аналитиков из-за угроз со стороны Талибана, американской активности в регионе и попыток Вашингтона дестабилизировать реформируемую и развиваемую Путиным ОДКБ.

Дальний Восток

Тем временем Пекин с его неудовлетворенными аппетитами на энергоресурсы представляет собой привлекательного экономического и (пока) политического партнера для России. Китай враждебно относится к Японии, с которой у Москвы - многолетний спор за Курилы, и к США, что особенно заметно в контексте сирийского конфликта.

В долговременной перспективе развитие ситуации на Дальнем Востоке предвидеть сложно, однако в настоящей момент она остается стабильной. Китай заинтересован в получении российских энергетических ресурсов, в устрашении США и в региональном сотрудничестве, например - в рамках Шанхайской организации сотрудничества (недавно РФ и КНР проводили на Желтом море военные учения). По появившимся в июне сообщениям информационных агентств, существуют планы продажи Китаю российских ракетных комплексов С-400, что в некоторой степени отражает степень разрядки напряженности в двусторонних отношениях, получивших плодотворное развитие после визита Владимира Путина в Пекин. В существенную угрозу российским интересам в регионе может вылиться лишь усиливающаяся активность США в Монголии. Эта страна становится все более важным геополитическим игроком в этой части мира из-за своих гигантских запасов редкоземельных металлов, используемых в высокотехнологическом производстве. Стоит вспомнить, что эмбарго, которое в свое время Китай ввел на поставку редкоземельных металлов в Японию, сильно ударило по ее экономике.

Каспийское море

Каспийский вопрос развивается чрезвычайно благоприятно для России. Благодаря ее усилиям, эта акватория остается неурегулированной, что позволяет блокировать энергетические проекты Туркменистана и Азербайджана. Каспийский флот РФ модернизирован и представляет собой самую серьезную силу на Каспийском море, которую поддерживают развивающиеся морские силы Казахстана. Количественное и технологическое состояние флота (например, испытания в 2011 году ракетных систем Бал-Э) позволяет защищать российские интересы в регионе и оказывать давление на остальные страны, имеющие доступ к Каспийскому морю. Самый серьезный противник Москвы в регионе – Иран – полностью зависим от ее дипломатической поддержки из-за давления, которое оказывают на него Израиль, США и Азербайджан.

Южный Кавказ

Геополитическая позиция России на Южном Кавказе в настоящий момент выглядит положительно. Армения де-факто является протекторатом РФ, с территории которого та может проводить военные операции (база в Гюмри). Связи, существующие между Москвой и Ереваном, оказывают влияние на сепаратистскую Нагорно-Карабахскую Республику, где размещены российские вооружения. Прогрессирует также милитаризация Абхазии и Южной Осетии, которые вместе с вышеупомянутыми субъектами составляют российский политический блок на Южном Кавказе. Однако, неограниченную экспансию Москвы в регионе начинает блокировать кристаллизующийся противоположный политический блок, в который под эгидой Турции входят Азербайджан и Грузия.

Восточная Европа

В Восточной Европе развивается интеграция России и Белоруссии. Финансовый кризис белорусского государства и замораживание его отношений с ЕС после президентских выборов привели к тому, что из небытия была воскрешена идея СГРБ (Союзного государства России и Белоруссии). Взамен на российские кредиты Минск обязался провести приватизацию своих ключевых предприятий. В настоящий момент Александр Лукашенко медлит с исполнением этого обещания, поскольку это означало бы переход белорусской экономики под контроль российского капитала. Между двумя странами развивается экономическое (Таможенный союз) и военное (ОДКБ) сотрудничество. Прогнозы по Белоруссии для Москвы очень благоприятны, и, хотя в этой стране усиливается активность Китая, он не сможет стать реальной альтернативой России.

Руководство Украины, то есть команда «бело-голубых» оказалось не настолько пророссийски ориентированной, как представлялось ранее. После харьковских соглашений во взаимных контактах наступил период газовых противоречий и «сырной» войны. Это - лишь яркие символы той взаимной антипатии, которая была смягчена по прагматическим соображениям. В случае Украины в дальнейшем следует ожидать традиционного балансирования между ЕС и Россией.

Москва активизировала отношения с сепаратистским Приднестровьем, официально остающимся частью Молдавии. Недавний визит туда новоназначенного специального представителя по Приднестровью вице-премьера Дмитрия Рогозина – это красноречивый жест, указывающий на выход отношений с данным парагосударством на новый уровень. Россия, видимо, построит на его территории современную радиолокационную станцию, что будет иметь не только военные, но и политические последствия (инициатива направлена против американской системы ПРО, элементы которой будут размещены в Румынии). Эти действия Кремля указывают на то, что он не рассчитывает на смену курса прозападного руководства Молдавии. Российская сфера влияния, судя по всему, еще долгое время будет ограничиваться линией Днестра.

Арктика

По сообщениям американских СМИ Госдепартамент США ведет переговоры с Россией по выработке новых принципов раздела спорной зоны в Арктике – в Беринговом море и части Северного Ледовитого океана. Прежнее соглашение от 1990 года (Шеварднадзе-Бейкер) не было ратифицировано в 2000 году российской стороной, а ранее, в 90-е годы, парламент отклонил его, как «нарушающее государственные интересы России». По мнению прессы, администрация Барака Обамы по собственной инициативе отнесло к российской зоне богатые природными ресурсами острова, а также 10 тысяч квадратных километров морского дна, изобилующего нефтью и газом. Группа спорных Алеутских островов была уступлена США по американо-российскому договору 1867 года. Российские права на важнейший из них - остров Медный (Купера) - были подтверждены договором Шеварднадзе-Бейкера. Взамен американская сторона получала, в частности, 23,7 тысяч квадратных километров в Беринговом море, принадлежавших к советской экономической зоне. Данные сообщения могут свидетельствовать о том, что американо-российский арктический спор может быть разрешен выгодным для Кремля образом, - так, как был разрешен спор вокруг Баренцева моря, что способствовало буму развития в российской Арктике и созданию совместных предприятий, в рамках которых российские гиганты начали сотрудничество с западными концернами. Экономическая активизация собственных арктических территорий дополняется борьбой за новые территории не только при помощи двусторонних договоров, но и при посредничестве Комиссии ООН по границам континентального шельфа.

Организации, интегрирующие постсоветское пространство

Таможенный союз в качестве альтернативы ЕС ожидает, по всей видимости, дальнейшее развитие: его очередным членом может стать Киргизстан. Появляются слухи о введении в качестве общей валюты Союза российского рубля, а Россия, как член БРИК, является вполне естественным лидером объединяемого экономического пространства. Большое значение на ближайшее десятилетие эксперты отводят также Казахстану. Так что прогнозы для данной стратегической инициативы Кремля следует признать благоприятными, можно ожидать также попыток ее превращения, согласно задумке Путина, в Евразийский союз. Введение зоны свободной торговли на пространстве СНГ – это, безусловно, попытка приблизить к России остальные постсоветские республики, опасавшиеся чрезмерного сближения с Москвой. Представляется, что такой шаг может стать эффективным стимулом для будущей интеграции прежних «упрямцев» с Таможенным союзом.

Интеграция идет не только в экономической, но и в военно-политической сфере. ОДКБ переживает постоянные реформы, хотя американские планы относительно ее членов могут дестабилизировать намерения Путина, касающиеся расширения организации. Кандидатом может стать Сербия, не выказывающая желания интеграции с НАТО. По сообщению агентства «Интерфакс» от 28 мая, одержавший победу на президентских выборах Томислав Николич заявил, что его страна примет более комплексный подход к выстраиванию отношений с Россией, а также, что Сербия никогда не вступит в НАТО. Но вступит ли она в ОДКБ?

Россия начинает также активизировать СНГ, в рамках которого приоритетом является не только зона свободной торговли, но и совместная противовоздушная оборона, основы которой уже начали закладываться. 13 февраля текущего года администрация белорусского президента сообщила, что Лукашенко утвердил российско-белорусское соглашение об охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве. Создана совместная региональная система ПВО, которая начнет работать уже в этом году. 11 июля Интерфакс сообщил, что в 2013 году будет также подписан договор о создании аналогичной совместной российско-казахской системы.
источник: ИноСМИ.Ru

Поделиться: