Аксиома нового мира

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В ходе недавнего Индустриального форума президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил в качестве альтернативы "обществу потребления" создать "общество всеобщего труда".Тогда Глава государства отметил, что "сегодня весь мир с особой остротой убедился, что идеология потребления породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира. Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются. Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия". Поэтому важной идеей, которая может быть реализована даже в развитых странах мира, должен стать поиск другой конструктивной альтернативы. Назарбаев назвал такую альтернативу "обществом всеобщего труда".
Аксиома нового мира

Аксиома нового мира

Общество потребления за последние сто лет дважды приводило мир к глобальному кризису, пора что-то менять…

В ходе недавнего Индустриального форума президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил в качестве альтернативы "обществу потребления" создать "общество всеобщего труда".
Тогда Глава государства отметил, что "сегодня весь мир с особой остротой убедился, что идеология потребления породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира. Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются. Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия". Поэтому важной идеей, которая может быть реализована даже в развитых странах мира, должен стать поиск другой конструктивной альтернативы. Назарбаев назвал такую альтернативу "обществом всеобщего труда".

В начале 1990-х годов всех нас, советских людей, выбросили в новое светлое будущее - на сей раз капиталистическое, забыв при этом проинструктировать на предмет радикальной смены жизненных ценностей. Эта забывчивость обернулась страшной трагедией. По сей день до половины казахстанцев живут, будто во сне, не понимая, что изначально навязанная рыночной экономикой идеология потребления порочна.
Мало заметным, но от того не менее вредоносным последствием радикального "выплескивания" страны в светлое капиталистическое будущее стало стойкое отторжение широкими массами любой формы финансовой активности. Есть вероятность, что в реальном благосостоянии наших соотечественников вряд ли что-то может принципиально измениться в обозримом будущем именно по причине отрицания этой самой финансовой активности. Этот вывод напрашивается после анализа двух магистральных практик управления личными финансами, которые выработались у бывших советских людей в результате неадекватного восприятия новой капиталистической реальности: тотальной экономии, воплотившейся в формулу "жизнь по средствам", либо бездумного и безответственного проматывания кредитов, взятых на авось.
Об этом, кстати, недавно очень метко высказался на индустриальном форуме президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, когда предложил в качестве альтернативы "обществу потребления" создать "общество всеобщего труда". Тогда Глава государства отметил, что "сегодня весь мир с особой остротой убедился, что идеология потребления породила массовые явления социального иждивенчества в развитых странах мира, стала одной из главных причин глобального кризиса". Поэтому важной идеей, которая может быть реализована даже в развитых странах мира, должен стать поиск другой конструктивной альтернативы. Назарбаев назвал такую альтернативу "обществом всеобщего труда". Но в чем же различие? "Литер" предлагает свое видение.

Общество потребления

Общество потребления – метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, характеризующихся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Впервые этот термин ввел немецкий социолог Эрих Фромм в середине ХХ века.
Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, снижение продолжительности рабочего дня и увеличение свободного времени.
В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза – с 5,2 млрд долларов в 1970 году до 24 миллиардов в 2010 году.
Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть "не хуже других", а с другой – "не сливаться с толпой". Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.
Следствием такой системы ценностей является развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и т.д. Все это ускоряет процесс принятия решения при покупках. Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретенных в кредит, и зависит от стабильного заработка.
Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии средняя процентная составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 процентов. От этого, разумеется, существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в нее включается символическая цена за "торговую марку" (бренд), когда товары "известных" фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов.
Ускоряется темп изменения моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, "отставший от моды", чувствует себя символически бедным.
Вот и выходит, что большая часть "неперекованного" населения ныне находится либо в долговой яме и всеми правдами и неправдами требует от государства помощи, как в старые добрые времена, либо хочет жить, достойно зарабатывая, но при этом не соотносится с реальными возможностями, полагаясь опять же исключительно на государство. При этом никто из вышеназванных категорий потребителей не удосужился усвоить главный принцип капитализма – государство лишь регулирует, но не участвует.

Общество труда

Перед Казахстаном сегодня открыты новые перспективы. Однако вот уже несколько лет в мире неспокойно. Кризис на глобальном уровне не преодолен, и мировое сообщество находится в состоянии напряженной турбулентности. Современный мир стал в чрезвычайной степени взаимосвязанным, со всеми плюсами и минусами. Это реальность, с которой приходится считаться всем. И большим странам, и средним, и малым. Все это, по мнению президента, требует от государства выверенной социальной политики.
– Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются. Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом я вижу ключевую задачу социально-экономической модернизации. В послании-2012 мною были даны конкретные поручения правительству – и государственный механизм заработал. Однако я не удовлетворен темпами и качеством выполнения моего послания. Социальные вопросы нельзя откладывать "на потом", – сказал Нурсултан Назарбаев в ходе своего выступления на индустриальном форуме.
Вот как выглядит план действий, предложенный Нурсултаном Назарбаевым:
– Принять и ввести в действие справедливые законы и четкие правовые нормы предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, а также функционирования всей системы социальных отношений;
– Разработать и внедрить систему качественных социальных стандартов казахстанцев и профессиональных квалификаций, особенно экономически активного населения;
– Важно создать эффективную модель социально-трудовых отношений, в основе которой будут механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений;
– Следует развивать самоорганизующие начала в жизни казахстанцев, в том числе органы местного самоуправления, "осовременить" институты гражданского общества, которые должны стать действенными инструментами реализации социальных инициатив граждан;
– Предстоит на порядок повысить информационную составляющую жизни казахстанского общества, расширить возможности интернет-технологий как в вопросах информирования граждан, так и укрепления постоянной "обратной связи" государства и населения;
– Важно создать условия непрерывного роста среднего класса, зарождения и развития креативного класса – главных движущих сил инновационной экономики;
– Преодолеть такие явления, как иждивенчество и социальный инфантилизм, внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством;
– Важный аспект модернизации – создание в Казахстане эффективной государственной системы управления социальными процессами, выстроенной "вертикально" и "горизонтально", с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти.
Описывая принципы социальной модернизации, ориентированной на построение Общества Всеобщего Труда, президент заявил, что государство должно создавать возможности для трудоустройства и подготовки кадров, а граждане, соответственно, трудиться на совесть. Он подверг критике принципы типа "меньше работать – больше получать", назвав их "ложными формулами достижения благополучия".

Подготовил Алексей ХРАМКОВ, Алматы
04.08.2012

Источник -Литер

Поделиться: