Алексей Власов: Зачем нужен G-global: пиар или попытка что-то изменить?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как говорили древние, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. И не столь важно, о чем идет речь, о проблемах валютного регулирования или же об иранской ядерной программе, поскольку мировые центры силы не считают нужным соотносить свои действия с позициями тех стран, которые не допущены в форматы G-8 и G-20. Поэтому когда мы рассматриваем предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о переходе к новому формату G-global мы должны более внимательно проанализировать те пять принципов, которые заложены в основу этого фундаментального антикризисного плана.
Алексей Власов: Зачем нужен G-global: пиар или  попытка что-то изменить?

Выступление Алексея Власова на Экспертном Форуме в Астане.

_______________________________________________

Уважаемые коллеги!

В очередной раз мы встречаемся на Астанинской площадке, а значит, темп и динамика экспертного взаимодействия указывают на необходимость получения адекватных ответов в отношении современных вызовов, не только для стран-участниц евразийского проекта, но и представителей Азиатско-Тихоокеанского региона, Европейского Союза, других региональных объединений.

Причина активизации экспертной работы абсолютно понятна – мы сталкиваемся с общими рисками и вызовами, как в сфере геоэкономики, так и в сфере геополитики. Например, происходит системное изменение условий и правил игры в отношении развития мировых рынков. Окончательно исчезли тихие гавани для международных инвесторов, и сейчас крайне сложно определить динамику колебаний курсов основных мировых валют, цен на энергоресурсы, спрогнозировать изменения, происходящие на рынках ценных бумаг.

Аналогичные процессы мы наблюдаем и в сфере геополитики, где на наших глазах меняются правила игры, формируются новые конфигурации внешнеполитических альянсов, которые зачастую носят тактический, сиюминутный характер и далеко не в полной мере соответствуют интересам национальных государств. Особенно ярко это проявляется в отношениях между ведущими центрами силы и развивающимися странами.

Бурно развивающиеся «молодые» экономики Азиатско-тихоокеанского региона, ряда государств постсоветского пространства за последние 10 лет заметно повысили уровень конкурентоспособности, стали играть самую существенную роль в формировании контуров экономики будущего, однако по-прежнему они, по сути дела, отстранены от механизмов принятии решений, определяющих правила игры в сфере геополитики и геоэкономики. Да и не сумели они пока что реально стать на ноги, слезть с ресурсной иглы. впрочем, стратегически это дело не меняет. В отношении к странам постсоветского пространства по-прежнему господствуют двойные стандарты.

Как говорили древние, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. И не столь важно, о чем идет речь, о проблемах валютного регулирования или же об иранской ядерной программе, поскольку мировые центры силы не считают нужным соотносить свои действия с позициями тех стран, которые не допущены в форматы G-8 и G-20. Поэтому когда мы рассматриваем предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о переходе к новому формату G-global мы должны более внимательно проанализировать те пять принципов, которые заложены в основу этого фундаментального антикризисного плана.

Один из базовых принципов, предложенных президентом Казахстана – это равенство и консенсус. Мне кажется, что именно это положение стратегии казахстанского лидера является ключевым. Современный мир многополярен, но психология элит по-прежнему исходит из принципа деления стран на «великие» и «второстепенные», и вот этот психологический тупик препятствует формированию справедливых основ глобальной экономики и глобальной политики.

Кстати, именно это обстоятельство необходимо учитывать и нам, то есть России, Казахстану и Белоруссии при строительстве Евразийского Экономического Союза. Успешная интеграция возможна только в том случае, если мы сумеем найти такой формат взаимодействия, при котором не будет никаких сомнений в том, что это действительно равноправное, взаимовыгодное и абсолютно прагматичное сотрудничество.

Еще один принцип, по которому предлагается строить модель G-Global – это глобальная толерантность и доверие. Во всех своих последних статьях и публикациях Нурсултан Назарбаев постоянно обращается к проблеме доверия и это не случайно. В политике и экономике ощущается дефицит взаимного доверия. Это может быть недоверие вкладчиков банкам или сомнения кредиторов в способности заемщиков выполнять свои обязательства, но в любом случае движение средств больших денег останавливается в тот момент, когда инвесторы понимают, что предлагаемая им схема вложений, как на уровне национальных государств, так и с точки зрения глобальных финансов, уже не работает.

Об этом Нурсултан Назарбаев неоднократно писал в своих программных работах, в частности, в статьях «Пятый путь» и «Ключи от кризиса». Но и в сфере международных отношений отсутствие доверия так же ведет к нарастанию конфликтогенности, ведь несмотря на усилия международного сообщества до сих пор так и не удалось разрешить ни один локальный кризис, в том числе и на постсоветском пространстве.

Ни Карабах, ни Абхазия, ни Приднестровье так и не стали примером успешного посредничества, во многом потому, что стороны конфликта не доверяют друг другу, и, в свою очередь, у них вызывает сомнения равноудаленность посредников, что, конечно же, ставит крест на всех усилиях найти точки соприкосновения и побудить враждующие стороны к диалогу.

Возможно ли в короткие сроки восстановить это пространство взаимного доверия, хотя бы на уровне глобальной финансовой архитектуры. Мне кажется, что это очень сложная и многоаспектная задача, которая опять-таки связана со вторым принципом G-Global - отказом от двойных стандартов и отказом от деления стран на «главные» и «второстепенные».

Насколько велика вероятность того, что к предложениям казахстанского лидера прислушаются ведущие центры силы? Я в этом смысле оптимист и считаю, что шанс на обновление по-прежнему остается, хотя, конечно же, было упущено время, бездарно потраченное в период между 2008 и 2011 годом. Программа для обсуждения на Всемирном антикризисном форуме абсолютно очевидна, и многие ее положения были непосредственно разработаны именно здесь в Казахстане, и, кстати говоря, на основе опыта национальных реформ, которые, как мне кажется, и являются фундаментальной основой для той глобальной стратегии, которую предложил президент Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Хочется верить, что именно рациональный, прагматичный и разумный подход будет воспринят как руководство к действию. Безусловно, не последнюю роль в этом вопросе будет играть системность принимаемых мер. Таким образом, те стратегии развития, с которыми Казахстан прошел двадцатилетие независимости, представляют собой своеобразную проекцию на международный опыт. Это значит, что пройденный Казахстаном путь модернизации содержит те универсальные методологические принципы, которые как раз и ориентированы на достижение поставленной цели. Речь идет о сплоченности общества, толерантности, доверия к лидеру, ну и, конечно же, об ответственности перед страной и перед обществом, которое на протяжении всей истории независимого Казахстана демонстрировал национальный лидер Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Поделиться: