Кыргызстан: Пытаясь преодолеть коррупцию и упорядочить процесс поступления в ВУЗы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Государственные стипендии пришли в Кыргызстан из СССР, в котором юноши и девушки, успешно сдавшие вступительные экзамены, получали право на бесплатное обучение и стипендию от государства. С 1992 года ВУЗы Кыргызстана перешли на платную систему обучения, и государство установило предельное количество выдаваемых им стипендий – 5 тысяч.
Кыргызстан: Пытаясь преодолеть коррупцию и упорядочить процесс поступления в ВУЗы

СтудентыБишкекского гуманитарного университета на перемене между лекциями. С введением в 2002 году в Кыргызстане общереспубликанского тестирования (ОРТ), призванного оценить знания потенциальных претендентов на получение государственных вузовских стипендий, вокруг этой системы идут непрекращающиеся баталии. (Фото: Дин С.К. Кокс, архив) НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Инна Валькова уже привыкла к бдительным чиновникам и налоговым инспекторам, присылаемым к ней для проверок. "Посмотрите на мой кабинет, – говорит она вновь прибывшим, показывая на коробки с инструкциями и сборниками нормативных актов, разложенные по всей комнатке. – Как вы думаете, на этом можно разбогатеть?" Инна Валькова, возглавляющая Центра оценки образования и методов обучения (ЦООМО), являет собой островок спокойствия в сутолоке загроможденной бишкекской квартиры, служащей штаб-квартирой ее неправительственной организации (НПО). В эти выходные немногочисленная команда Вальковой активно готовится к проведению очередного тура общереспубликанского тестирования для поступающих в ВУЗы Кыргызстана (известного по своей русскоязычной аббревиатуре – ОРТ). С 2002 года с помощью данного тестирования, созданного на базе американского стандартизованного теста для приема в высшие учебные заведения SAT, оценивается подготовка учащихся к обучению в ВУЗах. ОРТ как способ оценки уровня знаний учащихся, претендующих на получение государственных стипендий, а также повышения количества студентов из числа сельских жителей, являет собой пример успеха в борьбе с коррупцией и кумовством в постсоветской системеобразования Кыргызстана. Государственные стипендии пришли в Кыргызстан из СССР, в котором юноши и девушки, успешно сдавшие вступительные экзамены, получали право на бесплатное обучение и стипендию от государства. С 1992 года ВУЗы Кыргызстана перешли на платную систему обучения, и государство установило предельное количествовыдаваемых им стипендий – 5 тысяч. В этот переходный период ВУЗы, борясь за выживание и прибыль, стали взимать плату за обучение. Стали продаваться и стипендии – тем, кто больше за них заплатит, зачастую даже больше их номинального размера: "Необходимым условием зачисления в большинство ВУЗов, где выдавали государственные стипендии, стали не отметки, а толстый кошелек и личные связи", – отмечалось в докладе за 2010 год финансируемого Ага Ханом Университета Центральной Азии (УЦА). "Мы хотели, чтобы учащиеся имели возможность получитьвысшее образование вне зависимости от своего происхождения", – вспоминает ректор частного Университета менеджмента и дизайна в Бишкеке,в прошлом министр образования и науки Камила Шаршекеева. "В парламенте бы сказали: "дайте нам квоты по нашим регионам для общереспубликанского распределения стипендий". Совершенно ясно, что в итоге сами депутаты бы и распределяли все места", – объясняет она. В свою бытность министром Камила Шаршекеева в сотрудничестве с финансируемой властями США неправительственной организацией АКСЕЛС (Американский совет по сотрудничеству в области образования и изучения языков) работала над введением в стране ОРТ в 2002 году. К 2006 году АКСЕЛС вышел из этого проекта, а Инна Валькова возглавила ныне независимую местную организацию. Как подчеркивает Камила Шаршекеева, в становлении ОРТ важнейшую роль сыграла политическая воля президента и академика Аскара Акаева. Все же идея оставалась спорной, и Камилу Шаршекееву сместили с должности буквально за несколько недель до введения системы тестирования. Большинство последующих министров, а также многие ректоры и политики пытались отменить ОРТ, подчеркивает консультант данного проекта Джон Кларк (John Clark), ныне возглавляющий Международный университет в Центральной Азии в г. Токмок. Однако к своему удивлению они обнаружили, что ликвидировать этот пользующейся широкой популярностью и доверием институт не так-то просто. "Каждыйгод у нас что-нибудь новенькое, – сетует Инна Валькова. – В прошлом году это были расценки, в этом – языки… В прошлом сами ВУЗы открыто выступали против нас. Хорошо, что у нас наконец-то установились хорошие отношения с Министерством образования". В начале весны Молодежныйсовет Кыргызстана призвал отменить тестирование на узбекском языке ввиду того, что данный язык не имеет официального статуса в Кыргызстане итестирование, таким образом, является нарушением законодательства и конституции страны. Националистически настроенные депутаты парламента и кыргызскоязычные СМИ ухватились за эту тему, распространяя дезинформациюо правовой базе и истории тестирования на узбекском языке и требуя отставки министра образования Каната Садыкова. "Это смешно, тестирование на узбекском языке проводилось с самого начала", – отмечаетИнна Валькова. В комментарии, опубликованном на портале KNews.kg, экс-министр Камила Шаршекеева привела как минимум пять президентских указов и постановлений Министерства образования по вопросу проведения тестирования на узбекском языке, являющемся одним из официальных языков преподавания в школах на территории Кыргызстана. Канат Садыков встал на защиту тестирования на узбекском языке, заявив, что его отмена явится "ущемлением прав граждан-узбеков", заняв тем самым мужественную общественную позицию в нынешней политической обстановке. Позднее президент Алмазбек Атамбаев через своего официального представителя выразил поддержку в данном вопросе. Обозреватели в целом разделяют мнение, что внезапно вспыхнувшая полемика вокруг проведения тестирования на узбекском языке была спровоцирована политическими оппонентами Садыкова, либо людьми, желающими получить контроль над системой тестирования. Но подобных предпринимателей, скорее всего, ждет разочарование. Сдающие тесты платят за основной тест 220 сомов (4 доллара 80 центов). Политические деятели обвиняют ЦООМО в завышенных расценках, игнорируя тот факт, что эти самые расценки были утверждены правительством, а проведение ОРТ по-прежнему субсидируется Агентством США по международному развитию. В нынешнем году министр образования Садыков объявил, что отныне весь прием в государственные высшие учебные заведения, даже на негрантовую форму обучения, будет проводиться на основе тестирования, удивив ректоров и еще больше сократив взяткоемкость процесса. "Конечно, многие ВУЗы снова расстроены, – говорит автор отчета УЦА за 2010 г. Дуйшон Шаматов. – Теперь из-за баллов по ОРТ ректоры ВУЗов уже не смогут произвольно принимать решения, и от этого чувствуют себя урезанными в полномочиях". Конечно,в связи с ОРТ возникают законные вопросы, аналогичные тем, что задаютсяв США: некоторым внушают обеспокоенность возможности богатых семей нанимать репетиторов для подготовки своих чад к тестированию, а также "ориентированное на тест обучение" в средних школах. Но эксперты в Кыргызстане все же считают ОРТ шагом в верном направлении. "До сих пор ко мне приходят родители и благодарят за то, что их ребенок получил возможность учиться в ВУЗе, а им не пришлось продавать имущество, чтобы заплатить взятку, – говорит Камила Шаршекеева. – Мы должны гордиться этим, а не пытаться уничтожить". "Мы работаем для того, чтобы дать каждому учащемуся справедливый шанс, – подчеркиваетИнна Валькова. – Некоторые просто не понимают, что такое возможно". От редактора: Майлз Смит является независимым аналитиком из Бишкека.

Источник - russian.eurasianet.org

Поделиться: