Казахстан-2012: индикатор евразийской интеграции.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Прошедший в Москве, Берлине и Санкт-Петербурге, цикл мероприятий, посвященных, экспертному обсуждению будущего евразийского проекта, четко обозначил разделительную линию между позициями Москвы, Астаны и Минска.
Казахстан-2012: индикатор евразийской интеграции.

Прошедший в Москве, Берлине иСанкт-Петербурге, цикл мероприятий, посвященных, экспертному обсуждениюбудущего евразийского проекта, четко обозначил разделительную линию междупозициями Москвы, Астаны и Минска. Если российские эксперты готовы к активномуобсуждению вопросов идеологии и политической составляющей вопросов евразийскойинтеграции, то позиция казахстанских экспертных групп в большинстве своем болеепрагматична - мы за евразийский экономический проект, но хотим сохранитьэтапность и поступательность в его реализации. Фактически это означает, что АкОрда не рассматривает до 2015 года, то есть до момента подписания договора осоздании евразийского экономического союза, необходимость формирования некихдополнительных политических и идеологических надстроек к экономическому базису.

Позициябелорусской стороны так четко не артикулирована. Минск вообще стараетсяизбегать каких-то серьезных дискуссий по данному вопросу, а потому возникаетвпечатление, что все споры разворачиваются в плоскости российско-казахстанскихотношений, что, конечно же, неправильно, если мы говорим о многостороннейинтеграции.

Вопросведь не в том, кто прав, а кто заблуждается, и даже не в том, нужна ли намевразийская партия и Евразийский парламент. Это, безусловно, актуальные темы,но они вторичны по отношению к главному вопросу, а именно: каковы цели созданияевразийского интеграционного проекта со стороны политических элит трех стран?Все прочие темы, по сути, производные, от этого основного сюжета. Даже вопрос отом, нужно ли нам вводить единую евразийскую валюту, и если да, то когда? -нельзя рассматривать вне целепологания - а к какому образу ЕАС мы в конечномсчете собираемся придти, и в какие сроки?

Стремлениеряда российских экспертов аргументировано доказать необходимость форсированногопродвижения по сразу нескольким информационным трекам явно не находит пониманияу их казахстанских коллег.

Наодном из московских круглых столов приводилась любопытная статистика, согласнокоторой доля поддерживающих идею евразийской интеграции в Казахстане выше, чем в России, но при этомострота полемики вокруг ТС и ЕЭП намного выше в Казахстане, нежели в России илиБелоруссии. С этой точки зрения осторожность Астаны становится более понятной,ведь проще доказывать эффективность интеграции, опираясь на позитивный эффектдля простых граждан, а не на макроэкономические показатели, чем, к сожалению,грешат многие российские экономисты. Развитие общественного измеренияевразийской интеграции - это и есть лучшее доказательство ее позитивноговлияния на каждую из стран, участвующую в проекте.

Нов любом случае, и для Москвы, и для Астаны, и для Минска, необходимостькоординации экспертной работы по теме евразийской интеграции, не простоочевидна, она практически запаздывает, точно так же, как отстает в своейдинамике информационное освещение интеграционных процессов.

Сэтой точки зрения именно Казахстан станет той страной ЕЭП, где всеперечисленные проблемы проявляются особенно наглядно. Поэтому и успех или неудача всего евразийскогопроекта будут во многом зависеть от того, насколько эффективной окажетсяевразийская стратегия внутри Казахстана.

Талгат Адилов.

Поделиться: