Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Школьные эксперименты: ноль, минус, ноль…

02.08.2012

Автор:

Теги:

Школьные эксперименты: ноль, минус, ноль…

Волосы дыбом встают, как подумаю, что через несколько лет мой ребенок пойдет в школу. От знакомых не раз получала совет начать копить деньги уже с первых лет жизни сына. Бесплатное среднее образование, гарантированное Конституцией КР, давно осталось в полузабытом прошлом. Ежемесячные родительские взносы, больше напоминающие поборы, ныне превратились в печальную обыденность. Но больше всего беспокоит даже не это, а бесконечные эксперименты или, как модно нынче говорить, "реформирование и оптимизация отечественной системы образования".

Абсурдная арифметика

"Кыргызстан, по данным Центрального казначейства КР, занимает 1-е место среди стран Восточной Европы и Средней Азии по расходам на образование и в то же время одно из последних - по качеству", - заявлял ранее министр финансов Акылбек Жапаров. По его словам, в бюджете Кыргызстана на 2012 год на образование предусмотрено 18 миллиардов сомов. При этом инвестиции себя не оправдывают, считает чиновник и напоминает, что в двух последних международных исследованиях PISA КР занимал последнее место. Как выяснилось, кыргызские школьники не умеют читать, плохо владеют математикой и другими науками.

После исследований заговорили о неоправданно высокой нагрузке на детей и решили сократить учебные часы в начальном школьном звене. В новом 2012/2013 учебном году ожидаются изменения и в среднем звене. С 5 по 9 класс убирают часы как раз... по математике, руководствуясь, очевидно, тем, что ученики и так не владеют данным предметом. Из каких соображений планировалось перевести одно из лучших образовательных учреждений страны - авторскую физико-математическую школу-лицей №61 - на самофинансирование, тоже многим непонятно. Кроме того, планируется объединить некоторые предметы, в том числе историю КР и мировую, будут интегрированы "человек и общество" и "введение в экономику". Стоит отметить, что, несмотря на загруженность школьников, в свое время предлагалось ввести новые предметы - "манасоведение", "религиоведение", "айтматововедение"...

Школьный базар

Ожидается, что с 1 сентября 2012 года произойдут значительные изменения в финансировании школ. Все средние учебные заведения республики (кроме Нарынской и Джалал-Абадской) перейдут на подушевой принцип финансирования. В этих двух административных единицах планируют сделать то же самое к 1 сентября 2013-го. Деньги будут начисляться в зависимости от числа учащихся. Сверх базисного учебного плана будут предоставляться дополнительные образовательные услуги, естественно, не бесплатно. "Каждая школа будет формировать свои цены на подобные услуги и согласовывать их с антимонопольным органом. Цены будут разными. В школе-гимназии, например, стоимость будет несколько выше. Кроме того, зависит это и от количества учащихся в группе. Индивидуальные занятия, естественно, обойдутся дороже. Родители и дети по желанию будут выбирать предметы, заставлять никого не будем", - пояснил начальник экономического отдела Министерства образования и науки Салмоор Асанов. Стоимость дополнительных услуг будет известна ближе к сентябрю. Может, и поторговаться придется? Чем не базар, хоть и школьный?

Угодить или угадать?

А тем временем идеи чиновников одна за другой подвергаются самой жесткой критике. Чего только стоит скандал с решением о переводе школы №61 на самофинансирование. "Нас не поставили в известность, решив все за нашими спинами, - возмущались родители учащихся. - Если раньше мы платили ежемесячно по 400 сомов, то теперь предлагалось по 2,5 тысячи сомов. Тем, кто поступал в пятый класс, - 3 тысячи, в первый - еще на тысячу больше, а в детсад при школе так вообще пришлось бы выкладывать ежемесячно по пять тысяч сомов. Откуда такие деньги? У некоторых родителей двое-трое ребятишек. Выгоднее сразу отдать их в университет, дешевле получится". Отстоять государственную школу взялись эксперты, депутаты парламента, пришлось вмешаться даже президенту Кыргызстана.

"Школа-лицей №61 широко известна на постсоветском пространстве как учебное заведение, формирующее техническую элиту Кыргызстана. Традиционно учащимися 5-11 классов здесь становились одаренные в области естественно-математических наук дети, - отмечали сотрудники аппарата президента страны. - Работала хорошо отлаженная система отбора детей: победители олимпиад, предметных и интеллектуальных конкурсов, разработчики интересных математических проектов. Ученики 61-й становились победителями всесоюзных и международных олимпиад, а ее выпускники учатся в престижных вузах мира".

"Я не против открытия частных школ. Пусть заинтересованные предприниматели открывают новые частные школы. Сейчас закон это позволяет. Но мы не должны делать из передовой государственной школы частную. Наоборот, нам следует подтягивать отстающих до уровня лучших государственных школ. К тому же это прямое нарушение Конституции и дискриминационный подход. Поэтому я бы посоветовал снять данный вопрос с повестки дня",- подчеркнул Алмазбек Атамбаев.

"Удивительна позиция Министерства образования и науки. Глава ведомства Канат Садыков вместо того, чтобы объяснить главному инициатору - премьер-министру Омурбеку Бабанову, что перевод на самофинансирование нарушает Конституцию страны, он взял идею под козырек, - возмущена профессор, доктор исторических наук Айнура Арзыматова. - А после того как вмешался глава государства, Садыков мигом поменял свою позицию. Что за непоследовательность? Это говорит только о том, что у министра нет четкого видения, единой политики развития системы образования, все зависит от конъюнктуры и политической ситуации. Сколько критики поступает в адрес Минобраза, но никакой реакции властей абсолютно нет".

Точку поставило Министерство юстиции, признавшее постановления правительства противоречащим Основному закону страны, в частности статье 45, в которой сказано, что "каждый имеет право бесплатно получить основное общее и среднее общее образование в государственных образовательных организациях".

Закрыть, уволить и забыть

"Единственная цель проводимых реформ в системе образования - желание сэкономить бюджетные деньги. А качество как не стояло в приоритете, так и не стоит, - уверена член общественного экспертного совета при президенте КР Анара Дауталиева. - Кыргызстан всегда был хорошим учеником в области копирования концепций, стратегий развития. Вот и в стратегии развития образования до 2020 года много абстрактных, общих, переписанных моментов. Три ключевых ориентира: качество, эффективность и доступность, честно говоря, уже набили оскомину. Однако ни слова не говорится о том, сколько будет стоить ее реализация. Бесконечное реформирование выгодно и донорам, и чиновникам: всегда есть работа в отделе реализации проектов, командировки для перенимания зарубежного опыта. Но нам необходима идентификация нашего общества".

"Да, на систему образования выделяется около 18 миллиардов сомов в год, но ведь 12 миллиардов из них идет на выплату зарплаты. Это священная корова, прямая обязанность государства выплачивать бюджетникам. Плюс коммунальные расходы, и что остается на развитие? Копейки. Зачем нам вообще такое государство? - негодует правозащитник. - Если для чиновников образование населения обходится дорого, пусть заплатят за свое бесплатное образование по 1 миллиону сомов, допустим. Чем они лучше наших детей? Уход государства от социальной ответственности - это отказ от национальной государственности. Мнение учителей, родителей и учащихся в стране никто не учитывает. В рамках реализации подушевого финансирования планируют закрыть малокомплектные школы (до 400 учащихся). Предлагается перевести учеников в близлежащие школы и организовать подвоз школьников. Представить график подвоза в Минобразования отказались, сославшись на то, что это инициатива Минфина. Я сомневаюсь, что наберется столько транспорта, особенно в часы пик. Увеличится число не посещающих школы детей. Не ответили чиновники и на вопрос, есть ли решение по трудоустройству высвободившихся кадров. Для чего повышали зарплату учителям, приглашали на работу, если теперь снова увольняют их?".

"Отмечу, что предложения по закрытию малокомплектных школ необходимо внести до 5 августа. А приказ подписан только 9 июля, и это, учитывая, что большинство сотрудников гороно и местных органов власти в отпусках. Успеют ли решить все вопросы к сентябрю? Подобные решения вправе принимать только высшие органы власти - парламент или президент. Члены комиссии, созданной при экспертном совете, рассмотрят приказ на предмет законности", - отметила Анара Дауталиева.

Опять 25!

Кстати, средства, высвободившиеся за счет сокращения учебной нагрузки, планируется направить на введение 240-часовой программы дошкольной подготовки. "Я очень сомневаюсь, что эти виртуальные деньги куда-нибудь направят. Мы это уже проходили: за 100-часовую подготовку некоторым учителям Минфин в прошлом году до сих пор не выплатил обещанное. Да, деньги сэкономят, но, скорее всего, их никуда не направят", - считает член совета.

Одним словом, задумок у чиновников хоть отбавляй. Вряд ли опасения экспертов, что через 5-6 лет в стране вырастет маргинальное общество, заставят власти задуматься, стоит ли проводить подобные эксперименты. Большинство из них, как показывает практика, в лучшем случае дают нулевой эффект, а иногда и со знаком минус.

01/08/12 Анастасия БЕНГАРД

 

Источник - 24kg.org

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение