Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2012: социальная модернизация и кадровая пустота.

30.07.2012

Автор:

Теги:

АндрейКарпов

Казахстан-2012: социальная модернизация и кадровая пустота.

Осень 2012 года обещает бытьдля казахстанской элиты «горячей» в полном смысле этого слова. Во-первых,второй этап жанаозеньского противостояния убедительно опровергает бытовавшие вАк Орде мнения о том, что самый опасный период «жанаозеньского синдрома»позади, и повторение тех ошибок, которые допустила местная власть и руководствонациональных компаний в декабре 2011 года, теперь уже невозможно, особеннопосле того, как президент Назарбаев дал абсолютно четкие и ясные указания  - социальный вопрос является приоритетом длякаждого чиновника, вне зависимости от занимаемой должности.

Однако новая волнанедовольства, которая, к счастью, не переросла в более острую фазу протеста, показывает,что даже наличие «идеальной стратегии» не гарантирует того, что президентскаялиния будет быстро и эффективно реализована. Прежде всего, препятствиемявляется кадровый вопрос. Эффективных менеджеров, способных гасить трудовыеконфликты на стадии их возникновения, катастрофически мало, причем как в Казахстане,так и в России.

Далеко не всегда удаетсявыстроить аппаратное взаимодействие между руководством акиматов, менеджераминациональных компаний, правоохранительных органов. У каждого свой начальник исвои резоны в отношении сфер ответственности. Это, кстати, одна из причин, приведшихнепосредственно к декабрьским событиям.

Назначение Крымбека Кушербаевасоветником президента, который, судя по всему, будет непосредственно отвечать за социальную модернизацию, решает этотвопрос только отчасти, поскольку Кушербаеву, да и любому топ-чиновнику,получившему в зону ответственности социальное поле, предстоит столкнуться снастоящим кадровым голодом.  

В конце концов, усилий НурланаЕримбетова, который стоит во главе Центра социального партнерства ФНБ «СамрукКазына», может хватить на предотвращение одного-двух-трех локальных конфликтов,проведения мониторинговых процедур. Но невозможно представить ни одного изнынешних чиновников или экспертов в роли социального «МЧС». Да, по большомусчету, в нормальной системе и нет такой необходимости.  Есть отлаженные законы и структуры, которыеответственны за их выполнение – вот и весь сказ.

В наших патерналистскихсистемах такая модель пока что существует только на бумаге, и классическийвариант урегулирования трудового конфликта – это что-то вроде поездки Путина вбытность его премьером с Пикалево с последующим выстраиванием в ряд нерадивыхолигархов. Естественно, что такая модель не может работать на постояннойоснове, это, как говорится, товар штучный.

В Казахстане сейчас пытаютсянаверстать упущенное за последние пять–семь лет, столкнувшись с очевиднойпроблемой – рост цен на энергоресурсы и повышение конкурентоспособностинациональной экономики вовсе не гарантируют социальную гармонию.  При наличии огромного числа самозанятых инеблагоприятных прогнозов мировой экономики в целом, нет ничего удивительного втом, что проблемы социальной безопасности превращаются для постсоветских странв полноценную проблему номер «один».

Именно поэтому идеяформирования общих принципов социальной политики в рамках евразийскогоинтеграционного проекта выглядит далеко не так утопично, как это полагают многиеэксперты. Вполне вероятно, что в самом ближайшем будущем нас ожидают сходныериски и вызовы. Консолидировав усилия хотя бы на стадии подготовки специалистовсоответствующего уровня квалификации, Россия и Казахстан хотя бы в первомприближении смогут подготовиться к неизбежной, на мой взгляд, волне социальныхпротестов. Однако, безусловно, было бы большим благом, если бы эти тревожныепрогнозы так и остались на бумаге.

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение