Значение Китая и ШОС для России должно расти: советы Владимиру Путину

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
И вновь в центре внимания Экспертного Форума проекта «Центральная Евразия» вопросы взаимодействия с Китаем, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). К участию в очередной части виртуальной экспертной дискуссии, проходящей в рамках темы «Советы Владимиру Путину», приглашены следующие эксперты: Станислав Притчин (Россия), Игорь Шестаков (Кыргызстан), Али Абасов (Азербайджан), Гули Юлдашева (Узбекистан) и Роман Андреещев (Россия).
Значение Китая и ШОС для России должно расти: советы Владимиру Путину

ЗначениеКитая и ШОС для России должно расти: советы Владимиру Путину

В.Парамонов

И вновь в центре внимания Экспертного Форума проекта «ЦентральнаяЕвразия» вопросы взаимодействия с Китаем, в том числе в рамках Шанхайскойорганизации сотрудничества (ШОС). К участию в очередной части виртуальнойэкспертной дискуссии, проходящей в рамках темы «Советы Владимиру Путину», приглашеныследующие эксперты: Станислав Притчин (Россия), ИгорьШестаков (Кыргызстан), Али Абасов (Азербайджан), Гули Юлдашева (Узбекистан) и Роман Андреещев (Россия).

Владимир Парамонов, руководительпроекта «Центральная Евразия»: уважаемые коллеги, как Вы оцениваете важность Китая иШОС? Какие рекомендации Вы могли бы предложить по затронутой теме?

Станислав Притчин (Россия), научный сотрудник Центраизучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН: в условиях глобального стремленияСША и их союзников к доминированию во всех уголках планеты за счетсоздания очагов нестабильности, либопутем военного и политического присутствия, альтернативные центры силы в лицеКНР и совместные международные организации подобные ШОС приобретают все большуюценность и значимость для России. Показательно, что В.Путин отказался сразу же послеинаугурации лететь в США на саммит G8, а спустя две недели во время своегоучастия в саммите ШОС в Пекине провел полноценные переговоры с руководствомКНР.

С ростом напряженности вокруг Сирии и Ирана, развитиемсистемы ПРО, потенциальным расширение сети военных объектов США и НАТО вЦентральной Азии, позиции КНР и РФ будут сближаться. Возникнет необходимостькоординации усилий, проведения согласованной политики в регионе, выработкиконсолидированной позиции на международных площадках, прежде всего, Советебезопасности ООН. С другой стороны растущий экономический и политический вессамого Китая также несет в себе определенные вызовы и риски для России.

Игорь Шестаков (Кыргызстан),политолог, главный редактор аналитического ресурса «Регион.kg»: в больше степени ШОС воспринимаетсяв экспертном сообществе, как клуб лидеров стран, где они ежегодно обмениваютсямнениями по наиболее актуальным вопросам. Но говорить о том, что за более чем10 лет своего существования этой организации удалось реализовать существенный ижизнеспособный региональный проект не приходится. Хотя изначально создавалосьвпечатление, что ШОС может стать партнером ОДКБ по укреплению безопасности южных рубежей СНГ и особенно на афганскомнаправление. Но инициативы укрепления военно-политического взаимодействиястран-участниц в основном исходили от российского руководства.

В свою очередь, официальный Пекин демонстрирует, чтоШОС, прежде всего, является для Китая инструментом продвижения своихэкономических интересов на постсоветском пространстве. Роль и значениестран Центральной Азии в этом межгосударственном проекте выглядитисключительно формальным. Активные экономические контакты Китая с властью иэлитами тех же Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана демонстрируют, чтоофициальный Пекин продвигает свои торгово-экономические взаимоотношения врамках двухстороннего формата. Желание координировать свои внешнеэкономическиеприоритеты в Центральной Азии совместно с Россией в рамках ШОС со стороныкитайского руководства не видно. Примером этому являются проекты построительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и обсуждаемая идеяпо строительству нефтепровода «Казахстан-Кыргызстан-Китай».

ШОС так и не продемонстрировал, что готов выступать вкачестве миротворца в разрешение региональных конфликтов различного характера.В целом, пока не видно реальныхмеханизмов, которые бы сделали чисто формально-бюрократическую деятельность ШОСреальной и конструктивной.

Али Абасов (Азербайджан), профессор,заведующий отделом Института философии, социологии и права НациональнойАкадемии наук: хотяпровозглашенными задачами ШОС являются укрепление стабильности и безопасности врегионе и пограничных с ним областях, борьба с терроризмом, сепаратизмом,экстремизмом, наркотрафиком, налаживание экономического, научного и культурногосотрудничества, ясно, что главная цель – взять регион под полный контроль ШОС,исключающий вмешательство других государств, в первую очередь США. Эту цельпреследуют главным образом КНР и РФ, кровно заинтересованные в разрушениипоследних бастионов монополярного мира.

Это совпадение интересов двух государств отнюдь непрепятствует существованию между ними достаточно серьезных противоречий,главное из которых – признанное лидерство в ШОС. По сути дела, ранее большаячасть пространства объединенного сейчас в ШОС (в том числе во многом и самКитай), находилось под эксклюзивным геополитическим влиянием СССР. Сейчас же,совершенно очевидно, что КНР последовательно «осваивает» этот пространство сцелью установления своей гегемонии.

Интересно отметить, что третий участник этой геополитическойигры – Казахстан, значительно уступающийпо мощи России и Китаю, в сложившихся условиях вполне может стать равноправнымпартнером, а то и третейским судьей между КНР и РФ, способным сглаживатьвозникающие противоречия при условии соблюдения собственных интересов.

Совсем недавно (начало июня 2012 г.) в Пекине прошелочередной саммит Шанхайской организации сотрудничества, вновьпродемонстрировавший существующие противоречия. Так и не был принят документ,формулирующий будущее организации, та же участь постигла проекты создания банкаразвития, специального счета ШОС и зоны свободной торговли. Все эти проекты КНРпредлагала финансировать из собственных средств, что в конце концов привело бык «юанизации» ШОС и усиления зависимости остальных государств от финансовойстратегии Китая.

КНР глубоко интегрированная в мировую финансовуюсистему, ловко уходящая от требований США повысить курс юаня, начинающаямасштабно внедряться на финансовый рынок Европейского Союза, может неторопиться установить окончательную гегемонию в ШОС, в то время, как РФпредстоит решить нелегкую дилемму: смириться с амбициями Китая или жебезучастно наблюдать, как это государство на основе двусторонних отношенийбудет наращивать свое влияние среди других участников ШОС – пока еще стратегическихпартнеров России.

Возможным вариантом трансформации ситуации могло быстать расширение ШОС за счет Индии, Ирана, Пакистана и, возможно, Турции,трансформация организации в заявленный В.Путиным «Евразийский Союз», однако и вэтом случае будут возникать новые проблемы, формированием которых, кроме всехпрочих, займутся США и ЕС. Еще один путь – регулировать темпы развития ШОС иБРИК, стремясь сдерживать экспансию Китая. Наконец, можно укреплять и расширятьТаможенный союз, обозначив в нем гегемонию РФ. Правда, здесь также покамалоутешительные результаты. Так, совсем недавно Азербайджан и Узбекистанзаявили о решении не вступать в эту организацию. С другой стороны, о желанииприсоединиться к Таможенному союзу заявили некоторые другие страны, включая Кыргызстани Молдову.

Гули Юлдашева(Узбекистан), доктор политических наук: очевидно, что Китай заинтересован, прежде всего, всобственном геополитическом и экономическом усилении. Однако в условиях всевозрастающих глобальных угроз безопасности, включая с территории БлижнегоВостока и зоны Афганистан-Пакистан, переключения внимания на невоенные средстваурегулирования конфликтных ситуаций, и необходимости реализации долгосрочныхзадач развития Афганистана и всего евразийского пространства, ШОС может игратьважную роль.

В частности, ШОС может выступать выразителеммеждународного общественного мнения по общим международным проблемам, игратьроль морального ограничителя в международной сфере. Так, в рамках ШОС успешнообсуждаются общие позиции государств-членов Организации в отношении Ирана,Афганистана и т.д. В частности, решено,что вопрос о приеме Ирана в ряды ШОС будет решаться только после снятиямеждународных санкций, т.к. в положении ШОС о порядке приема новых членовсформулирован соответствующий для подобных случаев набор критериев.

Кроме того, ШОС может способствовать экономическомуразвитию региона путем законодательного обеспечения взаимовыгодного ведениямеждународного бизнеса, применения рычагов контроля над выполнением принятыхсторонами обязательств, что соответствует и может дополнить принятые 8 июляс.г. в Токио условия рамочных соглашений по взаимоконтролю международногосообщества – участниц пост-конфликтного урегулирования афганской ситуации.Особенно важно в этом плане обеспечение сотрудничества в многостороннихтрансъевроазиатских транспортных коридорах и энергетических проектах, включаяАфганистан и Пакистан. Тем более, что вопросы энергетики и энергетическоготранзита являются одними из наиболее важных в ШОС и Китай не дремлет: на севереАфганистана 24 июня ранее запланированного срока запущен первый нефтяной проектв этой стране.

Предпочтительность многосторонних проектов в ШОС приэтом объясняется тем, что в них можно создать систему сдержек и противовесов,потенциальные условия для формирования приемлемого для всех балансаэкономических интересов стран-участниц, что будет сдерживать возможные амбициитой или иной стороны. Доминирование многосторонних проектов в рамках ШОСпозволит таким образом избежать перехода в режим «жесткой конкуренции».

Роман Андреещев (Россия), кандидатэкономических наук, начальник отдела многостороннего сотрудничества иевропейской интеграции Министерства промышленности и торговли РФ: созданная во второй половине 90-хгодов прошлого века «Шанхайская пятерка» в лице современной ШОС стала сейчассовершенно другой международной организацией. Она изменила название, увеличилсяее политический вес, постоянная совместная работа стран-участниц позволилапостепенно расширить круг вопросов до сфер внешней политики, экономики, охраныокружающей среды, культуры и т.д.

По количеству населения и размеру территории ШОС неимеет себе равных в мире. Стратегическое партнерство двух ядерных держав ипостоянных членов Совета Безопасности ООН – Российской Федерации и КитайскойНародной Республики – лишь подчеркиваетвесомость Организации. Естественно, такое партнерство не может не влиять напостроение системы коллективной безопасности как в Центральной Азии, так и вАзиатско-Тихоокеанском регионе.

Первоначальная задача – поддержанию и обеспечениюмира, безопасности и стабильности в регионе – остается приоритетной. И в этомконтексте ШОС имеет большое значение для России. Сотрудничество наантитеррористическом направлении является одним из системообразующих элементов ШОС.Однако считать данное объединение чисто военной организацией было бы неверно.Такой статус неприемлем по причине участия входящих в нее стран в международныхсоюзах и организациях с различными обязательствами. А Китай, вообще,традиционно придерживается линии на неприсоединение к блокам каких-либогосударств.

Значимость ШОС растет, и к ней проявляют интересдругие страны, причем не только азиатские (США и ЕС). В настоящее время статуснаблюдателя при организации предоставлен Индии, Ирану, Пакистану, Монголии иАфганистану. И этот статус дает возможность этим странам использовать площадкуШОС для решения своих вопросов, например, обсуждение двусторонних острыхвопросов (Индия и Пакистан), прорыв в некотором смысле политической изоляции(Иран).

Шанхайская организация сотрудничества – механизммногопрофильного взаимодействия. В ее рамках созданы механизмы регулярныхвстреч секретарей советов безопасности, генеральных прокуроров, министров,отвечающих за внешнеэкономическую деятельность, оборону, транспорт, культуру иохрану окружающей среды, руководителей спасательных службы и погранведомств,председателей верховных судов; проводятся совместные контртеррористическиеучения; подписаны соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотомнаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, о взаимодействиипри оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций, о межбанковскомсотрудничестве (объединении) и др. К сотрудничеству подключились таможенные иэкологические службы, специалисты в области образования, техническихрегламентов и стандартов.

Функционирует «Бишкекская группа» руководителейправоохранительных органов и спецслужб стран ШОС, в рамках которой разработанаМежгосударственная программа совместных мер борьбы с терроризмом, сепаратизмом,экстремизмом и иными опасными видами преступлений.

Ведется координация деятельности государств-членоворганизации на внешнеполитическом направлении. На основе Протокола осотрудничестве и координации между министерствами иностранных делгосударств-членов объединения разрабатываются конкретные ежегодные программы.Подписаны меморандумы о взаимопонимании между секретариатами ШОС и СНГ, а такжеШОС и АСЕАН. Создана контактная группа ШОС-Афганистан.

Идет работа по синхронизации усилий Организациидоговора о коллективной безопасности со структурами ШОС в вопросепротиводействия терроризму, организованной преступности, наркотрафика, а такжев деле поддержки стабильности и безопасности в регионе в целом. Подписанмеморандум о сотрудничестве двух международных организаций.

Развивается парламентское сотрудничество,институциональное оформление которого, на мой взгляд, может свидетельствоватьоб окончательном этапе строительства этой международной организации. Утвержденплан формирования регулярного действующего механизма межпарламентского диалогастран-участниц ШОС – межпарламентской ассамблеи.

Стороны достигли общего понимания необходимости сделатьособый акцент на экономической составляющей. В мае 2002 г. в Шанхае прошлапервая встреча министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговуюдеятельность, а в октябре 2002 г. в Пекине собрался первый Форум ШОС поинвестициям и развитию в области энергетики.

В2003 г. принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничестваШОС, которая определяет основные ориентиры и этапы экономической интеграции врамках организации на период до 2020 г., в т.ч. предусматривает созданиеблагоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенногоосуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий напространстве ШОС (зона свободной торговли). О свободном передвижении рабочейсилы речь пока не идет, поскольку к массовому наплыву рабочей силы из Китаяостальные члены альянса, мягко говоря, еще не готовы. В 2004 г. подписан План мероприятийпо реализации программы, который включает в себя свыше 120 конкретных проектов,тем и направлений сотрудничества, предусматривает механизмы их реализации всоответствии с принципом поэтапности. Поскольку было очевидно, что осуществитьвсе проекты сразу не под силу, была создана Комиссия старших должностных лиц,которая должна отобрать наиболее важные пилотные проекты. В 2005 г. утвержденМеханизм реализации Плана мероприятий по выполнению Программы.

ВПрограмме многостороннего торгово-экономического сотрудничества обозначеныосновные задачи ШОС в сфере экономики – содействие торговле и инвестированию,развитие транспортного сообщения и энергетики, телекоммуникаций и высокихтехнологий, а также охрана окружающей среды и проблема питьевой воды.

В рамках ШОС дополнительно созданы:

- Деловой совет – неправительственная организация,объединяющая деловые и финансовые круги государств-членов организации;

- Межбанковское объединение;

- Фонд развития ШОС – это своего рода совместныйинвестиционный банк, через который будут финансироваться экономические проектыШОС; предполагается, что через него капитал одних стран-участниц сможетпроникать на финансовые рынки других государств-членов;

- Форум – многосторонний общественныйконсультативно-экспертный механизм для развития взаимодействиянаучно-исследовательских и политологических центров стран-участниц организации.

К разработкам и реализации конкретных проектов ШОСпривлекаются различные международные структуры. Так, например, сейчас экспертыстран-участниц организации работают совместно с Секретариатом ШОС, Азиатскимбанком развития и ЭСКАТО над проектом Соглашения между правительствамигосударств-членов ШОС по созданию благоприятных условий для международныхавтомобильных перевозок.

Начата работа над созданием единого транспортногопространства ШОС с включением таких транспортных коридоров как «Север-Юг» иТранссиб. В противовес проекту транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА(TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia), который поддержали ЕС иСША, ШОС утвердила свой проект транспортного коридора от Шанхая доСанкт-Петербурга, пролегающий по территориям государств-членов организации.

Несмотря на то, что сотрудничество в рядевышеуказанных областей буксует, особенно в сфере экономики, энергетики,транспорта и др., участие России в ШОС дает один неоспоримый плюс – возможностьлегального и полномасштабного присутствия в центральноазиатском регионе.

Всравнении с СНГ, например, в ШОС нет набора явных причин для объединения. Ихинтересы зачастую разнонаправлены. Налицо даже противоречия и трения междучленами организации (в частности, между Киргизией и Узбекистаном, различиевзглядов России и Китая на многие вопросы). Вместе с тем, объединениеразвивается и крепнет год от года. И здесь возникает вопрос: «А что связываетвсе эти страны?»

Объяснениемэтому, как представляется, служит одно – стремление самостоятельно проводитьсвою политику. Их отношения цементирует нежелание принять навязываемую нынешнейадминистрацией США модель нового миропорядка. Кроме того, государствам, имеющимобщие взгляды на демократию, права человека и т.д. проще договариваться междусобой, чем с Вашингтоном.

Отношениямежду Россией и Китаем всегда были непростыми. Но активная экономическая ивоенная экспансия США и Европы в центральноазиатском регионе не отвечает ихгеополитическим интересам (как и других членов ШОС). Поэтому данное объединениенацелено, в том числе, на совместное отражение массированного наступленияЗапада. В этой связи основу объединения России и Китая составляет в первуюочередь политический, а не экономический союз.

Вдальнейшем, если пути РФ и КНР не разойдутся кардинально, ШОС имеет большиешансы перерасти рамки оборонительного альянса и заявить о себе как о новомполюсе в многополярном мире. Но без экономического компонента объединение несможет претендовать на такую роль. Будущее должно показать всю серьезностьнамерений двух стран.

ВладимирПарамонов: спасибо дорогие коллеги за Ваши оценки. Среди них есть как пессимистические,так и оптимистические. Время покажет правоту как одних, так и других. Пока же,на мой взгляд, у той же ШОС еще есть время доказать свою жизнеспособность, есликонечно будут предложены и реализованы на практике варианты политики подальнейшей гармонизации отношений и снижения конфликтов интересов в рамкахОрганизации. Одним из важных инструментов этого может и должен статьаналитический/исследовательский компонент, предполагающий масштабноесотрудничество экспертов стран-членов ШОС в рамках различных исследовательскихпроектов по ключевым вопросам развития Организации. До тех пор, пока данноесотрудничество практически отсутствует в деятельности ШОС, я больше склоненсогласиться с оценками тех из наших коллег, которые смотрят на будущееОрганизации с пессимизмом, указывают на снижающуюся ценность и роль ШОС какмногостороннего института сотрудничества/интеграции.

Виртуальный экспертный форум «СоветыВладимиру Путину». Часть 16.

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-журналом «ВремяВостока» (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/ при информационной поддержке ИА«Регнум» (Россия) и Информационно-аналитического центра МГУ (Россия).

Источник: Центральная Евразия

Поделиться: