Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Большая коалиция»: некоторые «за» и «против» для Гагика Царукяна

22.05.2012

Автор:

Теги:

  Давид Петросян

В Армении завершается формализация результатов последних парламентских выборов, идут последние уточнения связанные с уточнением числа голосов полученных участниками выборов – как в пропорциональной так и в мажоритарной части.

Окончательная формализация результатов выборов видимо будет завершена после того как состоится процесс по иску в Конституционный суд страны, который сейчас готовит центральный офис Армянского национального конгресса (АНК). Требование предполагаемого иска – признание недействительными результатов прошедших выборов. Однако, как мы сообщали ранее, Конституционный суд Армении еще никогда не принимал таких решений. Самое его жесткое решение было датировано 17 апреля 2003 года по иску кандидата в президенты Степана Демирчяна. Тогда Конституционный суд, ввиду крайне сомнительных итогов выборов, предложил властям страны внести соответствующие изменения в закон «О референдуме» и провести в течение года референдум о доверии главе государства. Как известно, это решение Конституционного суда было проигнорировано тогдашним парламентским большинством и другими ветвями власти.

Нынешний иск в Конституционный суд со стороны АНК готовится с использованием материалов партий АРФ-Дашнакцутюн и «Процветающая Армения», вошедших в единый штаб по контролю за выборами. Это очень примечательное обстоятельство, т.к. политические векторы и предпочтения всех трех сил серьезно отличаются друг от друга.

После завершения парламентских выборов, интересные процессы происходят как в стане победителей, так и в стане тех, кто окажется в меньшинстве в Национальном Собрании нового созыва.

Ключевым вопросом в стане победителей остается вопрос о том, будет ли сформирована «большая коалиция» между двумя партиями, занявшими первое и второе место на минувших выборах – Республиканской партией Армении (РПА) и партией «Процветающая Армения» (ППА)?

Если бы в Армении существовала нормальная и принятая во всем демократическом и цивилизованном мире политическая система, то более чем очевидно, что необходимости в такой коалиции не было, т.к. РПА имеет 69 мандатов (из 131-ого) в новом составе парламента, что более чем достаточно для того, чтобы управлять страной в одиночку в течение последующих пяти лет. В крайнем случае, РПА могла бы для еще большего упрочения своих позиций взять себе в коалицию своего верного союзника, своеобразного политического «Санчо Пансу» – партию «Оринац еркир» / «Страна законности» и увеличить число своих мандатов вместе с партнером до 75. Тем более, что такой маленький партнер не предъявлял бы больших претензий во время дележа «пирога власти».

Однако, Армения не страна с политической системой европейского типа где «большие коалиции» формируются между партиями в парламенте исходя из совсем других принципов и во избежание возможных кризисов управления страной.

Между тем, в Армении нет кризиса управления, т.к. итоги выборов определяются, как в свое время в Германской Демократической Республике (ГДР) – правящей партией. В этом плане политическая система Грузии наверное больше похожа на Польскую Народную Республику, где политический режим был чуть помягче чем в ГДР, ну а политическая система в Азербайджане больше похожа наверное на режим в коммунистической Румынии Николае Чаушеску. И не важно, что Азербайджан, Армения и Грузия являются членами Совета Европы, тесно сотрудничают с НАТО и другими авторитетными демократическими институтами. Надо полагать, что это «включение» в вышеупомянутые международные структуры имеет скорее геополитический характер, а не является стремлением установить в этих странах реальную демократию.

Так зачем нужна «большая коалиция», если РПА и ее верный союзник – партия «Страна законности», полностью доминируют в парламенте?

Дело в том, что:

- в феврале в Армении предстоят очередные президентские выборы и действующему президенту видимо хотелось бы баллотироваться на них во главе широкой политической коалиции. Если бы «Процветающая Армения» и ее лидер Гагик Царукян согласились бы публично и ресурсно поддержать Сержа Саргсяна на предстоящих президентских выборах в обмен n-ое число министерских портфелей в правительстве и постов губернаторов, то его будущая победа не вызывала бы никаких сомнений в международных инстанциях,

- если «большая коалиция» не будет создана, то тогда в парламенте Армении будет 50 депутатов (речь идет и суммарном количестве мандатов фракций ППА, АНК и АРФ-Дашнакцутюн), не согласных автоматически проштамповывать все решения и законопроекты, вносимые правительством страны и действующим президентом. Совершенно очевидно, что это обстоятельство создаст сильный дискомфорт и давление на РПА и ее верных союзников не только в парламенте, но и на предстоящих президентских выборах, т.к. если ППА примет решение о выставлении на предстоящих выборах собственного кандидата, то будет трудно объяснить если он получит меньше 30% голосов избирателей.

Это две главные причины того, что президент С.Саргсян хотел бы инкорпорировать или встроить «Процветающую Армению» в свою властную систему.

Для Г.Царукяна и «Процветающей Армении» вопрос состоит не только в получении министерских портфелей, постов марзпетов (губернаторов) и расширение доступа к административному ресурсу, а в том что партия получила 450 тыс голосов избирателей как альтернатива РПА. Вступление же в альянс с РПА принесет разочарование избирателям ППА и они, почти наверняка, отойдут от нее. Но эта дилемма вхождения или невхождения во власть – проблема Г.Царукяна и его ближайшего окружения, а не С.Саргсяна и РПА.

Как нам представляется, решение о создании или несоздании «большой коалиции» будет принято в ближайшее время. Сторонним наблюдателям остается только терпеливо ждать принятия соответствующих решений ответственными лицами.

Опубликовано: «The Noyan Tapan Highlights» N19, May 2012

источник: Экспертный Центр ICES

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение