А.Караваев, А.Власов: России и Казахстану предстоит нелегкий путь к ЕЭС.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В частности много вопросов возникает в отношении пенсионных фондов и фондов гарантирования вкладов, их пока нет. В Казахстане возраст выхода на пенсию отличается от того, который принят в России: для женщин это 58 лет, для мужчин - 63. Плюс в Казахстане действует обязательная накопительная пенсионная система, поэтому ее доля уже больше 10 процентов ВВП - свыше 18 миллиардов долларов. Практически столько же, сколько население хранит на депозитах в банках. В России идея подобной реформы тоже обсуждалась, но пока ничем не закончилось. Все эти проблемы надо обсуждать, а не подменять содержательный диалог пустыми обещаниями и громкими декларациями.
А.Караваев, А.Власов: России и Казахстану предстоит нелегкий путь к ЕЭС.

Выступление Александра Караваева иАлексея Власова на круглом столе "Российско-казахстанские отношение вконтексте евразийской интеграции".

____________

Уважаемые коллеги.

Евразийский проект направлен наумножение и материального, и духовного потенциала стран-участниц. Модельвзаимодействия евразийских государств - это не стремление возродить прошлое,общие советские институты, а желание достигнуть качественно нового, болееэффективного, взаимовыгодного сотрудничества, основанного на прагматичномрасчете.

Практика евразийской интеграции должна разрушить негативныйстереотип в отношении российской политики на постсоветском пространстве, нередко воспринимаемой как неоимперское «желание» постоянно расширятьвлияние России. Влияние России и так достаточно велико, но в реальностиМосква не претендент на гегемонию в Евразийском Союзе и поэтомуинсталлирует этот проект, прежде всего, как синтез социальных икультурно-идеологических проектов своих союзников на пространстве Евразии.

Новый постулат интеграции - сложениепотенциалов. Сближение надо мыслить не в орбите интересов России, а каксложение ядра нового блока из индивидуальных и самодостаточныхгеополитических субъектов

В случае, если участникиевразийской интеграции согласуют свою кредитно-денежную политику, создадутединый Центробанк, эмитирующий единую наднациональную валюту, в повестке днястанет вопрос единой налогово-бюджетнойполитики.

Учитывая, что в течение двухпрошедших десятилетий участники ЕврАзЭС двигались каждый собственным путем, ликвидироватьвозникшие расхождения в короткие срокисложно.

Так, в последние три года российскийЦентробанк достаточно спокойно относился к колебаниям надциональной валюты вдиапазоне плюс-минус 20 процентов. В Казахстане за этот же период былоплюс-минус 2 процента. Потребует коррекции денежно-кредитная политика. В Россиии Казахстане практически одинаковый уровень инфляции, но в Казахстане ставкарефинансирования 6,5 процента годовых, а в России - 8. Банк России во времякризиса выдавал банкам беззалоговые кредиты, Казахстан - нет. По надзору тожеразные подходы. В Казахстане, чтобы открыть сейчас новый банк, нужно 70миллионов долларов. В России этот порог в несколько раз ниже.

Таким образом, необходимовремя для того, чтобы постепенно выработать правила игры, которыми быруководствовались все страны -участницы Таможенного иинтеграционного союза , вне зависимости от количества этихстран. К 2020 году курсовая, денежно-кредитная, и надзорнаяполитики должны быть приблизительно одинаковыми. За основу кредитно –финансовой политики будут браться международные стандарты.

В частности много вопросов возникает в отношении пенсионныхфондов и фондов гарантирования вкладов, их пока нет. В Казахстане возраствыхода на пенсию отличается от того, который принят в России: для женщин это 58лет, для мужчин - 63. Плюс в Казахстане действует обязательная накопительнаяпенсионная система, поэтому ее доля уже больше 10 процентов ВВП - свыше 18миллиардов долларов. Практически столько же, сколько население хранит надепозитах в банках. В России идея подобной реформы тоже обсуждалась, но поканичем не закончилось. Все эти проблемы надо обсуждать, а не подменятьсодержательный диалог пустыми обещаниями и громкими декларациями.

Для успешного продвижения идеиЕвразийской интеграции в практическую плоскость целесообразным представляетсяразвитие не только межгосударственных связей и структур, но и патронируемых нагосударственном уровне параллельных структур, созданных на общественномфундаменте. Это позволит вовлечь в процессы интеграции на интересующемпространстве более широкие массы, без чего успех данного мегапроекта непредставляется реализуемым. Речь идет о многоуровневой горизонтальнойинтеграции, дающей определенные стимулы (экономические, образовательные,культурологические) всем ее участникам.

В СНГ на протяжении 20лет более или менее качественно выстраивались отношения по системегосударственных связей, общества оставались в роли пассивных наблюдателей, в результате они фрагментированы и ориентированы на разныевекторы сотрудничества, что существенно осложняет переход на новый уровеньинтеграции. В реалиях картина « преемственности связей» на постсоветском пространствевыглядит не столь оптимистично, как представляется.

В перспективе многие проекты,сетевые структуры, функционирующие по системе горизонтальных связей, могут быть включены, условно, в Евразийскую Палатуобщественной и деловой интеграции, поскольку должна быть некая основа длясистемной интеграции в негосударственном блоке, использующая технологии «мягкойсилы» в продвижении поставленных интеграционных задач.

Есть еще несколько конкретныхпредложений, которые могут способствовать новому взгляду на взаимодействиемежду Россией и Казахстаном.

Какая экономическая фактура держалаинтеграцию вокруг России эти годы? Во-первых, это сравнительно небольшиекредиты Москвы на поддержание местных производств и поддержку банковскихопераций. Во-вторых, поддержка Москвой условий для ориентации производств СНГ кроссийским потребительским рынкам (межгосударственное регулирование).В-третьих, создание условий для труда мигрантов из сопредельных стран. Вместе стем, как показало исследование Института Экономики РАН совокупный рост ВВПпостсоветского пространства прямо зависил и зависит от торговли и наращиванияэкономических связей с внешними партнерами: странами Европы, США, Китаем,Турцией. Но внешние рынки ожидают исключительно сырье из СНГ. Таким образом,сложившаяся структура не способствовала преодолению отставания от среднемировыхпоказателей. Рост на сырьевом экспорте не укрепляет общие активы, стоимостьпредприятий, и соответственно не повышает ставки интеграции.

В то же время, экономисты обращаютвнимание, что взаимный экспорт продукции обрабатывающей промышленности междугосударствами постсоветских объединений устойчиво составляет около 40%, а сырьяне более трети. Отсюда следует, что необходимо делать ставку на модернизациюинфраструктуры, создание на базе ЕврАзЭС производств, имеющих конкурентныепреимущества на внешних рынках. В этом случае интеграционные проекты для Москвыстанут экономически рентабельны.

Спасибо за внимание

Поделиться: