Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан – 2012: самые прозрачные министры…

02.07.2012

Автор:

Теги:

Казахстан – 2012: самые прозрачные министры…

Популярное агентство «РейтингKZ» провело очередной замер по рейтингу транспарентности министерств и ведомств Казахстана. В некоторых СМИ уже появились оценки этого документа с традиционным диапазоном высказываний, от самых критичных до в целом благожелательных, мол, рейтинг отражает реальную картину, и «нечего на зеркало пенять»…

Для российских читателей, которые к подобным рейтингам за последние 10 лет привыкли, никакой сенсационности в итоговых данных, по сути дела, нет. Неудивительно даже то, что представители депутатского корпуса РК, которым было предложено поучаствовать в опросе, так и не заполнили отправленные им анкеты, что как-то не очень коррелирует с новым образом Мажилиса, который, по идее, должен контролировать, выявлять и наказывать нерадивых министров. Что ж, вполне возможно, данные, опубликованные «РейтингомKZ», позволят законодателям сделать определенные выборы.

Сами авторы рейтинга главным результатом считают тот факт, что, по большому счету, ни одно министерство, за исключением Министерства культуры, нельзя отнести к открытым ведомствам, ни с точки зрения обратной связи с населением, ни с точки зрения открытости для СМИ, ни с точки зрения взаимодействия с институтами гражданского общества. Последние три места в рейтинге занимают Агентство по управлению земельными ресурсами, Министерство обороны и Национальное космическое агентство.

Наш собеседник в Астане заметил, что проблема Космического  агентства носит, скорее, технический характер и связана с недостаточной квалификацией тех, кто по долгу службы, обязан выстраивать коммуникации со СМИ по вопросам далеко не праздным, к примеру, о судьбе космодрома «Байконур» и непростых переговорах с российской стороной по этому поводу.

Но вот в чем сошлись буквально все мои коллеги-казахстанские эскперты, так это  в том, что крайне низкое место в рейтинге транспарентности, которое заняло Министерство нефти и газа, полностью отражает реальное положение вещей.  И тут уже дело не в отсутствии действенных инструментов коммуникации, а в самой политике Министерства, которое среди журналистов считается одним из самых закрытых ведомств страны, намного проигрывая и МВД и Минфину и даже Комитету дорожной полиции, что, по российским представлениям, вообще сенсация.

Несколько удивило относительно низкое место, занимаемое Министерством иностранных дел, причем это касается не только показателей взаимодействия с институтами гражданского общества, но и контактов со СМИ.  Как эксперт, постоянно работающий по центрально-азиатской тематике, могу однозначно сказать, что нынешнее руководство МИДа вполне открыто для контактов со средствами массовой информации, и в соответствующих структурах Министерства работают вполне профессионально подготовленные чиновники, прекрасно понимающие специфику предмета – вопросы международного имиджа РК.

Отдельно стоит сказать о чиновниках, которые лично взаимодействуют с журналистами и не уходят от острых вопросов. Здесь все предсказуемо – те, кого мы чаще всего видим на страницах казахстанских СМИ,  лидируют в рейтинговых позициях: Жумагулов, Имашев, Исекешев и министр финансов Болат Жамишев, которого некоторые эксперты часто упоминают в оторванности от народа, то есть в слишком наукообразных или профессионально ориентированных формулировках интервью, доступных далеко не каждому читателю или, к примеру, депутату.

Но при этом факт остается фактом – именно господин Жамишев  входит в топ чиновников, столь любимых средствами массовой информации Казахстана, ну и как бы это высокое место подчеркивает, что «любовь взаимна», хотя не всегда со знаком «плюс».

Приносят ли подобные рейтинги какую-либо практическую пользу? Мне кажется да, приносят. По крайней мере, у первых лиц государства есть определенный источник информации, на который можно при желании опереться, с точки зрения принятия кадровых решений. Другой вопрос, что этот рейтинг не может и не будет выступать в качестве первоначального посыла для тех, кто решает судьбу министра. Как аргумент – да, как повод для размышления – возможно. Ну а наступит ли когда-нибудь тот момент, когда экспертное мнение и опросы станут влиять на характер кадровых изменений, как в Казахстане, так и в России - оставим этот вопрос пока что без ответа. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение