Туркменские террористы: реальность или недоразумение?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Этой зимой в ряде СМИ Среднего Востока появились сообщения об уничтожении в Пакистане группы иностранных боевиков, сражавшихся на стороне талибов, которых журналисты идентифицировали как туркменов. Это вызвало массу вопросов, связанных с тем, что ранее об участии туркменов в радикальных группировках ничего не было известно, и такие факты могут расцениваться как опасное «расползание» экстремизма среди тех этнических групп, которые раньше считались «иммунными» к нему.
Туркменские террористы: реальность или недоразумение?
Этой зимой в ряде СМИ Среднего Востока появились сообщения об уничтожении в Пакистане группы иностранных боевиков, сражавшихся на стороне талибов, которых журналистыидентифицировали как туркменов. Это вызвало массу вопросов, связанных с тем, что ранее об участии туркменов в радикальных группировках ничего не было известно, и такие факты могут расцениваться как опасное «расползание» экстремизма среди тех этнических групп, которые раньше считались «иммунными» к нему.

Изучим факты. В январе пресса сообщила, что в Северном Вазиристане в ходе атаки американских беспилотников была уничтожена группа боевиков-туркменов 1 .Позже пакистанская пресса вновь сообщала об уничтожении, по крайней мере, 14 выходцев из Туркменистана в ходе боев в той же местности 2 .

Сами факты проникновения экстремистов из постсоветских государств в Афганистан и Пакистан хорошо известны, ведь с проблемой радикального исламизма столкнулось большинство республик Средней Азии. Таджикистан и Узбекистанстали источниками Исламского Движения Узбекистана (ИДУ), действующего на территории и Афганистана, и Пакистана 3 .Прошлогодние теракты в Казахстане показали, что и эта успешная республика постсоветской Центральной Азии несвободна от деятельности радикального бандподполья.

Афганские и пакистанские талибы охотно предоставляютубежище радикалам, которые были вынуждены покинуть страны СНГ из-за преследований властей, т.к. рассматривают их в качестве кадрового резерва для пополнения собственных рядов 4 .

Никаких следов подобной активности в Туркменистане до сих пор не было обнаружено. Однако пакистанские эксперты высказывают сомнения в том, что убитые могли быть выходцами из туркменской диаспоры Афганистана 5 . До сих пор не поступало каких-либо сообщений о появлении собственных экстремистов в тех районах.

Кроме того, талибы воспринимаются афганскими национальными меньшинствами, включая таджиков итуркменов, как радикальные пуштунские националисты, стремящиеся установить в стране свою этническую гегемонию. Симпатии к ним большого числа афганских туркменов представляется крайне маловероятным.

Однако столь же маловероятным кажется появление проталибских экстремистов в Туркмении. По мнению Шохрата Кадырова, доктора исторических наук и члена научного совета журнала «Новая восточная дипломатия», это связано с тем, что в стране нет предпосылок для распространения радикального ислама.

«В Туркменистане не было никаких «заигрываний» с исламом, попыток разыграть исламскую карту, искусственно усилить его роль, возведя ислам в конституционную религию с целью сплотить нацию в лихие 90-е. Туркменистан неатеистическое, но светское государство. Здесь нет предпосылок для распространения радикального ислама на уровне ментальности. Средитуркменов сильны традиции суфизма, некогда диссидентского к ортодоксальному исламу течению. Власти это знают. При Ниязове сжигали плохие переводы Корана на туркменский язык без опасения вызвать недовольство населения» - отмечает он.

Кроме того, подчеркивает Ш.Кадыров, развитию экстремизма в Туркмении препятствует благоприятная социальная обстановка: «Туркменистандалеко не бедная страна, здесь отсутствует пауперизм, нищета, попрошайничество. При населении в пол-Москвы, страна обладает запасами углеводородов транснационального значения и даже при неразвитости инфраструктуры, получает неплохие барыши. При этом следует помнить, что туркмены на протяжении 5 поколений богато не жили, это народ не испорченный идеей накопительства, рвачества во что бы то ни стало. Покидать же свою страну с целью воевать за идею, с которой знаком поверхностно, вряд ли кто-либо из туркменов когда-либо решится. Туркмены "плохие мусульмане". Они говорят: «Можешь отказаться от веры, но от обычая предков - никогда».

Автор полагает, что речьидет не о внезапном формировании в Туркмении экстремистского подполья, ао банальной путанице, которая имеет весьма давнюю историю. Еще в 2005 г. в российских и западных СМИ появилась серия сообщений о существованиинекой террористической организации под названием «Исламское движение Туркменистана». В ответ на них МИД Туркменистана выпустил весьма резкое заявление, отрицающее ее существование 7 .

Ситуация разъяснялась достаточно просто. В материалах расследования Андижанских событий фигурировало «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ) 8 ,реально действующая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, который также называют Восточным Туркестаном. Ряд ее активистов, преимущественно уйгуров, скрываются от властей на территории нестабильного Афганистана и Северного Пакистана.

Пресса подозревает боевиковИДВТ в причастности к ряду преступлений против китайских граждан на пакистанской территории, причем ответственность за часть из них брали насебя местные талибы 9 .По данным китайских властей, ИДВТ вело также подготовку терактов на территории Китая, направленных на срыв Олимпиады-2008 в Пекине 10 .

К сожалению, путаницу «Туркестан-Туркменистан» допускает произношение топонимов и в английском, и в русском, и в урду, что может привести к «превращению» боевиков-уйгуров в «выходцев из Туркменистана». А это в свою очередь располагает к различным далеко идущим выводам о ситуации в современной Средней Азии.

Разумеется, нельзяс полной уверенностью утверждать, что предложенная мной трактовка сообщений об участии туркменов в отрядах Талибана однозначно верна. Однако изложенные факты дают достаточно оснований, чтобы сомневаться в реальности «туркменского экстремизма» и полагать указанные сообщения следствием недоразумения.

Подобные уточнения особенно важны для российского экспертного сообщества, которое наиболее заинтересовано в оценке реальной политической ситуации в туркменскомобществе. Однако российские эксперты часто, по понятным причинам, оторваны от пакистанского театра военных действий и многие события там вынуждены оценивать опосредованно, по сообщениям СМИ.


Мендкович Никита Андреевич, историк, экономист, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

3Подробнеео современном состоянии ИДУ см. Tajikistan: The Changing Insurgent Threats. International Crisis Group Asia Report № 205. 24 May 2011.

5См. 12.uz, 24 февраля 2012 . Центр Изучения Современного Афганистана также не располагает какими-либо свидетельствами о появлении подобных тенденций.

6Интервью автора с Ш.Кадыровым, июнь 2012 г.

8 «Нечистоплотный Интерфакс» // Сайт Гундогар [доступ от 7 июня 2012].

Поделиться: