Юлия Якушева: Качественное образование нужно рассматривать как составляющую национальной безопасности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Не берусь судить о ситуации в Беларуси, но в отношении России и Казахстана можно с уверенностью сказать, что перед нашими странами стоит общий комплекс проблем. Падение качества образования, которое повсеместно наблюдалось в 90- е годы остановлено, но декларации о "переходе к экономике знаний" о котором так много говорилось в середине нулевых годов, пока что остаются на уровне благих пожеланий. Это все-таки вопрос качества знаний в вузах РК и РФ. А с этим делом не все так благополучно.
Юлия Якушева: Качественное образование нужно рассматривать как составляющую национальной безопасности.

Интервью с экспертом ИАЦ Юлией Якушевой

____________________________________________________________________

-Как Вы оцениваете современное состояние образовательных систем в странах Евразийского проекта?

- Юлия Якушева: Не берусь судить о ситуации в Беларуси, но в отношении России и Казахстана можно с уверенностью сказать, что перед нашими странами стоит общий комплекс проблем. Падение качества образования, которое повсеместно наблюдалось в 90- е годы остановлено, но декларации о "переходе к экономике знаний" о котором так много говорилось в середине нулевых годов, пока что остаются на уровне благих пожеланий. Это все-таки вопрос качества знаний в вузах РК и РФ. А с этим делом не все так благополучно.

Проблема в том, что несмотря на все заявления чиновников, сфера образования по-прежнему финансируется по остаточному принципу. Да, в Казахстане есть "Назарбаев Университет". Это, безусловно, инновационный вуз, но в целом уровень образования в стране характеризуется как средний. А реальный показатель - это присутствие евразийских вузов в мировых рейтингах конкурентоспособности. И мы видим - российские вузы спускаются все ниже, а казахстанские вузы в большинстве рейтингов не присутствуют. Увы, но это реальность.

-Кстати, о рейтингах. Вы верно заметили, что с каждым годом главные российские вузы опускаются в рейтингах все ниже. В чем Вы видите причину такого положения дел?

-Ю.Я.: Действительно, проблема присутствия в рейтингах сегодня очень серьезно стоит перед российскими вузами. Но сразу хочу сказать, что делать выводы о качестве образования по рейтинговым показателям, было бы неправильно. Пока еще ключевые российские вузы сохраняют традиции старой школы, и блаодаря этому дают вполне конкурентоспособное образование, которое по качеству превосходит многие зарубежные вузы.Поэтому проблема гораздо глубже.

Нужно учитывать, что все самые известные рейтинги составляются на Западе, и соответственно учитывают составляющие, характерные исключительно для западной образовательной модели. Можно сказать, что европейские научные и образовательные институты составляют рейтинги "под себя". Например, в западных рейтингах большое внимание уделяется таким показателям, как наличие инфрастурктуры. И если в США, даже у самого провинциального университета обязательно есть кампус, большое количество корпусов и оборудованные по последнему слову техники лаборатории, то далеко не каждый российский или казахстанский вуз обладает подобными возможностями. То есть это вопрос критериев оценки.

Вторая проблема. Образовательные и научные системы в постсоветских странах за 20 лет, прошедших с момента распада СССР так и не смогли полноценно интегрироваться в глобальное образовательное пространство. Наша система образования во многом существует изолировано. Отсюда уже набившая оскомину проблема индекса цитирования. Высокий индекс цитирования достигается только при публикации статей в крупных западных изданиях, а наши ученые не привыкли писать статьи на иностранных языках и потом заниматься непростыми поисками подходящих изданий. Сейчас в российских вузах постепенно внедряется эта практика, но насколько быстрым и эффективным станет решение этой проблемы пока непонятно. В Казахстане, кстати, процессы адапации к европейским образовательным стандартам происходят быстрее и проще. Думаю, это связано с изначально выбранным курсом на интеграцию в болонскую систему и большей мобильность казахстанской системы образования.

-Но ведь далеко не все российские светила от науки и образования поддерживают курс на интеграцию в европейскую образовательную систему, говоря о самодостаточности российского образования.

- Ю.Я.:Никто и не говорит о полноценной интеграции. Скорее, речь идет о нахождении взаимопреемлемых точек соприкосновения. Российскому начному и образовательному сообществу нужно четко определить вектор дальнейшего развития образовательной системы. Потому что,с одной стороны получается, что университетские преподаватели активно критикуют западную модель образования, и как правило, совершенно справедливо. А с другой стороны, мы болезненно реагируем на низкие места в рейтингах и проблемы с нострификацией наших дипломов на Западе. Какие-то двойные стандарты получаются. Понятно, что для сохранения конкурентоспоосбности, нам придтся принять некоторые правила игры. Но я не вижу ничего страшного в том, чтобы перенять лучшие практики,сохранив уникальность университетского образования, базирующегося на советских страдициях.

- Если говорить о среднем образовании...Развитие этой сферы отягощают те же проблемы, что и в высшей школе?

- Ю.Я.:Если говорить о проблеме финансирования по остаточному принципу, то, к сожалению, она характерна и для школьного образования. Кроме того, существует и серьезная проблема формализации образования, то есть вместо фундаментальных дисциплин вводятся псевдодисциплины. В России, например, это предмет "Россия и мир", который по замыслу авторов должен заменить школьникам историю, но на практике, конечно, дает обратный эффект.

Вторая проблема связана с тем, что несмотря на огромный спрос на гуманитарные специальности в вузах, выпускники-гуманитарии практически не идут работать в школу. В регионах уже сейчас катастрофически не хватает учителей по таким дисциплинам, как история, литература, география. А качество подготовки тех молодых специалистов, которые все-таки приходят в школу, часто оставляет желать лучшего. Если эту тенденцию не пресечь, то уже в ближайшее время мы можем столкнуться с серьезной проблемой дефицита квалифицированных педагогических кадров.

Нужно, чтобы на самом высоком, государственном уровне понимали значимость этих задач. Качественное среднее и высшее образование нужно рассматривать как неотъемлемую составляющую национальной безопасности. А без четкой государственной стретегии поддержки и развити образовательной системы на всех уровнях, все разговоры о модернизции и "экономике знаний" будут лишены всякого смысла.

-Спасибо за беседу.

Поделиться: