Казахстан-2012: Первый шаг из двадцати? Дархан Калетаев о социальной ответственности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Дархан Калетаев говорит о необходимости отдельного планирования проектов по каждому социальному направлению. Но, может быть, вопрос не только в том, что местные власти не всегда знают, как правильно и рачительно потратить выделенные средства. Возможно, дело еще и в том, что чиновники далеко не всегда учитывают мнение самих жителей региона. А кто как не они лучше всего понимают, куда именно стоит потратить не самые великие деньги из бюджета: на фонтаны, питьевую воду или строительство кинотеатра.
Казахстан-2012: Первый шаг из двадцати? Дархан Калетаев о социальной ответственности.

Алексей Власов

Статья Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» стала логическим продолжением стратегических идей, которые были высказаны президентом Казахстана в последних публикациях и выступлениях. Основные тезисы, озвученные казахстанским лидером, подкреплены конкретными предложениями по оптимизации правовой базы, формированию качественно новых социальных стандартов, разработке эффективной модели социально-трудовых отношений.

Важнейшим компонентом новой государственной стратегии должно стать формирование эффективной государственной системы управления социальными процессами с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях. Насколько национально-управленческий класс готов к внедрению новых социальных технологий, насколько глубоко он осознает меру ответственности перед обществом с точки зрения приоритетных решений сложнейшего комплекса социальных проблем?

В какой-то мере ответ на этот вопрос дает интервью управляющего директора АО «Самрук-Казына» Дархана Калетаева. В тексте публикации известный казахстанский политик высказывает предложения, которые являются логическим продолжением стратегических установок, прозвучавших в выступлениях Назарбаева.

Прежде всего, Калетаев обращает внимание на то, что решение комплекса социальных вопросов на региональном уровне должно быть системным и ориентированным на перспективу. Кстати, приведенный в интервью пример о тротуарной плитке, которой ретивые чиновники выложили всю центральную площадь в небольшим поселке, забыв при этом о решении главной задачи, обеспечении жителей питьевой водой, чрезвычайно характерен не только для Казахстана, но и для любого российского региона.

Что делать? Как внедрить в сознание чиновника простую мысль о том, что главный критерий оценки его работы - отношение простых граждан, а не покровительственное одобрение начальника?

Дархан Калетаев говорит о необходимости отдельного планирования проектов по каждому социальному направлению. Но, может быть, вопрос не только в том, что местные власти не всегда знают, как правильно и рачительно потратить средства. Возможно, дело еще и в том, что далеко не всегда учитываются мнения самих жителей региона. А кто как не они лучше всего понимают, куда именно стоит потратить эти деньги из бюджета: на фонтаны, питьевую воду или даже строительство кинотеатра.

Но здесь уже возникает совсем иной вопрос, также типичный для Казахстана, России и Азербайджана – а какое отношение к такого рода решениям имеет гражданское общество? В какой степени органы самоуправления могут взаимодействовать с менеджментом национальных компаний, особенно в зоне моногородов, где комплекс социальных проблем всегда проявляется более ярко, более отчетливо?

Чрезвычайно любопытной представляется позиция Дархана Калетаева и по вопросу о внутренней социальной политике Фонда «Самрук-Казына». В этом плане заметно, что руководство госхолдинга сделало надлежащие выводы из жанаозеньских событий. И, действительно, выход очень прост – нужно работать с коллективами, понимать те настроения, которые доминируют в рабочей среде, как говорится, «держать руку на пульсе».

В противном случае, при формальном подходе, всегда будет нарушаться базовый принцип – справедливость. И в этом смысле слова Дархана Калетаева о том, что в трудовых отношениях компании со своими работниками должна быть «абсолютная системность», не вызывают сомнений. Действительно, невозможно тушить пожар в каждом регионе страны, заливая его двухкратным повышением зарплат и полагаясь на только интуицию и "глубокое знание местной специфики". В нынешней ситуации этого уже недостаточно.

В первооснове должны лежать общие правила игры, одинаковые и для Мангистау и для Восточно-Казахстанской области.

Означает ли появление этого интервью, что национальные компании окончательно повернулись лицом к ключевым проблемам текущего момента? Если брать «Самрук-Казына», то такое определение было бы не совсем правильным. Руководство холдинга выступило с инициативой создания Центра социального партнерства еще задолго до появления программных статей выступления президента РК. Теперь же осталось совершить главное – от верных управленческих решений перейти к их системной реализации.

Поделиться: