А.Шустов: Что ждет Центральную Азию?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Существует, правда, Организация Договора о коллективной безопасности, членами которой являются четыре из пяти стран Центральной Азии. В структуре ОДКБ созданы Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР), укомплектованные в основном российскими и казахстанскими десантниками. В случае возникновения необходимости экстренного возращения России в Центральную Азию российским военным придется в любом случае оборонять южные границы Казахстана, Киргизии или Таджикистана, а ОДКБ - взять на себя часть функций, которые ранее выполняли США и НАТО
А.Шустов: Что ждет Центральную Азию?
А.Шустов: Что ждет Центральную Азию?

По мере приближения вывода основной части войск США из Афганистана, намеченного на конец 2014 года, перспективы Центральной Азии становятся все более неопределенными и вызывающими опасения. Как известно, часть военной техники, используемой в Афганистане, США планируют перебросить в бывшие советские республики Центрально-Азиатского региона. Американские военные уже ведут об этом переговоры с Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном.

О планах американцев закрепиться в Центральной Азии говорят и начавшиеся 18 июня в Киргизии совместные военные учения "Региональное сотрудничество – 2012", в которых принимают участие около 300 военнослужащих Афганистана, Казахстана, Таджикистана и США. Учения проводятся на базе Объединенного центра подготовки военных кадров в соответствии с планом двусторонних военных контактов между вооруженными силами Кыргызстана и Центральным командованием США. Основная цель – отработка совместных действий в случае природных бедствий и "в условиях воздействия деструктивных сил". По информации Министерства обороны Киргизии, США обучают партнеров методике подготовки и проведения компьютерных учений и тренировок и работе с электронными картами.

Вывод войск США из Афганистана будет происходить поэтапно. 10 тысяч американских военных покинули исламскую республику в прошлом году. Еще 23 тысячи должны быть выведены к началу осени. Министр обороны США Леон Панетта заявил, что США хотели бы завершить свою боевую миссию в Афганистане к середине или к концу 2013 г. с тем, чтобы сконцентрироваться на обучении афганских военных и оказании им консультационной помощи. После вывода основной массы войск в Баграме, Шинданде, в провинции Нангархар, в Кандагаре и Мазари-Шарифе сохранятся несколько крупных военных баз, которые позволят американцам оказывать помощь афганской армии, на финансирование которой США после 2014 г. планируют ежегодно тратить около 4 млрд. долл. Сами афганцы этим обещаниям не верят. Недавно президент Афганистана Хамид Карзай потребовал от США закрепить размер финансовой помощи в договоре, опасаясь, что все окажется лишь пустыми обещаниями.

Заметный интерес проявляют американские военные к сохранению авиабазы в Киргизии, замаскировав ее путем переименования в "гражданский транзитный центр". Ранее США заявляли о планах разместить во всех странах региона мобильные группы спецназа, предназначенные для защиты северного маршрута, а также построить военно-тренировочные центры, контрольно-пропускные пункты и другие военные объекты. Планы возведения этой военной инфраструктуры говорят о том, что она предназначена для контроля за территорией региона. МИД России уже выражал опасения, что база США в Киргизии может быть использована для войны против Ирана, в которую таким образом втянут и страны Центральной Азии.

Способность американцев сдержать талибов после того, как большая часть их войск покинет Афганистан, вызывает большие сомнения. Даже первые шаги по свертыванию военного присутствия США в Афганистане вызвали тревогу в центрально-азиатских столицах. Во время визита 4 июня в Ташкент Владимира Путина эта тема в его переговорах с Исламом Каримовым стала едва ли не главной. У обоих президентов есть понимание того, что с выводом части иностранных войск из Афганистана террористическая деятельность выплеснется за пределы этой страны.

Перспективы "афганизации" Центральной Азии, безусловно, беспокоят и Москву. В апреле в тревожных тонах говорил о последствиях ухода США из Афганистана генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Среди перечисленных им угроз – активизация деятельности радикальных религиозных и националистических структур, которые с успехом играют на существующих в регионе социальных, межэтнических и межконфессиональных противоречиях. В декабре ОДКБ утвердила план мероприятий по противодействию "афганским" вызовам и угрозам. План ориентирован в основном на борьбу с наркотрафиком и предусматривает, в частности, формирование поясов антинаркотической и финансовой безопасности, подготовку кадров и сотрудничество с афганскими антинаркотическими структурами. Однако, в случае если ситуация в Афганистане выйдет из-под контроля, сотрудничать там будет просто не с кем.

"У России нет никакой стратегии, – заявил 24 мая на пресс-конференции в РИА Новости директор второго департамента Азии Министерства иностранных дел РФ Замир Кабулов. - Если дела пойдут совсем плохо - возобновится гражданская война на этнической почве... то будем реагировать". Отсутствие стратегии – самый тревожный фактор. Между Россией и странами Центральной Азии нет естественно-географических барьеров или обустроенных границ. С таджикско-афганской границы российские пограничники ушли в 2005 г., и все попытки вернуть их туда пока ни к чему не привели. Из трех стран региона, граничащих с Афганистаном, самостоятельно оборонять свои границы способен лишь Узбекистан. Киргизия и Таджикистан в военном отношении крайне слабы. Охранять же самую длинную в мире российско-казахскую границу (более 7 тыс. километров) тем более трудно.

Существует, правда, Организация Договора о коллективной безопасности, членами которой являются четыре из пяти стран Центральной Азии. В структуре ОДКБ созданы Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР), укомплектованные в основном российскими и казахстанскими десантниками. В случае возникновения необходимости экстренного возращения России в Центральную Азию российским военным придется в любом случае оборонять южные границы Казахстана, Киргизии или Таджикистана, а ОДКБ - взять на себя часть функций, которые ранее выполняли США и НАТО.

Александр ШУСТОВ |

Источник - Фонд стратегической культуры

Поделиться: