Казахстан на пути консолидации нации.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Национальное строительство в РК прошло несколько этапов. Цели и задачи менялись в зависимости от потребностей государственного строительства. Если в период становления независимости и суверенитета руководство республики больше ориентировалось на обеспечение благоприятного социального самочувствия представителей казахского этноса, то по мере экономической и внутриполитической стабилизации власти перешли к формированию новой идеологии - строительства политической нации-согражданства. В рамках такой модели этническая идентичность отходит на второй план, на первом оказывается гражданская идентичность - самоосознание себя прежде всего гражданином Казахстана. К слову сказать - это столь же дальновидная политика, сколь и сложная в реализации. Россия пока не демонстрирует больших успехов на пути построения политической нации россиян. Здесь имеется целый комплекс проблем, чрезвычайно сложных и неоднозначных. У Казахстана, на мой взгляд, больше шансов достичь успеха в силу ряда причин. Самый главный ресурс для РК в достижении этой цели - это воля главы государства, целенаправленно проводящего такую политику.
Казахстан на пути консолидации нации.

9 июня в Алматы прошло заседание Совета Ассамблеи народа Казахстана, в котором приняли участие представители республиканских этнокультурных центров, депутаты парламента от Ассамблеи, представители государственных органов, общественные деятели. В центре внимания оказались вопросы национальной политики РК, успехи страны на пути социальной модернизации и т.д. С вопросами о характере современной национальной политики в РК Виктор Бунге обратился к директору аналитических программ ИАЦ МГУ Наталье Харитоновой.

- Наталья, на заседании Совета Госсекретарь Республики Казахстан заявил, что состоявшийся Казахстан - это прежде всего «редкое стратегическое видение, глубокая, решительная и последовательная национальная политика Президента Нурсултана Назарбаева». Большинство казахстанских, да и российских общественных деятелей с ним согласятся. Как Вы оцениваете современную национальную политику РК?

- В целом национальную политику независимого Казахстана можно назвать достаточно успешной. Самый главный показатель здесь - отсутствие сколько-нибудь значимых этнических конфликтов. Те точечные конфликты, которые мы наблюдали за последние несколько лет, носили скорее социальный характер. Кстати, именно социально-экономическая нестабильность является первым и самым главным катализатором этнических конфликтов. Это нужно отчетливо осознавать. Однако нельзя успешность национальной политики измерять только конфликтностью.

- Отсюда вопрос, какой характер носит политика в области национального строительства?

- Национальное строительство в РК прошло несколько этапов. Цели и задачи менялись в зависимости от потребностей государственного строительства. Если в период становления независимости и суверенитета руководство республики больше ориентировалось на обеспечение благоприятного социального самочувствия представителей казахского этноса, то по мере экономической и внутриполитической стабилизации власти перешли к формированию новой идеологии - строительства политической нации-согражданства. В рамках такой модели этническая идентичность отходит на второй план, на первом оказывается гражданская идентичность - самоосознание себя прежде всего гражданином Казахстана. К слову сказать - это столь же дальновидная политика, сколь и сложная в реализации. Россия пока не демонстрирует больших успехов на пути построения политической нации россиян. Здесь имеется целый комплекс проблем, чрезвычайно сложных и неоднозначных. У Казахстана, на мой взгляд, больше шансов достичь успеха в силу ряда причин. Самый главный ресурс для РК в достижении этой цели - это воля главы государства, целенаправленно проводящего такую политику.

- Наталья, а какова роль Ассамблеи народа Казахстана и национально-культурных центров? Ведь они создавались именно с целью оптимизации этнополитической ситуации в стране и консолидации народа.

- Это действительно уникальный опыт - и не только для постсоветского пространства. Однако эти структуры еще не получили ни должного наполнения, ни соответствующих полномочий. Во многом их деятельность является неэффективной - они не принимают участия в реальном процессе принятия решений. Руководство республики, осознавая эту проблему, пытается ее решить. Так в национальном парламенте 9 мест принадлежат депутатам от Ассамблеи. Но этого, очевидно, недостаточно. Самые насущные для диаспор и этнических общин проблемы не решаются на этом уровне. Мне доводилось беседовать с представителями общин в Ассамблее в Алматы - многие вопросы остались без ответа, хотя энтузиазма у них было предостаточно. Для того чтобы Ассамблея и Малые Ассамблеи стали эффективными структурами нужно еще много работать.

- Давайте вернемся к национальной политике Казахстана. Какие задачи вы бы обозначили в качестве первоочередных?

- Для начала нужно избавиться от явных противоречий в политике. К примеру, раз речь идет о построении политической нации (в качестве образца, как известно, Казахстан взял французскую политическую нацию), то нужно избегать таких понятий как «национальное меньшинство», которое до сих пор присутствует в политической риторике. Далее, как уже указывалось, нужно дать больше реальных полномочий местным Малым Ассамблеям - пусть даже на уровне общественного диалога. Наиболее актуальным сейчас для республики является проблема языка. Стремление властей сделать казахский язык государственным не только на бумаге, но и действительно используемым всем населением национального государства понятно и закономерно. Однако для этого необходимо разобраться с казахским языком самим представителям казахского этноса - известно, что далеко не все казахи знают литературный казахский язык и т.д.

- Да, проблема перевода делопроизводства на казахский язык очень тревожит не только русскоязычное население, но и казахоязычное...

- Мне много раз доводилось слышать жалобы людей, прекрасно владеющих разговорным казахским, на проблемы с переводом документов на казахский язык. Это действительно сложный вопрос. Проблема образования на казахском - это еще одна головная боль для властей. Требуется создание серьезной базы и разработка терминологического аппарата науки на казахском языке. Это дело не трех и не пяти лет. Вместе с тем, корректировка языковой политики - проект «Триединство языка» - имеет потенциал к снижению напряженности в этом вопросе. Главное, чтобы не было перегибов.

- Наталья, проблема консолидации нации. В чем ее специфика для РК?

- Специфика именно в эволюционности национальной политики. Если вначале консолидация имела этническую базу, то сейчас перед властью и лично Нурсултаном Назарбаевым стоит поле серьезная проблема - консолидация нации на гражданской основе.

Этническая консолидация - это самый простой способ социальной мобилизации, но, увы, не самый эффективный в условиях необходимости экономической модернизации. Скорее наоборот, в силу своей инерционности и консервативности, он становится тормозом на пути социально-экономического развития. Консолидация на гражданской основе использует апелляцию к иным ценностям - «общесоциальным», характерным для представителей всех этносов и социальных групп. Это значительно повышает мобилизационный потенциал всей страны. И именно здесь лежит основная проблема - а именно вопрос - к каким ценностям, общим и для казахов, и для русских, и для уйгуров апеллировать?

Безусловно - это должна быть общая для всех идея, которая отвечает интересам каждого этноса и каждой социальной группы. Власти Казахстана пытались решить этот вопрос, понимая всю его серьезность, - но вышло весьма своеобразно - национальная идея стала подменятся целым конгломератом экономических по сути стратегий... Здесь нужно работать в другом направлении. С каждым годом возможные пути поиска той формулы, которая консолидирует народ Казахстана на достижение великих целей, становятся более или менее ясными. Этот вопрос не решить без широкого общественного диалога. Ведь как сказал Эрнест Ренан: «Нация - это ежедневный плебисцит»...

Теги: Казахстан

Поделиться: