Казахстан-2012: Труд+?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ну, если честно, какое дело жителю Павлодара или Челябинска до транснациональной финансовой олигархии или глобальных финансовых корпораций. Они просто существуют не то что в параллельных пространствах, а в разных вселенных. И, с этой точки зрения, назарбаевская конкретика гораздо более действенно влияет на сознание, особенно если включить в текст такие месседжи, как «Каждому казахстанцу надо начать с себя», «Надо учиться искусству бережливости», «Забота о здоровье – дело каждой семьи» и т. д. и т. п. Отсюда и формула, предложенная Назарбаевым: «Труд = Благосостояние + Качество жизни».
Казахстан-2012: Труд+?
Российские эксперты продолжаютобсуждать новую программную статьюНурсултана Назарбаева.

__________________________________________________________________________________________

Андрей Карпов: Сегодня мы вновь обсуждаем статьюНурсултана Назарбаева, посвященнуютеме социальной модернизации, но хотелосьбы заметить, что не только казахстанскийлидер, но и видные представителироссийской элиты вдруг озаботилисьпроблемами «людей труда». Мне кажется,что один этот факт свидетельствует онеслучайности появления нового тренда– стремления выработать новую, «болеесправедливую» идеологию развития. ДляКазахстана и России эта тема, действительно,куда как актуальна.

Сергей Рекеда: Я так понимаю,что вы имеете в виду статью ВладимираЯкунина «Цены вместо ценностей».

Андрей Карпов :Да, речь идет о материале, опубликованномво втором июльском выпуске журнала«Эксперт», который, кстати, появилсяпочти одновременно со статьей НурсултанаАбишевича «Двадцать шагов к обществувсеобщего труда». Я бы выделил в статьеЯкунина, который достаточно давнопропагандирует идеи доминированияценностей над материальной выгодой, следующую мысль: «Важно организоватьборьбу за осуществление проекта «Новогогуманного общества»». Что это такое, икаким образом будет построено этообщество, из статьи никак не вытекает.Но насколько созвучны образы - ГуманноеОбщество и Общество всеобщего Труда.

В этом, кстати, на мой взгляд, изаключается главная проблема «Диалогацивилизаций» как институции – огромноеколичество выдающихся умов, массафилософских идей, которые применимы кописанию характеристик современногообщества. Но абсолютно неясно, как именнов нынешних условиях добиться искомойгармонии.

Поэтому Назарбаев как прагматик,а уже во вторую очередь, политик-методологпошел иным путем – он предложилсформировать пакет конкретных решенийв рамках социальной модернизации, итолько в самом конце статьи обратилсяк идее нового тренда «социальногореализма».

Сергей Рекеда : Я согласен стем, что тренд более чем актуальный,особенно в преддверии новой волнымирового экономического кризиса. Издесь очень важна задача, с одной стороны,выстроить оболочку, то есть идеологию,позволяющую мобилизовать обществона преодоление трудностей, а с другой,сохранить некий стимул – ради чего всеэто делается, ради чего надо терпетьнеэффективных менеджеров, тупыхчиновников, коррупцию и прочие прелестипостсоветской системы. У Якунина,действительно, получилось все слишкомсложно, да и статья рассчитана наполитиков и экспертов, а не на массовоетиражирование.

Ну, если честно, какое дело жителюПавлодара или Челябинска до транснациональнойфинансовой олигархии или глобальныхфинансовых корпораций. Они простосуществуют не то что в параллельныхпространствах, а в разных вселенных. И,с этой точки зрения, назарбаевскаяконкретика гораздо более действенновлияет на сознание, особенно есливключить в текст такие месседжи, как «Каждому казахстанцу надо начать ссебя», «Надо учиться искусствубережливости», «Забота о здоровье– дело каждой семьи» и т. д. и т. п. Отсюдаи формула, предложенная Назарбаевым:«Труд = Благосостояние + Качество жизни».

Андрей Карпов : Мне почему-токажется, что в нашей стране отвыкли отподобных «мобилизующих» публикаций.Больше склонности как раз к отвлеченнымтемам в духе заговора мировых корпорацийи борьбе стран золотого миллиарда сразвивающимися странами. Хотя самНазарбаев и отдал должное глобалистическимсюжетам в статье «Ключи от кризиса»,сейчас он стремится разговаривать намаксимально понятном языке, видимо,исходя из того, что отсутствие каких-либовнятных позитивных перемен наглобальных рынках побуждает хотя бызаняться собственным домом, где естьеще возможность защититься от негативныхвнешних воздействий.

Сергей Рекеда: В принципе ясогласен с такой оценкой, но вот этаидея «Труд обеспечивает благосостояниеи качество жизни» была актуальна и 20лет назад, как только мы начали уходитьот советской уравниловки. Но обратитевнимание, за 20 лет независимости ни водной стране труд так и не стал главнымфактором успеха, по совершенно простойпричине – большую часть денег серьезныелюди зарабатывают на ресурсах, а точнееих продаже, и на спекулятивных операциях,плюс тесное сращивание бизнеса и власти.

То есть, даже если ты будешьвкалывать по 24 часа в сутки, то не виднопути, по которому ты сможешь выстроитьсвою маленькую личную историю успеха.Поэтому, я полагаю, в России не такактивно отреагировали на последнеепредложение казахстанского президента.Все это убедительно, стратегично, но вмасштабах наших реалий не слишкомдостижимо.

Андрей Карпов : Я думаю, чтоНурсултан Назарбаев меньше всегозадумывался о том, кто оценит или неоценит его предложение. Вопрос втом, что он сам размышляет над тем, какуюсистему удалось построить за 20 летнезависимости, что он передаст своемупреемнику. Назарбаев и Якунин сходятсяв том, что идеология потреблениягубительна, равно как и губительносоциальное иждивенчество. То чтопредлагает президент Казахстана – этоконкретика, описанная глазами человека,принадлежащего к «рабочему поколению».

Предложить иную миссию или простоуточнить параметры той модели, которуюпредлагает Назарбаев, могут политикиследующего поколения. Они пока молчат,но мне как раз кажется, что в даннойситуации Назарбаев ждет от них и делаи слова. Контуры Общества труда прописаныпока только в черне, их четкость, ясность,сбалансированность будут зависеть оттого, насколько идеи, высказанныеказахстанским лидером, поддержитнациональная элита. А можно и по-другому– насколько она окажется достойной техидеальных образов, которые сформулировалНазарбаев.



Поделиться: