Космополис - Анатомия распада.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Дэвиду Кроненбергу не интересны нормальные состояния души и тела. Из всех ныне живущих «классиков» мирового кино, он единственный, кто предпочитает не сходит с однажды выбранной дороги – мутации, разложения, распад физический и духовный. До начала нулевых автор «Мухи» исследовал тело, последние лет пятнадцать переключился на социум. В этом смысле «Космополис» кино этапное для режиссера, поскольку актуальность темы (юань, бат, крах олигарха, ОккупайЧего-то там, МВФ и президент США, который так и не появится в кадре) определяет совершенно иной набор требований, чем, предположим, к этапной «Экзистенции».
Космополис - Анатомия распада.

Алексей Власов

Анатомия распада.

На российские экраны вышел новыйфильм Кроненберга «Космополис».

Дэвиду Кроненбергу не интересны нормальные состояния души итела. Из всех ныне живущих «классиков» мирового кино, он единственный, ктопредпочитает не сходит с однажды выбранной дороги – мутации, разложения, распадфизический и духовный. До начала нулевых автор «Мухи» исследовал тело,последние лет пятнадцать переключился на социум. В этом смысле «Космополис»кино этапное для режиссера, поскольку актуальность темы (юань, бат, крахолигарха, ОккупайЧего-то там, МВФ ипрезидент США, который так и не появится в кадре) определяет совершенно инойнабор требований, чем, предположим, к этапной «Экзистенции». Плюс - как быть со сложнейшим "разговорным" текстом литературного первоисточника - романа Делилло?

Понятнобыло, что Кроненберг не станет играть на поле Соркина и раскрывать технологиюкризиса капитализма через внутреннюю кухню Уолл-стрита. Канадский гений выбралтрадиционный для себя инструмент – диалоги-загадки, виртуальный мир, секс влимузине, немотивированные поступки главного героя – всего этого в избытке на 104минуты «Космополиса». Но..не сложилось…

Всебез исключения предыдущие работы Кроненберга, если не восхищали, то, по крайней мере ужасали зрителя, как, например,его самый скандальный фильм «Автокатострофа», где главные герои моглииспытывать сексуальное наслаждение только в момент аварии. Увы, «Космополис»оставляет даже фанатов скорее равнодушными.

Секс,кровь и гибель генерального директора МВФ во время визита в Северную Корею выстраиваются в плотный, но в тожевремя абсолютно аморфный визуальный ряд, который дополняется унылым ликомглавного героя, 28-летнего олигарха с лицом вампира из «Сумерек». Поскольку наэтот раз фильм центрирован вокруг фигурыглавного героя и его лимузина, которые находятся в кадре постоянно, то, какодна из версий, объясняющих причину относительной неудачи «Космополиса», принимается ошибочность выбора актера на главную роль. Джуд Лоу образца 99 годас этой миссией справился бы намного успешнее, чем Роберт Паттинсон.

Бесконечныеразговоры о кризисе, достигающие своего апогея за секунду до гибели главногогероя, выстроены, безусловно, с присущей Кроненбергу виртуозностью, но и онипроизводят впечатление гарнира к главному блюду – внутреннему распаду личностьмолодого миллиардера. Мир катится ко всем чертям и финансовый директор ЭрикаПеккера обещает, что прямо сегодня настанет новая реальность. В этой реальностиуже не будет место для олигархов из прошлой жизни, вне зависимости оттого - им28 или 75. Но контуры этой новой реальности так и останутся туманными иразмытыми, поскольку для Кроненберга, а видимо и для героев «Космополиса» путьна лимузине от дверей офиса до старой парикмахерской – это всего лишь движение отодной стадии саморазрушения до другой. Ничего другого не происходит.

Поэтомуоценка 6,5 из 10, которую поставили фильму, как зрители, так и кинокритикиудивительным образом сошедшиеся во взглядах на последнее творение Кроненберга –это объективное мнение о достоинствах и недостатках "Космополиса". Главный герой не угадалдинамику курса юаня и потерял состояние, Кроненберг с присущей емупроницательностью описал состояние полураспада, в котором находится современныймир, но именно от канадского режиссера зрители ждали большего. Как мудро подметила Алена Данилова: "Сконструировав фильм из «разговоров» и «картинок», Кроненберг, похоже, проигнорировал всю ту массу текста, в которой Делилло формировал образ главного героя, его психику, мотивы, мысли. Возможно, режиссер понадеялся, что безупречный профиль Паттинсона скажет зрителю о многом. Но тот глубокомысленно промолчал"..

Поделиться: