Армения: парламентские и президентские выборы без права на выбор

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Итоги парламентских выборов в Армении никого в Армении не удивили. В ходе предвыборной кампании была создана атмосфера, в которой административный ресурс активно работал и сопровождался различными поощрениями и угрозами
Армения: парламентские и президентские выборы без права на выбор

Армения: парламентские и президентские выборы без права на выбор

Автор: Давид Степанян, Ереван. Специально для «ВК»
Армения: парламентские и президентские выборы без права на выбор Итоги парламентских выборов в Армении никого в Армении не удивили. В ходе предвыборной кампании была создана атмосфера, в которой административный ресурс активно работал и сопровождался различными поощрениями и угрозами. Граждан сгоняли на митинги правящей партии, чтобы они имели возможность послушать предвыборные лозунги Республиканской партии Армении (РПА) из уст ее лидера и президента страна Сержа Саргсяна. Насильно сгоняли сотрудников предприятий, школ, практически всех госучреждений. Кому-то угрожали тем, что он потеряет последнее, что имеет, кому-то что-то давали или обещали дать.

Противостоять этому процессу не мог никто, в том числе и созданный тремя партиями Единый предвыборный штаб, очень долго говоривший о своей воле, намерениях и ресурсах противодействия фальсификациям. Все осталось лишь на уровне слов, а процесс шел, причем, достаточно открыто. В день выборов и граждане, и наблюдатели видели, как людей привозили на выборы, примерно таким же способом, как сгоняли на митинги правящей партии. Особую любовь республиканцы проявили к инвалидам, привозя их голосовать на собственных дорогих авто. Иначе говоря, результат выборов был предрешен в первую очередь благодаря применению административного ресурса, а уже потом денежного. Неслучайно та же коалиционная партия “Процветающая Армения” (ППА), громогласно заявляющая в Едином штабе о своей решимости противодействовать взяткодательству, сразу же после заседаний штаба преспокойно направлялась в регионы и раздавала эти самые взятки, о чем штаб аккуратно помалкивал. Итоги выборов предопределили два лагеря, формировавших одинаково аполитичную по своей сути атмосферу. Разница лишь в том, что РПА “набирала” голоса посредством административного ресурса, а ППА посредством исключительно подкупа.

Благодаря их “слаженной работе” победу на выборах одержала РПА, набравшая 44,02% голосов, второе место заняла ППА (30,12%), третье - Армянский национальный конгресс 7,08%. Имея абсолютное большинство в парламенте, республиканцы для формирования правительства вполне могут обойтись и без создания новой коалиции. Однако учитывая предстоящие уже в феврале 2013 года выборы президента, Сержу Саргсяну необходима поддержка как минимум ППА. Так что интрига, связанная с раскладом сил в будущем парламенте, а главное министерских портфелей и поддержкой будущего президента, все еще сохраняется.

Остальные попавшие в парламент силы поставлены перед одной конкретной единственной проблемой - брать или не брать предоставленные им мандаты. Приняв мандаты, они сознательно поставят крест на своей дальнейшей политической деятельности и докажут обществу, что являются такими же антиконституционными образованиями, как и провластные партии, навязавшие обществу свои правила именно с помощью так называемых оппозиционных партий. Поэтому, отказ от итогов выборов для этих партий – единственный метод каким-то образом оправдать свое участие в играх властей. Но об этом даже смешно думать. И дело не в том, признают или не признают международные наблюдатели выборы состоявшимися. Вопрос признания Западом легитимности выборов зависит исключительно от позиции армянских партий. Если армянские партии не признают итоги выборов и сдадут мандаты, международные наблюдатели, естественно, также не признают их легитимность. Им просто не останется иного выхода. Однако ожидать того, что эти партии откажутся от мандатов не приходиться. Пока что от них отказались лишь лидер АНК Левон Тер-Петросян и лидер входящей в АНК партии “Республика” Арам Саркисян. Первый сделал это, потому что намеревается баллотироваться на выборах в президенты Армении в 2013 году, второй – потому что вообще намеревается выйти из АНК и по слухам примкнуть к ППА.

Единственной задачей ставших большинством республиканцев остается обеспечение поддержки своему лидер Сержу Саргсяну на предстоящих выборах президента. И обеспечить эту поддержку должна именно ППА Гагика Царукяна. Эта партия, несомненно, возьмет свои мандаты и тем самым в очередной раз войдет в поле отношений с республиканцами. Тогда им останется просто понять, как действовать дальше в интересах достижения наибольшей выгоды. По мнению независимых экспертов, “Процветающей Армении” выгодно продолжать играть роль подставной оппозиции, одновременно подмяв под себя оппозиционный электорат, и при этом хозяйничая в криминально-олигархическом режиме, являясь, по сути, его частью. Именно с этой целью ППА вполне может выставить “технического” кандидата на президентских выборах, который аккуратно проиграет республиканцу Саргсяну, обеспечив ему второй срок. После выборов президента по сценарию РПА и ППА, партия Царукяна может уже спокойно войти в коалицию с республиканцами, набрав себе энное количество министерских портфелей. Тогда перспектива снова увидеть Саргсяна на президентском посту становится вполне реальной. Будет ли это сделано с излишним шумом, посредством создания коалиции, или же тайно (как это было сделано на выборах в парламент), значения уже не имеет.

В целом, итоги прошедших выборов свидетельствуют о том, что армянское общество так и не сделало соответствующих выводов и не извлекло уроков из событий последних лет и, особенно в период после 1 марта 2008 года. Проблема кроется даже не в самом обществе, сколько в том, что оно привыкло ориентироваться на политические силы. В парламент прошло шесть политических сил, но связывать особые надежды с ними обществу не приходиться. Говорить о том, что в Армении политические партии решают фундаментальные проблемы, не приходится. Это продемонстрировала и ситуация вокруг противостояния “зеленых” активистов, защищающих ереванский парк Маштоца от вырубки, и полицией, стремящейся этот парк вырубить и построить очередные бутики. В противостоянии не принимала участия ни одна политическая сила. Однако это не помешало “маштоцовцам” вынудить власть убрать полицию и снести строящиеся бутики. Во многом подобная сговорчивость властей была обусловлена именно отсутствием в этом процессе политических сил. С молодыми активистами, опирающимися в своих требованиях исключительно на конституцию, “договориться” как с партиями возможным не представлялось. Именно поэтому в условиях отсутствия договорных возможностей власти пришлось уступить обществу.

Но Маштоц пока что остается лишь отдельным эпизодом. Граждане пока не осознают, что ни одна политическая сила в Армении не в состоянии влиять на изменения в процессе формирования власти. Это заблуждение поддерживается самими политическими партиями посредством заведомо ложного стереотипа, что именно они остаются локомотивами процесса изменений. Эти партии всем своим существованием хотят сказать обществу, что без них сделать ничего самостоятельно оно не может. Эти ложные формулы обществу подают именно оппозиционные партии.

Единственным утешением в сложившейся ситуации остаются 53 тыс. признанных недействительными и сознательно подпорченных бюллетеней. Именно эти 53 тыс. граждан оставляют надежду на отрезвление армянского общества, именно они говорят о том, что не все еще потеряно. Эти 53 тыс. избирателей увидели, что их обманывают, что позволяет надеяться на перемены общественного сознания, которые повлекут за собой перемены во всей стране. Пока же граждане Армении готовятся к выборам президента, прекрасно зная, что возможности выбора эти выборы им не дают. И слаженная работа провластных партий и партий, представляющихся оппозицией, лучший тому залог.

Поделиться: