Казахстанский парламентаризм: перспективы развития.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Именно парламентская модель построения властных отношений позволяет определять широкий спектр интересов различных социальных общностей и на их основе вырабатывать общие государственные решения, в той или иной степени удовлетворяющие потребностям большинства населения стран СНГ. Парламентаризм позволяет обеспечить приемлемые варианты сочетания различных интересов граждан, а также общества и государства в целом.
Казахстанский парламентаризм: перспективы развития.

ВыступлениеАлексея Власова на конференции "Многопартийный парламент как новый этапразвития демократии и модернизации общества в Казахстане", Астана.

Уважаемые коллеги!

Я благодарен за возможность вочередной раз выступить на Астанинской площадке по проблеме, котораяпредставляется одной из наиболее актуальных в контексте текущего момента. Яимею в виду вопросы развития парламентаризма на постсоветском пространстве,формирования нового партийно-политического поля.

Именно парламентская модельпостроения властных отношений позволяет определять широкий спектр интересовразличных социальных общностей и на их основе вырабатывать общиегосударственные решения, в той или иной степени удовлетворяющие потребностямбольшинства населения стран СНГ. Парламентаризм позволяет обеспечить приемлемыеварианты сочетания различных интересов граждан, а также общества и государствав целом.

И сразу хочу сказать, чтоКазахстан в этом отношении двигается примерно в том же временном итехнологическом формате, что и Россия. В каких-то моментах присутствуютроссийские приоритеты, в каких-то - казахстанские. Но суть от этого неменяется. Синхронность присутствует, а это значит, что те проблемы, о которыхмы говорим применительно к Казахстану, в равной мере можно спроецировать и нароссийский опыт.

О чем идет речь? Ну, преждевсего, об изменении роли и места парламента в системе политических институтовнаших стран. Это длительный и сложный процесс, который связан не только стехнологическими моментами, но и с психологией восприятия законодательнойвласти, как важнейшего элемента политической системы постсоветских стран.

В результате проведенных в 2007году конституционной реформы и выборов в Парламент и маслихатызакрепилась новая конфигурация политической системы, основанная накачественно новой роли представительных органов власти и партийных механизмов. Чтокасается политических партий, то введение системы пропорциональногопредставительства расширило их возможности для интеграции в государственныймеханизм. Но только сейчас с избранием нового многопартийного парламента мывидим, как меняется формат отношений между ветвями власти в Казахстане, какпарламент превращается в место для очень серьезных дискуссий, в ходе которыхидет системное обсуждение вопросов экономики, безопасности, социальной сферы.Причем не только партия власти НДП «Нур Отан», но и коммунисты, и правые силы влице «Ак Жол» предлагают свои варианты развития, собственное видение реформ.

С другой стороны, мы видим,насколько жесткой критике подвергаются некоторые министры со стороныпарламентариев. Еще несколько лет назад, мне кажется, такое было бы в принципеневозможным. Теперь, когда среди законодателей появились настоящие политическиетяжеловесы, соотношение сил меняется, и Минсельхоз или Минфин не могутпроигнорировать депутатские запросы, не только потому, что их часто озвучиваютполитические фигуры первой величины, но и потому, что приходит понимание того,что новая роль парламента - это и всерьез и надолго.

Пока что этот процесс усиленияроли парламента в условиях многопартийности законодательного органа еще далекот завершения. Персонификации нового образа Мажилиса гораздо больше, нежелипонимания его новой роли и места, но перемены неизбежны и они происходят нанаших глазах.

Какие задачи будут стоять передпарламентами наших стран в ближайшем будущем? На мой взгляд, прежде всего, этоукрепление многопартийности и расширение конкурентного поля. Для этого, конечноже, потребуется окончательно отойти от политтехнологических приемов в процессеформирования партийных институтов.

Уже сейчас мы видим, насколькоактивно идет процесс формирования сетевых общественных движений, которые привсем неоднозначном к ним отношении, на мой взгляд, являются позитивнымпоказателем того, что процесс партийного строительства идет не только сверхувниз, к чему мы привыкли за 20 лет постсоветской эпохи, но постепенно начинаютзаявлять о себе гражданские инициативы. Избежать радикализации, сделать этиперемены разумными и эволюционными - в этом тоже важная задача политическогокласса наших стран, поскольку речь идет о реальном повышении уровняполитической культуры наших граждан.

Государство, безусловно,заинтересовано в дальнейшем развитии и укреплении парламентаризма как системыуправления страной при верховенстве закона, а эффективность парламентаризмазависит от качественного уровня разрабатываемых законов. В России и Казахстане темпы этихпреобразований различны, но их конечная цель совпадает - строительствоправового, сильного государства, эффективно защищающего интересы собственныхграждан.

Насколько длительным будетпроцесс перехода к подобной модели, пока сказать достаточно трудно. Это ведьеще и вопрос формирования определенной идеологии, более четкой, болееориентированной на определенные социальные группы, а не идеологии вообще, чемгрешат сейчас многие политические партии в странах СНГ.

Но очевидно одно - Казахстаннаходится на правильном пути, ведь именно многопартийностьявляется одним из основных условий демократичности политической системы. Но, некаждая многопартийная система демократична. Основным фактором, определяющимразвитие демократического процесса, являются тесная связь политических партий сширокими и представительными социальными силами, адекватное выражение партиямиинтересов этих сил. И сейчас перед Казахстаном стоит важнейшая задачадальнейшей модернизации парламентских институтов, поскольку, чем эффективнеебудет процесс укрепления связей между партиями и гражданским обществом, темсильнее и конкурентоспособнее будет политическая система Казахстана.

Поделиться: