Шахрисабз - историческая жемчужина Узбекистана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Так, профессор университета Бордо, президент международной ассоциации "Наука и культурное наследие" Макс Швоерер совместно с узбекскими ученными на протяжении многих лет ведет научно-исследовательской работу по изучению Ак-сарая. Уникальность древнего зодчества периода Амира Темура отметил и директор реставрационного предприятия "SOKRA", участвовавший в восстановительных работах в знаменитом Версальском дворце, Патрик Палем. По его мнению, состав майолики на керамических плитах на стенах Ак-сарая не имеет аналогов в мире. Именно тогда французские гости предложили помощь в ремонте и реставрации этого ансамбля. Уже летом нынешнего года они начнут работы во внутреннем дворике Ак-сарая. Их задача отреставрировать мозаичное панно, обновить хауз. На эти цели выделено 800 тысяч долларов США.
Шахрисабз - историческая жемчужина Узбекистана

Шахрисабз - историческая жемчужина Узбекистана Когда мы говорим о Шахрисабзе, перед нашим взором возникает бессмертный образ нашего великого предка Амира Темура, гением которого восхищался весь мир. Город Шахрисабз занимает достойное место в истории мировой культуры. Этот город пережил многое. Несколько раз превращался в руины, но вновь и вновь возрождался из пепла. В книгу ЮНЕСКО "Общечеловеческие ценности" внесены 19 культурно-архитектурных памятников, расположенных в старой части города Шахрисабза и относящихся к эпохе великого полководца и темуридов. После значительных ремонтно-реставрационных работ почти все памятники древнего зодчества приобрели свой первозданный самобытный вид. Одним из самых крупных архитектурных памятников средних веков в Средней Азии является дворец Ак-сарай. На сегодня сохранено два столба дворцового портала, дворцовая площадь, фонтанные хаузы и около 10 чинар сада, воздвигнутого по плану. Полное изображение Ак-сарая сохранено в письменных источниках историков и поэтов того времени. Например, изображение дворца можно встретить в воспоминаниях Низомиддина Шоми, Шарофиддина Али Йазди, Хофиза Обру, Ибн Арабшоха, Мухаммада Малехо, Мирза Бобура, Алишера Навои, посла Кастилии (Испания) Руи Гонзалеса Клавихо. В воспоминаниях пишется, что сооружение было воздвигнуто в 1380-1404 годы. В памятнике использованы различные стили среднеазиатской архитектурной школы, например, мозаика, узоры из разукрашенных кирпичей и майолики. На резной мозаике присутствует семь цветов: синий, лазурный, черный, желтый, зеленый, белый, кирпично-красный. Большой интерес представляют и комплексы Дорус-тиловат и Дорус-саодат. В состав Дорус-тиловата входят соборная мечеть Кок-гумбаз, гробница Шамсиддина Куляла и Гумбази Сайидон. Все здания комплекса построены в разное время (в основном в ХIV-ХVI веках) на большом дворе с севера на юг. В центре двора разбит сад. На восточной части комплекса Дорус-тиловат расположен комплекс Дорус-саодат, куда входят мечеть Хазрати Имам, гробница безвременно погибшего старшего сына Амира Темура - наследника престола Джахангира Мирзо, на южной стороне гробница следующего сына Амира Темура Омаршейха Мирзо и на восточной стороне мавзолей, построенный с виду для самого Амира Темура. Во время археологических раскопок установлено множество гробниц, принадлежавших эмирам. Историки, видевшие здание, с удивлением писали, что в свое время оно выглядело великолепно. Сохраненные до сегодняшнего дня фундамент здания, гробница Джахангира, мавзолей Амира Темура, мечеть Хазрати Имам и растущие во дворе чинары свидетельствуют о роскоши комплекса. Пользовалось известностью в далекие времена и здание Чорсу - расположенное на пересечении дорог, ведущих с севера на юг и с востока на запад, общей площадью 21x21 метр. Построенное в XV веке Шахрисабзское Чорсу сильно отличается с инженерной точки зрения от Самаркандского и Бухарского Чорсу того времени. Чтобы узнать подробно об истории города нужно обязательно посетить музей, который находится в комплексе Чубин. И это не случайно. Это известный памятник, расположенный на северо-восточной части Шахрисабза. А вот самым многолюдным местом во все времена был караван-сарай Коба. Он построен в форме прямоугольника, в центре которого имеется двор. Коба является единственным памятником типичных караван-сараев. Двор имеет форму квадрата с разрезанными углами, одноэтажное здание. На внешней стене узоры отсутствуют, стены очень толстые. Ежегодно этот город посещают десятки тысяч туристов из разных стран Европы и Центральной Азии, чтобы лично прочувствовать атмосферу древней эпохи, воочию увидеть мастерство наших предков. Многие из них дошли до наших дней и даже стали использоваться в современной архитектуре, а часть из них так осталась загадкой для нас. Так, до сих пор не разгадан состав мозаичной майолики, украшавшей порталы зданий, и, несмотря на время, сохранившейся во всей своей красоте и неповторимости. Узбекские реставраторы из Бухары, Самарканда, Хорезма, специалисты из Германии, Франции стараются не только воссоздать первозданный вид историческим зданиям, но и ищут пути сохранения останков древней культуры. Год назад в Шахрисабзе побывала делегация из Франции. В ее составе ученые университета Бордо, представители Дордонского департамента, международной ассоциации "Наука и культурное наследие", эксперты Евросоюза, менеджеры реставрационных предприятий, специалисты по охране архитектурных памятников истории. Глава делегации президент главного совета Дордонского департамента Бернар Казо отметил, что Францию и Узбекистан объединяют общие задачи и цели по сохранению культурного наследия предков. Так, профессор университета Бордо, президент международной ассоциации "Наука и культурное наследие" Макс Швоерер совместно с узбекскими ученными на протяжении многих лет ведет научно-исследовательской работу по изучению Ак-сарая. Уникальность древнего зодчества периода Амира Темура отметил и директор реставрационного предприятия "SOKRA", участвовавший в восстановительных работах в знаменитом Версальском дворце, Патрик Палем. По его мнению, состав майолики на керамических плитах на стенах Ак-сарая не имеет аналогов в мире. Именно тогда французские гости предложили помощь в ремонте и реставрации этого ансамбля. Уже летом нынешнего года они начнут работы во внутреннем дворике Ак-сарая. Их задача отреставрировать мозаичное панно, обновить хауз. На эти цели выделено 800 тысяч долларов США. Официальное мировое признание Шахрисабза историческим и культурным памятником прошлого накладывает на нынешнее поколение большую ответственность. И сегодня делается все возможное, чтобы этот город действительно отвечал своему назначению как одной из исторических жемчужин Республики Узбекистан. Анвар Усмонов

Источник - ЦентрАзия

Поделиться: