К.Капанов: Как нам обустроить Уральск. Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
К тому же Актюбинск планирует стать миллионным городом, активно развиваются Актау и Атырау. Сейчас основные потоки мигрантов идут в Астану, Алматы, Актау, Атырау. Уральск не должен превратиться в спальный район Атырау, с утерей своей идентичности. Но главное, предметом конкуренции будет решительно все: инвестиции, информационные потоки, туристы, талантливые преподаватели и врачи, менеджеры и т.д. Как в такой ситуации не остаться на обочине экономического развития?
К.Капанов: Как нам обустроить Уральск. Ч.2

Всвязи с созданием Таможенного союза товар, капитал, рабочая сила все мобильнее, на их пути все меньше барьеров. В такой ситуации уже не территории борются за крупных инвесторов, а инвесторы отстаивают право работать в комфортных местах. Город как таковой становится субъектом экономики. Инвесторы и высококвалифицированные специалисты стремятся только в успешные города.

Начинается эпоха жесткой конкуренции, война территорий. Согласитесь, нельзя как попугай повторять, что мы граничим спятью областями России, это очень крупные города: Самара, с численностью 1134,7 тыс. чел., Саратов – 831,0 тыс. чел., Оренбург – 524,4 тыс. чел. К примеру, один из бизнесменов, имеющий опыт ведения бизнеса на мировом уровне, помогает акимату Актюбинской области в создании аналитического и ситуационного центров экономического развития.

К тому же Актюбинск планирует стать миллионным городом, активно развиваются Актау и Атырау. Сейчас основные потоки мигрантов идут в Астану, Алматы, Актау, Атырау. Уральск не должен превратиться в спальный район Атырау,с утерей своей идентичности. Но главное, предметом конкуренции будет решительно все: инвестиции, информационные потоки, туристы, талантливые преподаватели и врачи, менеджеры и т.д. Как в такой ситуации не остатьсяна обочине экономического развития?

Лучший способ срочно осваивать городу маркетинговыетехнологии. Почему именно маркетинговые? Потому что если «инвестиционный климат», «качество жизни» или «туристические достопримечательности» - это товар, то обладать им мало. Нужно уметь «продать» потенциальному инвестору, жителю или туристу. Например, в Казахстане насчитывается 48 тысяч больших и малых озер, но Шалкар уникален, мы его бездарно используем, хотя там должен быть аэропорт для малой авиации, отличная дорога. Должно быть все, а пока там папуасский размах. Его можно превратить в Иссык-куль для Актюбинска, построив дорогу с прямым выходом на Джембейту. Почемунельзя спать, потому что забег выигрывает не тот, кто быстрее бежал, а тот кто раньше выбежал. Такое ощущение, что Уральск до сих пор спит. Энтузиазмотсутствует абсолютно. Никому ничего неохота делать.

В Евросоюзе уже трудно найти город, который не был бы озабочен позиционированием на рынке и попытками продвигать имидж. Сейчас в Европе настоящий бум тематических городов. Это города Моцарта и Шекспира, Ван Гога и Андерсена. Города театральные, горнолыжные, торговые, книжные, ботанические, гастрономические (винные, сырные, кофейные), музыкальные, игровые. Если обратиться к неравнодушным жителям Уральска обязательно будут предложения по «раскрутке» нашего города, по его ребрендингу.

Кстати, наш вуз подготовил очень мотивированных к учебе, способных, дипломированных специалистов по «связям с общественностью», но родной город глух и слеп, и такие специалисты заняты не по профилю. Кто будет сейчас раскручивать имидж города на профессиональной основе?

Успешный маркетинг территории должен быть сугубо целенаправленным. Его исходный мотив – стратегия развития на 15 – 20 лет, поскольку перед тем, как продвигать свои интересы, нужно понять в чем они состоят. Городское сообщество должно четко представлять, что изменится в его жизни. Уральскунужно искать и культивировать в себе то, чем он не похож на других, то,что есть только у него. И именно это делать стержнем маркетинговой стратегии. В начале ХХ века Уральск был именно таким городом.

Памятники истории, археологии, архитектурыявляются архитектурно-культурными ресурсами нашего региона, и как любыедругие ресурсы нуждаются в сохранении, эффективном и бережном использовании.

Несекрет, в современной экономике стоимость продукта на три четверти связана с креативностью, и наиболее передовой инновационный бизнес идет туда, где для него есть ресурс, а главный его ресурс – это люди. Территория, которая втягивается в «экономику знания», основную прибавочную стоимость создает за счет высокой компетенции человеческого капитала. Опять же в 20-е – 30-е годы Уральск был поставщиком кадров длявсего Казахстана, а сейчас бездарно все растеряли, нет понимания и нет людей, которые развивали бы этот ресурс. Почти некого учить и некому учить.

Вприменении к городам модернизация, помимо роста доходов населения, означает высокую степень изменчивости, постоянное генерирование «нового», расширение возможностей высоких заработков и качественного потребления, причем не только материальных благ, но и широкого спектра услуг, повышающих удовлетворенность жизнью.

Сейчасгородской маркетинг вышел на первый план. Согласно предпринимательской парадигме, стратегии развития городов должны быть: а) инновационными, позволяющие нарастить конкурентные преимущества; б) четко формулировать цели и способы их достижения в обозримой перспективе и в) активно продвигать себя на рынке, формируя собственный бренд и имидж.

Важноотметить, что городская культура в качестве сквозной системы способствует развитию унифицированного опыта жизни, универсальных представлений как неких стандартов восприятия, что многократно подтверждает поведение горожан, характер их времяпровождения, типичное посещение общественных мест.

Именно в городе как в особом сообществе людей человек можно найти себя как бы «вне себя» среди окружающих (особая привлекательность урбанистического социума). Вне традиций невозможно представить во всей полноте ни один вид деятельности людей. Вусловиях непрерывной смены поколений каждая общность через систему традиций воспроизводит свои духовные ценности. Традиции – это такие общественные явления, посредством которых от поколения к поколению передаются идеи, знания, нормы поведения, способы, приемы, формы, мотивыдеятельности людей, различные вкусы, стили, творческие направления. Традиции– это сеть (система) связей настоящего с прошлым. В принципе, городскоесообщество является сообществом людей, стремящихся к взаимному контролированию и регулированию своей деятельности, чтобы она соответствовала определенным социальным нормам.

Каждое новое поколение должно научиться приноравливаться к порядку, который определяется и поддерживается главным образом старшими. Каждое общество навязывает своим членам какой-то род дисциплины. Индивиды растут, включаясь в жизньсообщества, в конечном счете выпадают из нее и исчезают. Но сообщество вместе с тем моральным порядком, который оно в себе воплощает продолжаетжить дальше. Жизнь сообщества, следовательно, заключает в себе своего рода превращение.

Оно постоянно ассимилирует новых индивидов и столь же неумолимо вследствие смерти или какой-либо иной причины отторгают старых. Сейчас ситуация тревожная: с уходом старшего поколения, людей честных порядочных, неравнодушных, образованных и культурных, город пустеет. Как стремительно уходит из людей совесть, ум, идеалы. Жителей города становится больше, а найти человека трудно.

Как связаны город и бизнес? Город– это успех для бизнеса: инвестиционная политика, частно – государственное партнерство, корпоративная социальная ответственность. Города должны расширять диалог с бизнесам, обновлять инфраструктуру, становиться центрами потребления.

В Уральске должно быть удобно зарабатывать деньги и развивать свой бизнес: предприниматель получает пакет документов для бизнес – проекта ине бегает по инстанциям. Должна быть сильная банковская система, обеспеченность торговыми площадями, отсутствие пробок, маршруты автобусов изменены в зависимости от пассажиропотока, широкий выбор площадей для аренды, большое количества квалифицированных кадров, развитая инфраструктура, офисы класса А, регулярное авиасообщение с крупными городами. Строго говоря, нашаэропорт и полоса годятся разве что для райцентра. По мнению самих бизнесменов, в Уральске бизнес-среда слабая, к сотрудничеству между собой не ориентированная, не креативная, опять же с большими элементами архаики, деградации, «болото», отставание по всем позициям. Например, торгово-развлекательный центр «MEGA» в Актюбинске и наши торговые «коробочки» не идут ни в какое сравнение.

Какотмечал М. Вебер, город – это, прежде всего, сообщество потребителей и производителей. В принципе, сочетание давления со стороны бизнеса, как «производителя» городского развития и населения как «потребителя» городских общественных благ, способно обеспечить кумулятивный эффект.

Какой должна быть стратегия развития города? Наши наиболее крупные города отстают в развитии от европейских городов на 30-40 лет. При нынешних темпахжилищного строительства, чтобы догнать страны Европы по уровню обеспеченности жильем, Казахстану потребуется более 50-ти лет. Дело в том, что сейчас явный квартирный тупик. В жилье нуждается примерно около1 млн. людей в Казахстане, но у них нет залогового имущества, накоплений для ипотеки. Почему в Казахстане дорогая недвижимость? Потомучто существует острый дефицит именно урбанизированной территории, где есть вода электричество, газ и дороги.

По данным, который привел А.Маючий, вПриуралье сдавалось в год до полумиллиона кв. метров жилья. Домостроительный комбинат работал в несколько смен, 90-квартирный дом вводился в эксплуатацию почти каждый месяц. Для сравнения в 2009 году в Алматы построено 1 млн. 50 тыс кв. метров жилья. А это ведь почти трехмиллионный город. В Уральске за 8 месяцев 2009 года за счет всех источников финансирования построена 661 квартира общей площадью 74 тыс кв. метра. Общейугрозой для городов является сокращение населения в них. По прогнозам впервую очередь обезлюдеют малые города и областные центры. Города должны стать локомотивами развития в ХХІ веке. Однако, отсутствует артикуляционная политика государства по отношению к городам. Как субъекты экономического развития они не существуют. Безусловно, региональная политика должна включать в себя политику города. Ипри том, именно персональный имидж лидеров становится одним из инструментов брендинга территории. В этой связи важно понять, что территория Западно-Казахстанской области является зоной интересов общенационального крупного капитала. Такие территории попадают под политический контроль или под сильное влияние крупного бизнеса.

Ученыеобращают внимание на то, что у нас экономический рост характеризуется преимущественно количественными показателями, а развитие отражает не столько количественные, сколько качественные сдвиги. Принцип «сначала экономический рост, а затем вложение в социальную сферу», работает плохо, без инвестиций в развитие не стоит и мечтать об устойчивом экономическом росте, особенно в условиях постиндустриальной экономики, ориентированной на «нематериальное» производство. Пока в наших городах не интересно жить, там мало возможностей для развития талантов. Деньги решают далеко не все. Например, 100% старшеклассников нефтяной столицы России города Сургута хотели бы уехать из своего города. Чтобы удержать молодежь нужны специальные программы. Это еще один из вызовов для Уральска. Представлениео городе как источнике экономического роста вполне соответствует действительности. Города производят огромную долю мирового богатства. Встранах с низким уровнем доходов экономическая деятельность городов формирует 55% ВВП, В странах среднего уровня – 73%, а в высокоразвитых –85%. Это означает, что современная экономика в значительной степени «привязана» не к территориям, а к городам и их сетям, которые определяютлицо регионов и стран.

Надосказать, что стратегия развития и новые технологии – вот ключевые слова, которые позволяют создать новый территориальный бренд. Формулирование миссии и разработка стратегии – необходимые предпосылки брэндинга территории. Почему в вопросе продвижения имиджа Уральска нет общественного лобби? Потому что отсутствует взамодействие между региональной властью и бизнесом. Бизнесу необходимо объединяться в сообщества – общественные организации и некоммерческие партнерства. Всемзаинтересованным лицам следует договориться о создании постоянно действующего круглого стола, результатом деятельности которого станет концепция развития имиджа нашего региона, разработанная наиболее неравнодушными учеными, экономистами и предпринимателями. Подобная площадка необходима и для открытого политического диалога, в ходе которого будут обсуждаться идеи и вырабатываться базовые ценности. Сегодня уже очевидно, только сформировав общественное лобби, заинтересованное в кардинальном улучшении среды, можно надеяться, что сползания к анархической застройке не произойдет.

Окончание следует

Поделиться: