Евразийский модернизационный проект (часть 1)

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
28 июня в Баку открывается третий Российско-азербайджанский межрегиональный форум "Российско-азербайджанский диалог – 2012". Политологический центр "Север-Юг" подготовил специальный аналитический доклад "Перспективы экономического взаимодействия между Азербайджаном и Россией в условиях формирования Евразийского модернизационного проекта".
Евразийский модернизационный проект (часть 1)
" Евразийский модернизационный проект (часть 1) 28 июня в Баку открывается третий Российско-азербайджанский межрегиональный форум "Российско-азербайджанский диалог - 2012". Политологический центр "Север-Юг" подготовил специальный аналитический доклад "Перспективы экономического взаимодействия между Азербайджаном и Россией в условиях формирования Евразийского модернизационного проекта".

Аналитический доклад посвящен анализу перспектив взаимодействия между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в контексте развития процессов евразийской интеграции. Отдельно рассмотрены перспективные направления сотрудничества России и Азербайджана, обоснована целесообразность выработки взаимовыгодного формата экономического сотрудничества между государствами евразийского проекта и Республикой Азербайджан.

Доклад подготовлен ведущими сотрудниками Политологического центра по развитию научных и образовательных связей со странами кавказского региона "Север-ЮГ" при участии известных политологов и экономистов из России и Азербайджана.

Представляем вашему вниманию выдержки из аналитического доклада.


В настоящее время развитие геополитических и геоэкономических процессов находится под влиянием двух основных взаимообусловленных тенденций - глобализации и регионализации. Итоги мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. убедительно показали, что ни одна страна, каким бы мощным экономическим и политическим потенциалом она ни обладала, не может самостоятельно преодолеть угрозы и вызовы, носящие глобальный характер. Поэтому одним из главных механизмом повышения экономической конкурентоспособности, усиления политического потенциала современных государств, обеспечение их эффективного включения в мировые хозяйственные связи, является региональная интеграция. Мировая практика демонстрирует немало успешных примеров подобных проектов: МЕРКОСУР, ШОС, ЕС, НАФТА и т.д.

Постсоветское пространство стало одним из центров наиболее интенсивного развития интеграционных процессов. Первое десятилетие 21 века продемонстрировало тренд к объединению на качественно новом уровне бывших советских республик: усилению не только торговых, производственных, но и кооперационных, инвестиционных связей, а также расширения гражданской и гуманитарной коммуникации.

Между тем, движение постсоветских стран по пути интеграции не было простым и безпроблемным. В начале 1990-х годов национальные элиты новых независимых государств зачастую стремились решительно "порвать" с советским прошлым и развивать более тесные отношения с внерегиональными игроками. Однако неудачные попытки постсоветских государств самостоятельно преодолеть тяжелые последствия распада СССР, а также стремительное развитие негативных процессов в экономической, социальной и политической сферах постсоветских стран, убедительно свидетельствовали о несостоятельности дезинтеграционной политики.

По мере становления национальной государственности в странах Содружества стало очевидно, что фактор экономической целесообразности обладает первостепенной значимостью для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Поэтому именно экономика на многих уровнях стала императивом и движущей силой постсоветской интеграции.

С первых лет независимости страны СНГ предпринимали попытки наполнить конкретным содержанием различные экономические проекты, создать эффективные экономические институты. Наиболее перспективным среди таких проектов оказался проект создания Евразийского экономического союза, который был предложен президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым в марте 1994 года, а позже творчески переосмыслен и дополнен в программных работах президента Российской Федерации В.В. Путина. В основе евразийской стратегии Назарбаева-Путина находится концепция экономического единства евразийских стран, сформулированная на основе представлений ученых-евразийцев и подкрепленная практическими соображениями.

Необходимо отметить, что евразийское пространство обладает мощными конкурентными преимуществами. Во-первых, оно занимает важное геостратегическое положение, выступая своеобразным "коридором" между Востоком и Западом. Консолидация потенциалов евразийских стран и формирование единой транспортной системы дает государствам региона возможность выполнять посредническую функцию в торгово-экономическом взаимодействии между двумя европейской и азиатской частями света. Во-вторых, на территорию Евразии приходится почти 1/6 часть Земли с населением 290 млн. человек. Наконец, евразийский регион является одним из наиболее энергонасыщенных в мире.

Формирование общей стратегии развития евразийских стран будет способствовать эффективному использованию указанных конкурентных преимуществ. В этом контексте ученые-экономисты и политические деятели государств постсоветского пространства рассматривают интеграцию как важнейшее средство повышения конкурентоспособности государств, их эффективной модернизации, а также включения в мировое сообщество на более сильных позициях. Так, президент России Владимир Путин отмечает, что создание Евразийского союза позволит его участникам "занять достойное место в сложном мире XXI века... Объединившись, страны Евразии смогут войти в число лидеров роста и добиться успеха и процветания".

Практическая реализация евразийского проекта связана с формированием мощной институциональной основы. К таким институтам относится Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), а также созданный в 2010 году Таможенный союз (ТС).

С 1 января 2012-го в силу вступили первые 17 соглашений, формирующих основу Единого экономического пространства (ЕЭП). Эти соглашения регламентируют ряд ключевых тем экономического сближения "тройки" - от координации макроэкономической политики до трудовой миграции. Соответственно условия хозяйственно-экономической деятельности для членов интеграционного объединения в ближайшей перспективе могут стать более привилегированными нежели для государств более дальней орбиты. На повестке дня стоит вопрос о расширении состава стран - участниц интеграционного объединения, прежде всего из числа государств СНГ. В частности, Киргизия и Таджикистан, заинтересованы в присоединении к процессу экономического сближения.

Евразийский интеграционный проект имеет несколько перспективных сценариев развития. В любой, даже не полной форме его реализации, мы будем наблюдать появление новых рычагов способствующих интенсификации социально-политического прогресса на постсоветском пространстве.

В этой связи высокой актуальностью обладает выработка оптимального формата сотрудничества евразийских стран с Азербайджаном. Баку необходимо учитывать, что со временем интеграционные процессы в ядре (между Россией, Беларусью и Казахстаном) выйдут на новые рубежи, и это, безусловно, изменит не только торгово-экономические реалии Азербайджана в отношениях с лидерами региона, но и социально-политические стандарты в СНГ в целом.

Учитывая, что большая часть азербайджанцев проживает в пространстве новой Евразии, а также концентрирует в этом же регионе свои бизнес интересы, Баку необходимо как минимум держать руку на пульсе российских инициатив, исследуя их достоинства и ограничения, а как максимум, рассмотреть варианты наиболее выгодного для себя участия в проектах евразийской интеграции.

В настоящее время для Азербайджана ставка на многовекторное маневрирование и гибкие прагматичные альянсы по интересам, приносит максимум выгоды. Нужно признать успехи стратегии Баку: развивая сложную сеть двусторонних отношений, Азербайджан, тем самым компенсирует отсутствие своей партии в более тесных интеграционных альянсах. Но, при этом, нужно констатировать, что Баку вполне органично освоился на средней интеграционной дистанции от России, участвуя в тех московских проектах, где есть содержательный результат для азербайджанской стороны. Нужно учитывать, что Азербайджан активно ведет свою политику с другими участниками СНГ, нередко задавая тон. Тем самым, косвенно, и иногда напрямую интенсифицируя российские проекты с сопредельными странами.

Успешный опыт Азербайджана в отношениях с партнерами, лидерские позиции Баку на линии с Минском, с Кишиневом, с Бишкеком, серьезные перспективы в азербайджано-украинских отношениях, - все это ложится в копилку общей атмосферы постсоветской интеграции, в значительной степени дополняя энергией российские программы. Тем не менее, если мы говорим о новом качественном скачке Азербайджана, его участие в евразийских проектах (хотя бы в качестве партнера по диалогу) становится остро необходимым. При этом, Баку свободен от множества ограничений политического и экономического свойства, какие, к примеру, сдерживают Украину на пороге евразийского объединения.

Таким образом, существуют реальные предпосылки для выработки взаимовыгодного формата сотрудничества между государствами евразийского проекта и Республикой Азербайджан.

Реализация евразийского экономического проекта носит многоуровневый характер и предполагает последовательное воплощение нескольких этапов: ЕврАзЭС, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз. Процесс формирования интеграционного объединения полностью не идентичен европейскому опыту, однако существует ряд соответствий и параллелей с моделью Европейского Союза.

Первым этапом институционального воплощения идеи евразийской интеграции стало создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в 2000 г. усилиями России, Казахстана, Белоруссии, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана (приостановил членство 2008 г.). В рамках ЕврАзЭС за 10 лет существования организации были реализованы конкретные экономические проекты, среди которых:

- создание реального режима свободной торговли;
-отмена практики взимания таможенных пошлин на товары, производящихся на территории стран Сообщества, в их взаимной торговле;
- формирование Антикризисного фонда ЕврАзЭС;
- сооружение евразийских транспортных магистралей и т.д.

Результатом предпринятых шагов стал, прежде всего, рост объемов взаимного товарооборота стран-участниц Сообщества. Этот показатель вырос более чем в 3 раза: с 31 млрд. долларов в 2001 году до 95,2 млрд. долларов в 2010 году. Удельный вес взаимных инвестиций государств ЕврАзЭС в общем объеме поступивших иностранных инвестиций повысился с 7% в 2007 году до 12% в 2010 году. Валовой внутренний продукт (ВВП) в среднем по ЕврАзЭС в 2010 году по сравнению с 2001 годом увеличился в 1,6 раза, производство промышленной продукции - в 1,5 раза, инвестиций в основной капитал - в 2,2 раза.

Следующим этапом реализации евразийского интеграционного проекта явилось создание в 2010 году Таможенного союза, в который вошли три наиболее близкие по типу постсоветские экономики: Россия, Беларусь и Казахстан. Важным событием этого периода стало введение Единого таможенного тарифа на импортируемые товары, включающего более 11 тысяч единиц товарной номенклатуры, а также утверждение Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС). По итогам 2011 года товарооборот между Россией, Белоруссией и Казахстаном вырос более чем на 36% и превысил 100 млрд. долл., созданы предпосылки для роста конкуренции за капитал и квалифицированные трудовые ресурсы.

С 2012 года функционирует Единое экономическое пространство (ЕЭП), по сути, общий рынок, России, Казахстана и Белоруссии. Эта более тесная форма интеграции постсоветских стран включает такие составляющие, как: согласованная экономическая политика; свободное движение капитала; свободное движение услуг; свободное движение рабочей силы; доступ к инфраструктуре государств-членов ЕЭП. В рамках Единого экономического пространства функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, проводится согласованная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Переход к более высокому уровню интеграционного взаимодействия евразийских стран потребовал формирования наднациональных институтов рамках ЕЭП, в результате чего была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в качестве регулирующего органа для обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства. В настоящее время создана рабочая группа по преобразованию Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС в Евразийский парламент. Эти шаги должны способствовать укреплению межпарламентского диалога стран-участниц евразийского проекта к моменту формирования Евразийского экономического союза в 2015 году.

Экономическая целесообразность евразийского проекта обусловлена рядом объективных преимуществ:
1) Укрепление общих таможенных границ снизит давление внешнего рынка на развитие собственного производства стран ТС, даст возможность лучше подготовиться к глобальной конкуренции после вступления государств в ВТО.
2) Сотрудничество в рамках Таможенного союза благоприятно скажется на продвижении экспортной продукции трех государств. По оценкам экспертов, развитие евразийской интеграции открывает перед странами региона доступ на огромный рынок в 170 млн. потребителей и общим объемом ВВП около 2 трлн. долл. США.
3) Для предприятий евразийских стран устранение таможенных границ - это формирование реальных условий для производственной кооперации при выпуске высокотехнологичных товаров и создание масштабного рынка с едиными правилами игры, более эффективно обеспечивающего экономический рост и повышение благосостояния граждан государств ЕЭП.
4) Увеличение эффективности транзитного потенциала государств. Росту грузоперевозок способствуют отсутствие барьеров на внутренних границах. В будущем это открывает равный доступ к инфраструктуре.
5) Экономическая модернизация за счет инноваций стимулирует развитие социальной сферы, что, в свою очередь, определяет не только рост благосостояния населения, но и повышение уровня образования и культуры среди граждан евразийских стран.
6) Система административного согласования, принятая в ЕЭП, - демократичная по своей форме и прагматичная по своему содержанию, - позволит эффективно решать задачи, стоящие перед ним.
В целом, главной задачей, стоящей сегодня перед постсоветскими странами, является развитие инновационной экономики. Эта задача требует формирования рынка промышленной интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, предусматривает наличие конкурентоспособного производства и создания рынка сбыта. В связи с этим сотрудничество в рамках евразийского проекта способствует модернизационному развитию постсоветских государств.Вестник Кавказа

Поделиться: