Андрей Карпов. Казахстан 2012: Вице-премьер по идеологии как расстрельная должность

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Известный своими нетривиальными идеями сенатор Гани Касымов предложил создать в Казахстане общественное телевидение, но, что самое важное, создать в структуре Правительства новую должность – вице-премьер по идеологии. Этой информацией поделилось с читателями агентство «Новости-Казахстан», которое по пустякам не разменивается и на «желтые» новости не слишком падко.
Андрей Карпов. Казахстан 2012: Вице-премьер по идеологии как расстрельная должность

Известный своими нетривиальными идеями сенатор Гани Касымов предложил создать в Казахстане общественное телевидение, но, что самое важное, создать в структуре Правительства новую должность - вице-премьер по идеологии. Этой информацией поделилось с читателями агентство «Новости-Казахстан», которое по пустякам не разменивается и на «желтые» новости не слишком падко.

Значит, дело серьезное. И в то время, как в России от идеологии открещиваются как черт от ладана, наши казахстанские партнеры всерьез занялись вопросами идеологии, культуры и истории. А именно так, по мнению Касымова, должно звучать полное название нового ведомства.

Я бы не стал однозначно утверждать, что это личная инициатива экспрессивного сенатора. Проблема ценностных ориентиров для казахстанского общества медленно, но верно превращается в ключевую тему, от которой просто так откреститься нельзя, хотя понятно, что для большинства чиновников это было бы сродни должности секретаря по сельскому хозяйству в советское время, то есть мега расстрельный вариант.

Но все же наиболее дальновидные представители казахстанской элиты понимают, чтобез системной и направленной работы в идеологической сфере может произойти серьезное обострение целого комплекса внутренних проблем. Возникнет угроза фрагментации общества, при которой у отдельных групп населения сформируется не совпадающие ценностные ориентиры. Об этом косвенно свидетельствует и проблема оралманов, которые, по признанию казахстанских экспертов, не слишком успешно интегрируются в «казахстанский мир», хотя на их адаптацию выделяются немалые деньги.

Гани Касымов ничего не сказал об активной дискуссии, которая происходила в казахстанском интернет-пространстве несколько лет назад. Тогда в центре внимания находился вопрос о национальной идее. Одним из результатов этой дискуссии стало появление Доктрины национального единства. Однако доктрина принята, а вопросы по-прежнему остаются.

С одной стороны, идет значительная активизация национал-патриотического интеллектуального сообщества,которое пытается ограничить поле влияния России в том числе в гуманитарной сфере, резко критикуя евразийский интеграционный проект и указывая на его опасность для будущего РК.

С другой стороны, несмотря на весь скепсис со стороны экспертов и традиционные бюрократические препоны,евразийский проект развивается по нарастающей. И несмотря на все рассуждения осугубо экономическом содержании, он неизбежно затронет идеологические ориентиры, которые в России, Казахстане и Белоруссии будут сближаться.

А потому у казахстанских модераторов внутренней политики непростая задача. Дело ведь не в том, чтобы определиться с персоналиями: кого поставить вице-премьером по идеологии и истории. Условно говоря, Кул-Мухаммеда или Маулена Ашимбаева? А может, Дарахана Калетаева или Ералы Тугжанова?

Гораздо важнее, каким багажом будет располагать этот чиновник. Какие целевые установки он получит сверху. А поскольку на этот вопрос невозможно получить сколько-нибудь ясный ответ, то рискнем предположить, что предложение Гани Касымова, которое на самом деле исполнено практического смысла, так и останется нереализованной идеей.

Будет ли эта глубокая мысль востребована 2-3 года спустя целиком зависит от того, какими темпами и с какими результатами будет продвигаться дальше евразийская интеграция.

Поделиться: