Н.Харитонова:Евразийский проект: между экономикой и политикой.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Так, Узбекистан зачастую блокирует большинство инициатив такого рода, подчеркивая, что Россия претендует на национальные суверенитеты соседей по постсоветском пространству, ревностно относится к подобным инициативам со стороны Казахстана. Этот ряд можно продолжать.
Н.Харитонова:Евразийский проект: между экономикой и политикой.

Интервью для ИАЦ МГУ Харитоновой Н.И., к.и.н., координатора JEEN,

преподавателя МГУ им. Ломоносова, сотрудника РГГУ

__________________________________________________________________________________________________________

1. Какие основные проблемные узлы интеграции на евразийском пространстве вы можете обозначить?

Во-первых, это экономика. В долгосрочной перспективе экономическая интеграция, конечно, оправдывает себя. Однако сейчас, как известно, страны участницы ЕЭП испытывают негативные эффекты – рост цен на определенные виды товаров, усиление конкуренции в отдельных отраслях и т.д. Во-вторых, это проблема информационного продвижения идей евразийской интеграции. Здесь нужна правильно выстроенная идеологическая платформа, которая будет базироваться на определенной системе ценностей. Одними экономическими посулами невозможно привлечь население и заставить его поддерживать идеи интеграции. Это аксиома. В-третьих, проблема политической интеграции, которая рассматривается как принципиально новый этап во взаимоотношениях евразийских государств. В-четвертых, проблема расширения существующих интеграционных структур, в частности ЕЭП. Здесь целый узел проблем и прямых и косвенных факторов, каждый из которых требует тщательного анализа, особенно в условиях столь непростого соседства – речь идет прежде всего о Китае и Афганистане.

2.Что вы думаете о перспективах политической интеграции?

Проблема политической интеграции на постсоветском пространстве заключается прежде всего в том, что она требует от стран-участниц этого процесса почти невозможного – поделиться частью суверенитета. Известно, как к этому относятся большинство режимов на постсоветском пространстве. Напряженность возникает даже в тех странах, которые либо совсем не участвуют в интеграционных объединениях, по сути не претендующих и на малую толику национального суверенитета, например СНГ, ОДКБ, ШОС и т.д., либо участвуют в них постольку поскольку. Так, Узбекистан зачастую блокирует большинство инициатив такого рода, подчеркивая, что Россия претендует на национальные суверенитеты соседей по постсоветском пространству, ревностно относится к подобным инициативам со стороны Казахстана. Этот ряд можно продолжать. Решить этот вопрос, можно, теоретически такие механизмы существует, но они, безусловно, требуют колоссальных усилий. Возможно ситуация измениться, когда к власти в национальных республиках придут новые, молодые элиты, не обремененные советским образом мышления, хранящие в памяти жесткую борьбу за власть на этапе развала СССР и обретения независимости этими странами. Либо качественно новый импульс политическая интеграция на евразийской пространстве может получить в случае возникновения серьезных угроз, требующих мобилизации и высокого градуса координации усилий в борьбе с этой угрозой.

3.Как евразийская интеграция соотносится с проблемами безопасности на постсоветском пространстве?

Взаимосвязь достаточно жесткая. Об этом свидетельствует появление интеграционных структур, направленных на решение проблем безопасности, еще в 1992 году, а также то, что эти структуры часто дублируют функции друг друга, от чего, кстати, их эффективность не повышается. Обилие угроз, с которыми сталкивается постсоветское пространство сегодня – коррупция, наркотрафик, исламистский экстремизм, вывод капиталов, цветные революции и т.д. - заставляют руководства постсоветских государств искать коллективные механизмы борьбы с ними. Однако организаций, деятельность которых полностью или отчасти направлена на решение обозначенных проблем, создано уже немало. Но их эффективность явно оставляет желать лучшего. Взять хотя бы события лета 2010 года на юге Киргизии. Ни ОДКБ, ни другая организация не оказала никакого влияния на процесс разрешения этого кризиса, который, кстати, далек от завершения. Не было предпринято и превентивных мер, не смотря на то, что экспертное сообщество не раз предупреждало об однозначно негативном сценарии еще зимой 2009-2010 гг. Есть еще целый рад узловых моментов, свидетельствующих о низкой эффективности интеграционных структур в области безопасности. Как будет соотносится новое евразийское интеграционное объединение с различными аспектами безопасности на деле, сказать сложно. На мой взгляд, в этой критической сфере сначала нужно поднять на необходимый уровень эффективность уже существующих объединений, четко разграничить их деятельность, а уж потом заморачиваться очередной надстройкой в этой области. Ведь не исключено появление новых угроз безопасности или критические сочетания новых «старых угроз», с которыми уже существующие структуры в их нынешнем состоянии по определению не будут справляться.

4. Как вы видите работу экспертного сообщества в контексте интеграционных процессов на евразийском пространстве?

Безусловно, необходимо развивать такие структуры как экспертно-консультативный совет при комитете Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, который был недавно создан, и который включает представителей политической элиты, представителей бизнеса, журналистов, экспертов, зарекомендовавших себя как наблюдателей за развивающимися на постсоветском пространстве процессами, которые могут реально способствовать продвижению политических, экономических, общегуманитарных интересов России и интеграции на базе общих ценностей и интересов. Это интересный формат, который может оказаться весьма эффективным, и именно на участии ученых, представителей научного сообщества необходимо делать акцент. Хорошая научная база в России есть – целый ряд исследовательских центров и кафедр работают во многих ведущих российских вузах и академических структурах.

Поделиться: