Улькер Мехдиева: Развитие образования - инвестиции в будущее Азербайджана.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Еще одной важной проблемной точкой в системе образования Азербайджана является недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Активное решение данной проблемы также началось совсем недавно. Несмотря, на высокие заявленные темпы интеграции ИКТ в образование, за 2005-2006 годы к Интернету были подключены только 3% от общего числа школ Республики. Причем, со стороны Министерства образования Азербайджана было осуществлено подключение к сети около половины из них, остальные получили такую возможность в рамках международных программ. Интересно заметить, что в Азербайджане в целом низкий уровень пользования Интернетом: в то время, как среднемировой показатель количества Интернет-пользователей составляет около 28%, в Азербайджанской Республике он не превышает 11%. Данное обстоятельство наряду с недостатком в большинстве учебных заведений компьютерной техники и отсутствием у преподавательского состава нужных навыков, безусловно, создает дополнительные сложности при внедрении ИКТ в образование. Однако руководство Азербайджана настроено решать возникающие трудности.
Улькер Мехдиева: Развитие образования - инвестиции в будущее Азербайджана.

Высокий уровень образования в средней и высшей школе, безусловно, является основой модернизации и процветания любого общества. Применительно к постсоветским странам необходимость построения крепкой государственности и формирования национальных элит в условиях сложной экономической ситуации, сделала наиболее актуальной задачу обновления и преобразования образовательной системы в соответствие требованиям времени. Данное утверждение подтверждает опыт Азербайджана, где на протяжении последнего десятилетия процесс реформирования системы образования является важнейшим направлением социальной политики.

Основным ориентиром реформирования образовательной системы в Республике Азербайджан, начиная с 1992 года, стал курс на вхождение в Болонский процесс. Необходимо отметить, что присоединение Азербайджана к Болонской системе официально произошло только в марте 2005 года, предшествующие же меры, принятые руководством страны в сфере образования были призваны избавиться от пережитков советской системы образования и подготовить почву для интеграции Республики в европейское образовательное пространство. В результате, уже к середине 1990-х годов в системе образования произошли довольно значительные изменения:

  • В 1992 г. в школах Республики был осуществлен переход на обучение с шестилетнего возраста;
  • Характерное для школы советского типа десятилетнее среднее образование было заменено одиннадцатилетним;
  • В Азербайджане появились образовательные учреждения нового типа (авторские школы, школы с различным уклоном, лицеи, гимназии, колледжи, семинарии).
  • Изменился порядок приема учащихся в высшие и средние специальные учебные заведения. С 1992 г. вступительные экзамены в эти учебные заведения стали проводиться на основе тестирования.

Однако наиболее существенному реформированию было подвергнуто высшее образование. Начиная с 1993 года, в Азербайджане действует система двухступенчатой подготовки специалистов: бакалавриат и магистратура. Именно эта мера и стала ключевым моментом в процессе включения страны в Болонскую систему.

Между тем, обращение к реформированию системы образования Азербайджана объяснялась не только и на тот момент даже не столько потребностями интеграции в европейское образовательное пространство, но и необходимостью решать обширный круг проблем и вызовов, возникший в образовательной сфере независимой республики. К основным трудностями, с которыми столкнулось азербайджанское общество в последнее десятилетие 20 века можно отнести: во-первых, применение устаревших учебных планов и методов обучения, унаследованных от советской образовательной системы, которые практически не соотносились с требованиями рыночной экономики. Во-вторых, сокращение квалифицированного преподавательского состава, связанное с резким снижением реальных преподавательских зарплат и низким уровнем подготовки преподавателей. Негативным образом на качестве образования сказалось и крайне неудовлетворительное состояние технической и материальной инфраструктуры учебных заведений. В области среднего специального образования, например, используемые инфраструктура и оборудование к середине 1990-х годов устарели на 70-80 %. Еще одним показателем неблагоприятного развития системы образования страны стал традиционно сложившийся перевес гуманитарного образования и недостаточная востребованность инженерно-технических специальностей. Следствием всех вышеперечисленных негативных процессов явилось значительное снижение уровня образования всех ступеней от начального до высшего.

Таким образом, необходимость реформирования системы образования Азербайджана стала очевидна уже в первое десятилетие после обретения республикой независимости. 15 июня 1999 года была принята «Программа реформирования образования Азербайджанской Республики», основными стратегическими направлениями которой стали такие аспекты, как: перестройка управления и материально-технической базы системы образования, а также улучшение учебного, научного и методического обеспечения образования.

Цели успешной реализации и углубления образовательных реформ помимо прочего служил изданный в 2000 году Указ Президента Азербайджана «Об усовершенствовании системы образования в Азербайджанской Республике». В соответствии с этим указом, была изменена структура системы образования, ликвидированы филиалы высших учебных заведений, объединены близкие по профилю вузы, созданы новые учебные заведения и научно-исследовательские учреждения, в том числе Институт проблем образования.

«Программа реформирования образования» и указ 2000 года определили основные принципы проведения процесса реформирования образовательной системы Республики и обозначили сроки, в течение которых намеченные изменения должны были произойти.

В итоге, начатая в 2003 году при значительной финансовой поддержке Всемирного банка реализация положений программы реформ к настоящему времени дала ощутимые результаты. Только за последние пять лет в Республике было построено свыше 1200 новых школ. Строительство большинства зданий учебных заведений осуществлялось при активной поддержке Фонда Гейдара Алиева, реализующего проект создания новых школ под девизом: «Обновляющемуся Азербайджану - новую школу». Одновременно со строительством новых школ шел процесс обновления материально-технической базы и оснащение уже имеющихся учебных заведений современным оборудованием. Для осознания масштабности происходящего достаточно заметить, что во времена СССР в Республике возводилось не более пяти новых школ в год.

Однако для действительно качественного прорыва в сфере повышения качества образовательных услуг недостаточно только создать благоприятные условия для получения знаний, еще более важно позаботиться о качестве учебной литературы и надлежащем уровне подготовки преподавательского состава. А это, по признаниям высших должностных лиц Азербайджана, в настоящий момент представляет серьезную проблему. Проблему, все же, решаемую. Так, в рамках принятой недавно программы «Стратегия развития образования» планируется, в том числе, создание новой учебно-методической литературы и подготовка квалифицированных преподавательских кадров. Реализация программы рассчитана на 5 лет и предполагает финансирование в размере 50 млн. долларов. При этом 25 млн. долларов выделит Всемирный банк, оставшаяся же сумма будет покрыта из средств госбюджета Азербайджана. Однако данная программа не охватывает систему дошкольных образовательных учреждений. Между тем, согласно статистическим данным, через дошкольные учреждения в Азербайджане сейчас проходит только 17% детей.

Еще одной важной проблемной точкой в системе образования Азербайджана является недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Активное решение данной проблемы также началось совсем недавно. Несмотря, на высокие заявленные темпы интеграции ИКТ в образование, за 2005-2006 годы к Интернету были подключены только 3% от общего числа школ Республики. Причем, со стороны Министерства образования Азербайджана было осуществлено подключение к сети около половины из них, остальные получили такую возможность в рамках международных программ. Интересно заметить, что в Азербайджане в целом низкий уровень пользования Интернетом: в то время, как среднемировой показатель количества Интернет-пользователей составляет около 28%, в Азербайджанской Республике он не превышает 11%. Данное обстоятельство наряду с недостатком в большинстве учебных заведений компьютерной техники и отсутствием у преподавательского состава нужных навыков, безусловно, создает дополнительные сложности при внедрении ИКТ в образование. Однако руководство Азербайджана настроено решать возникающие трудности. Происходить это будет в рамках Государственной программы информатизации системы образования на 2008-2012 годы. Данная программа, подготовленная Министерством образования Республики Азербайджан при участии международных экспертов, предусматривает поэтапную реализацию закрепленных положений, основанную на обширной финансовой базе. Принципиальное отличие новой программы от аналогичных мер по внедрению ИКТ в образование заключается в большей масштабности проекта: до этого реформированию подвергались только школы, сейчас же предусматривается информатизация всех образовательных учреждений страны. Помимо этого, программа будет способствовать максимальному использованию скоростного Интернета в образовательных учреждениях Баку, Абшерона и Сумгаита. Планируется также создание ресурсных баз и единого образовательного портала.

Между тем, изменения в системе образования Азербайджана неизбежно ставят задачу пересмотра основных нормативно-правовых актов, и, прежде всего, Закона об образовании. Министр образования Республики Азербайджан Мисир Мамедов так обосновал необходимость принятия нового документа: «Из-за отсутствия нормативно-правовой базы в системе образования до сих пор имеются некоторые пробелы, и я уверен, что, новый закон полностью их устранит. Также закон позволит усовершенствовать материально-техническую базу образования».

Согласно официальным сообщениям, готовящийся проект закона об образовании предусматривает, во-первых, изменение финансирования ВУЗов, выделение грантов и кредитов студентам. Важным пунктом нового документа об образовании, по-видимому, станет изменение управления образовательными учреждениями и предоставление большей самостоятельности ВУЗам. Не трудно заметить, что положения Нового закона об образовании во многом обеспечивают возможность легкого внедрения образовательной системы Азербайджана в Болонский процесс. Что и неудивительно, особенно на фоне распоряжения Президента Алиева «О проведении мероприятий, направленных на интеграцию ВУЗов Азербайджана в пространство европейского высшего образования» и заявлений высокопоставленных чиновников о том, что интеграция в Болонскую систему «служит развитию интеллектуального потенциала страны».

Как видим, принятые в области реформирования образования в Азербайджане меры, а также проекты, которые находятся только в стадии планирования и разработки, позволяют уже сейчас говорить о значительной успешности проведения реформы образования в Республике. А важность и значимость принимаемых мер в обосновании вряд ли нуждается, ведь реформирование и развитие системы образования - это надежные инвестиции в будущее процветание и стабильность Независимого Азербайджана.

Поделиться: