И. Баринов: Позиция США по вопросу независимости Украины в XX веке. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
. Наступивший кризис в отношениях с США был усугублен фактической дипломатической изоляцией Украины в 1919-1920 гг. в виду неспособности ее правительства обеспечить реальную основу своим требованиям о международном признании украинского государства. Наряду с этим на Парижской мирной конференции официальный Вашингтон снова выразил свое отношение к Украине как к части политики в отношении России
И. Баринов: Позиция США по вопросу независимости Украины в XX веке. Ч.1

Позиция США по вопросу независимости Украины в XX веке.

В наши дни изучение американо-украинских отношений, в свете «оранжевой» революции в Украине 2004 года и стремления НАТО вовлечь Украину в свой геополитический контур, актуально как никогда. Начиная с момента обретения независимости высшее украинское руководство стремилось к переориентации с традиционного «российского» вектора внешней политики на «западный». Именно ориентированностью на РСФСР объяснил в январе 1992 г. неконкурентоспособность Украины на несоветских рынках президент Кравчук

Поиски новой политической парадигмы привели к складыванию на Украине двойственной ситуации. С одной стороны, Украина при президенте Кучме сумела пресечь регионализацию страны, и ее развитие пошло по национальному украинскому руслу. С другой стороны, в 1998 г. один из наиболее заметных американских политологов своего времени Збигнев Бжезинский отметил, что «если Украина хочет сохранить свою независимость, ей придется стать частью Центральной Европы, а не Евразии, и если она хочет стать частью Центральной Европы, ей придется сполна участвовать в связях Центральной Европы с НАТО и Европейским Союзом».

В результате изначально национально ориентированной Украине стали прививать нормы и особенности транснационального Евросоюза.

Подобная противоречивость, что немаловажно, была присуща украинской политической доктрине и ранее, задолго до появления Украины на карте как независимого государства. Столь же давними представляются и попытки политического диалога с Соединенным Штатами, которые, в свою очередь, демонстрировали не менее противоречивую позицию в отношении украинских государственности и политического развития.

* * *

Известно, что украинская (русинская) диаспора начала складываться в США еще в 1880-1890-х гг. вследствие массового выезда русинов Австро-Венгрии из неблагополучных в экономическом отношении восточных окраин страны. На новую родину русины перенесли не только национальный уклад, но и начавшиеся складываться этнополитические теории и концепции. Хотя национальное движение еще в 1860-х гг. распалось на «москвофилов» (политически тяготевших к Российской империи) и «народовцев», или «украинофилов» (стремившихся к собственной политической индивидуальности – «украинству»), в США, по словам американо-украинского историка Мирона Куропаса, изначально задавали тон именно русинские организации, прежде всего, крупнейшая из них – Русинский национальный союз.

В результате репрессий против русофилов в Австрии и усиления влияния униатских религиозных организаций центр тяжести к концу 1914 г. полностью сместился в сторону украинофилов. Лидирующие позиции заняла Украинская национальная ассоциация, расположившаяся в городе Джерси-Сити и функционирующая до сих пор. В этой связи необходимо отметить, что члены украинских организаций США продолжали придерживаться той же национально- политической доктрины, что и их соратники в Старом Свете. Это означало, что наибольший акцент делался как на подавлении стремлений украинцев к самостоятельности, так и произраставший из германской академической традиции тезис о расовой исключительности украинцев, первое государство которых было основано нордическими выходцами из Скандинавии

Между тем, достаточно разноплановая деятельность представителей диаспоры оставалась фактически неизвестной для американских властей и общественности. Само понятие «Украина» оставалось для них своего рода terra incognita, о которой они узнавали из спорадических сообщений New York Times. Ситуация изменилась с началом Первой мировой войны, не в последнюю очередь, благодаря значительной информационной кампании, развернутой действовавшим под австро-германской эгидой «Союзом освобождения Украины». Соединенные Штаты, настроенные нейтрально-доброжелательно по отношению к Антанте, а затем и сами вступившие в войну на ее стороне в апреле 1917 г., относились к украинской политической активности достаточно трезво и сдержанно, понимая, что главную несущую силу в ней составляют не широкие массы, а интеллигенция. Об этом госсекретарю США Роберту Лансингу сообщал еще в июле 1917 г. американский консул в Одессе.

В январе 1918 г. Лансинг и советник Государственного Департамента Фрэнк Полк выразили позицию США относительно послевоенного переустройства мира, в которой подчеркивали свою заинтересованность в сохранении территориального единства бывшей Российской империи. Одновременно с этим заявлением Центральная Рада (правительство объявившей о своей независимости Украинской народной республики) подписала в Бресте сепаратный мир с Германией и ее союзниками. Как следствие Государственный Департамент отдал распоряжение американскому консулу в Киеве Фрэнсису Дженкинсу не признавать никакого украинского правительства. Наступивший кризис в отношениях с США был усугублен фактической дипломатической изоляцией Украины в 1919-1920 гг. в виду неспособности ее правительства обеспечить реальную основу своим требованиям о международном признании украинского государства. Наряду с этим на Парижской мирной конференции официальный Вашингтон снова выразил свое отношение к Украине как к части политики в отношении России .

продолжение следует


Поделиться: