Интеграция через модернизацию: евразийское предложение для Баку

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Причина успешной интеграции, и соответственно недостаток проектов, которые угасли - в отношении к фактору социально-политической и бизнес активности внутри каждого субъекта этого процесса. Очевидно, что в России активность внутренней политики стала прямо влиять на эффективность внешнеполитических механизмов. В бизнесе и на различных уровнях государственной власти концентрируются четкие идейные сторонники этого процесса, в этих же слоях находятся скептики, терпеливо ожидающие успешных историй взаимодействия в едином социально-экономическом пространстве. Главная аудитория, наблюдающая за развитием отношений России с соседями по СНГ это компании среднего уровня, в том числе использующие дешевый труд мигрантов, либо основанные выходцами из постсоветских республик (строительство, торговля, сфера услуг).
Интеграция через модернизацию: евразийское предложение для Баку
Интеграция через модернизацию:евразийское предложение для Баку.

Каковы азербайджанские интересы в процессе создания Евразийского Союза (ЕАС)?

В ходе первых зарубежных визитов Владимира Путина отчетливо прослеживается концентрация на приоритеты проектов евразийской экономической интеграции. За месяц (с 7 мая по 7 июня) эта тема практически не выходила из фокуса внешнеполитической повестки: Беларусь, Узбекистан, Казахстан, саммит ШОС в Пекине. Кроме того, большая часть первых указов Путина также была связана или подразумевала интеграционные проекты (см: принципы внешней политики и демографической политики). Из этого контекста, очевидно, что Москва будет постепенно подбирать привлекательные для Баку аргументы, притягивающие Азербайджан на орбиты проектов евразийской интеграции (ЕАС).

В конце июня в Баку состоится очередной российско-азербайджанский межрегиональный форум с большим и представительным составом участников. Одна из дискуссий на площадке конференции форума будет посвящена интересам Азербайджана в интеграционных проектах новой Евразии. Эксперты ИАЦ МГУ совместно с коллегами из Азербайджана готовят соответствующий доклад, посвященный возможным сценариям совместной модернизации в рамках образуемого Евразийского Союза. В качестве одного из составителей доклада, укажу, что главный посыл доклада призывает государственные структуры власти двух стран к поиску интересных проектов модернизации по широкому спектру, выгодных для таких стран как Азербайджан, то есть потенциально имеющих статус близких партнеров новой интеграционной организации.

Коротко говоря, для будущих партнеров ЕАС предлагается современный подход – интеграция через модернизацию. Вынося за скобки вопросы геополитики нужно констатировать, что данный подход предусматривает достаточно глубокое взаимодействие большого числа специалистов, громадное количество межведомственных консультаций. Диапазон: от проблем создания конкурентных на внешних рынках совместных производств и построения межотраслевых связей на новых принципах, до выработки независимых от зарубежной геополитической мотивации стандартов во взаимодействии между властью, бизнесом и общественными организациями, представляющими различные интересы граждан от экологии до социальных прав.

Евразийская интеграция стала внешнеполитической задачей №1 в третий президентский срок Путина. Однако проблема в том, что мы не имеем реальной маршрутной карты того, как будет происходить этот процесс на практике. Из уст Путина, во всяком случае, прозвучала базовая декларация курса, но до четкой конкретизации стратегии пока далеко. Какие отрасли экономики, кроме сырьевых, станут стрежневыми опорами интеграции? Какова роль корпораций? Какие линии взаимодействия в многосторонних отношениях постсоветских государств станут базой для наращивания «тела интеграции»? Какие инструменты власти и общества будут задействованы? С другой стороны, очевидным плюсом уже является предложение Кремля проводить самые широкие дискуссии и прислушиваться к различным предложениям, в том числе университетских аналитических центров, далеких от влияния на высшее руководство. Таким образом, могут быть услышаны и опасения и новые предложения, от тех, кто следит за ростом интеграционных процессов.

В частности для Баку, имеющего теснейшие торгово-экономические связи с Россией, Казахстаном, перспективные и работающие проекты с Белоруссией – интеграция соседей факт новой макроэкономической реальности с трудно прогнозируемыми последствиями. Небольшой пример новшества, с июня 2012 года для ускорения прохождения процедур оформления, таможенные службы стран ТС потребуют подачи предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС автомобильным видом транспорта. Это ускоряет процедуру оформления, но одновременно требует другого уровня дисциплины у участников ВЭД.

Еще один пример – отношения Азербайджана с дальними партнерами евразийского интеграционного ядра. Весьма иллюстративны в этом плане отношения России и Новой Зеландии. На завершившимся в Казани совещании аграрных министров в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 главы Минсельхоза двух государств подтвердили намерение создать зону свободной торговли между двумя странами. Первым этапом трансконтинентальной интеграции станет соглашение в области сельского хозяйства, по которому в течение нескольких лет будут сняты тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие торговлю как готовой сельхозпродукцией, так и аграрной техникой (на текущий момент торговый оборот двух стран не превышает $1 млрд.). На днях новозеландский посол в РФ представляющий свою страну и в СНГ посетил Баку с целью расширения политических и экономических контактов. Это показывает, что в случае налаживания широких бизнес связей между Баку и Веллингтоном торгово-экономические отношения двух стран будут отчасти зависимы, отчасти сопрягаться с реалиями ЗСТ между Новой Зеландией и Россией. Иными словами, возможны ситуации, когда рынок ТС будет «затенять» внешних партнеров, и в некоторых случаях навязывать реалии своим соседям.

Как мы указывали ранее, постсоветская интеграция долгие годы была уделом лабораторных дискуссий, скорее описывающих процесс разбега бывших советских республик и становление новых государств, но сейчас, этот процесс четко отражен в экономической политике РФ, поляризует бизнес интересы одних и потери других. Достаточно выпукло это отразилось в обсуждении принципов Таможенного Союза. Правда, нужно отметить, что дальше принципов тарифной политики и различных административно-финансовых процедур, необходимых при вступлении в ТС новых членов, широкая общественная дискуссия по теме интеграции пока не возникла. Исключение составляет лишь Украина, по которой Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) сделал глубокое исследование, показывающее как плюсы от вступления в ТС для украинского ВВП, так и прочие пассивные сценарии взаимодействия Киева с ЕЭП Евразийского Союза. В Киеве по этой теме развернулась острая дискуссия.

Что касается Азербайджана, то мы можем говорить лишь о возможных перспективных преимуществах, с учетом общих посылок роста торговли с таким крупных торговым объединением. Можно прогнозировать, что при благоприятном взаимодействии с ЕЭП, вплоть до интеграции, Азербайджан должен получить возможность улучшить доступ азербайджанских товаров на рынок ТС (участие в конкурсах госзакупок, в перспективе возможность влиять на регулирование цен). Возможно улучшение качества азербайджанских товаров и услуг после присоединения к техническим и фитосанитарным регламентам ТС. При удачном сценарии взаимодействия открываются перспективы для инновационных производств и совместных проектов по «новой индустриализации» (пример: возможен совместный выпуск технологической базы для альтернативной энергетики в Сумгаитском технопарке). Последнее крайне актуально для усиления интеграционного ядра.

Заметим, что общие построения по азербайджанской фактуре, сделанные ИАЦ МГУ, во многом совпали с выводами коллег экономистов из Центра постсоветских исследований Института Экономики РАН в отношении всех государств СНГ: «Сегодня общим стало понимание ориентации взаимного сотрудничества стран СНГ на решение задач модернизации национальных экономик, под которой понимаются качественные изменения в хозяйстве на основе внедрения новых технологий производства и управления, приводящие к повышению эффективности экономики страны, ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, устойчивости к внутренним и внешним шокам. Как показывает мировой опыт, успешность интеграционной группировки и ее устойчивое развитие зависят от того, насколько она опирается на национальные технологические разработки и каково ее место в мировом инновационном процессе» (доклад 2012 года по сравнительным итогам социально-экономического развития ННГ).

Можно посмотреть немного вперед. Есть вероятность, что в течение ближайших 10 лет проявятся преимущества единого валютного регулирования. К 2022 году высоки шансы перехода Таможенного союза на единую региональную валюту. Скорее всего, появится именно наднациональная валюта, эмитируемая наднациональным банком, так же, как это было сделано в Европе с евро полтора десятилетия назад.

Безусловным плюсом для Азербайджана, даже на первом этапе, станет расширение потребительского рынка ЕАС, т.к. устранение границ между странами и регионами в любом случае приводит к снижению транзакционных издержек. В результате выигрывают потребители. К этому нужно добавить плюсы от расширения конкуренции: появляются новые продукты, улучшается их качество. В случае, если участники евразийской интеграции согласуют свою кредитно-денежную политику, создадут единый Центробанк, эмитирующий единую наднациональную валюту, в повестке дня станет вопрос единой налогово-бюджетной политики…

Причина успешной интеграции, и соответственно недостаток проектов, которые угасли - в отношении к фактору социально-политической и бизнес активности внутри каждого субъекта этого процесса. Очевидно, что в России активность внутренней политики стала прямо влиять на эффективность внешнеполитических механизмов. В бизнесе и на различных уровнях государственной власти концентрируются четкие идейные сторонники этого процесса, в этих же слоях находятся скептики, терпеливо ожидающие успешных историй взаимодействия в едином социально-экономическом пространстве. Главная аудитория, наблюдающая за развитием отношений России с соседями по СНГ это компании среднего уровня, в том числе использующие дешевый труд мигрантов, либо основанные выходцами из постсоветских республик (строительство, торговля, сфера услуг).

Именно в отношении этой среды направлена максима – интеграция процесс с двусторонним движением. Азербайджанский бизнес должен быть уверен в том, что найдет условия для продвижения своих брендов на общем региональном рынке. Для привлечения Азербайджана, властям в Баку должны быть понятны каковы будут инвестиции ЕАС в социальные проекты государственных и общественных организаций. В этом плане евразийская интеграция пока проигрывает социальной миссии Евросоюза. Ясность в этих вопросах не менее важна, чем, например, подготовка специалистов в новых отраслях и услугах, или создание новых производств. Таким образом, если проекты ЕАС будут учитывать важность этой стороны интеграционной деятельности, количество скептиков и негативно настроенных групп в постсоветских элитах будет уменьшаться.

Сокращенно в «Азербайджанских Известиях» 13.06.12

Поделиться: