Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А. Тер-Погосян: Азиатский треугольник: Китай - Казахстан - Узбекистан

03.06.2008

Автор:

Теги:

 

В области межгосударственных отношений Китай сталкивается с новой проблемой - каким образом сохранить сбалансированные отношения с Казахстаном и Узбекистаном. Китай стремится проводить внешнеполитический курс, направленный на развитие отношений дружбы и сотрудничества со всеми странами региона, поддерживая баланс в двусторонних отношениях с ними. Казахстан и Узбекистан - крупнейшие государства Центральной Азии. У Китая сложились с ними хорошие отношения на государственном уровне. Отсутствуют серьезные разногласия и в политическом плане. Сейчас проблема заключается в том, что по объективным причинам масштабы общих интересов Китая с Казахстаном увеличиваются намного быстрее, чем с Узбекистаном.[1]

У Казахстана с Китаем наиболее протяженный общий участок границы (более 1700 км). Там расположено самое большое число пограничных пунктов пропуска. Кроме того, на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая проживает более миллиона казахов. При этом, с одной стороны, у Китая с Казахстаном происходит весьма активный обмен по самым простым процедурам. Между народами двух стран установились тесные контакты. Оживленно развивается приграничная торговля, приносящая немалый доход. В 2007 году была открыта зона свободной торговле на границе двух государств. С другой стороны, по тем же причинам между двумя государствами возникает немало проблем. По своим комплексным возможностям Китай намного превосходит Казахстан. Поэтому среди определенной части населения Казахстана получила распространение теория «китайской угрозы». Некоторые пропагандируют ее по политическим мотивам. Другие воспринимают ее просто потому, что не обладают достаточными знаниями о Китае. Теория «китайской угрозы» не имеет под собой реальной почвы, это чисто умозрительное построение. По мере развития китайско-казахстанских отношений и улучшения взаимопонимания между народами двух стран эта теория в военном аспекте уже практически утратила свое значение.[2] Но сейчас появилась теория «китайской угрозы» в экономической сфере, согласно которой Китай стремится превратить Казахстан в свой сырьевой придаток. Кроме того, в отношениях двух стран постоянно возникают проблемы, связанные с миграцией населения и использованием водных ресурсов. Следует отметить, что теория «китайской угрозы» не представляет доминирующую в Казахстане точку зрения, она также никак не проявляет себя в официальном внешнеполитическом курсе страны. Ведущие государственные и общественные деятели Казахстана не считают, что Китай представляет для него какую-то угрозу, полагая, что сотрудничество с Китаем открывает для Казахстана широкие возможности. Непрерывное развитие отношений между двумя странами - наглядное тому подтверждение.

Казахстан - важное для Китая государство. Интересы Китая в Центральной Азии наиболее очевидно проявляются именно в Казахстане. Отчасти поэтому Алмата была выбрана КНР как первый город, по которому пронесли олимпийский огонь в апреле 2008. Во-первых, с точки зрения обеспечения безопасности в пограничных районах. Во-вторых, в аспекте борьбы с террористической угрозой. В Казахстане осуществляют свою незаконную деятельность сепаратисты из организации «Восточный Туркестан». Казахстан является одним из основных каналов оказания помощи «Восточному Туркестану», силам международного терроризма и играет важную роль в плане контроля над этим движением. В-третьих, Казахстан - самый крупный торгово-экономический партнер Китая в Центральной Азии. Товарооборот между двумя странами в 2007 г. составил 4,3 млрд долл., превысив в четыре-пять раз общий товарооборот Китая со всеми остальными странами региона. Таким образом, в области развития экономического сотрудничества с Китаем Казахстан намного опередил остальные государства Центральной Азии. В-четвертых, Казахстан - важнейший центрально-азиатский партнер Китая по сотрудничеству в области энергоносителей. В этой области два государства достигли принципиального прорыва. В ближайшие несколько лет объем экспорта нефти из Казахстана в Китай может превысить 10% от общего импорта в год[3]. Соответственно значительно вырастет и практическая составляющая интересов Китая в Казахстане.

С Узбекистаном у Китая сложились весьма дружественные отношения. Тем не менее, положение дел в отношениях Китая с Узбекистаном имеет отличия от ситуации с Казахстаном. Совместные интересы Китая и Узбекистана больше проявляются в сферах политики, региональной безопасности и борьбы с терроризмом. Китай не имеет общей границы с Узбекистаном. В этом отношении отмечается меньше проблем и беспокойства, поскольку отсутствуют пограничные споры и прочие разногласия, такие как вопросы использования водных ресурсов, загрязнения окружающей среды и т. п. В Узбекистане очень мало сторонников теории «китайской угрозы». Но, с другой стороны, между двумя странами отсутствует непосредственное сухопутное транспортное сообщение, нет удобных условий для активного обмена, что не способствует расширению отношений сотрудничества. Не наблюдается и активной приграничной торговли и международного обмена. Процесс торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами протекает довольно вяло. В сфере разработки сырьевых ресурсов Узбекистан обладает определенными запасами природного газа и нефти, но в этой области пока нет крупных объектов сотрудничества.

Указанные факторы привели к большому контрасту в области сотрудничества Китая с Казахстаном и Узбекистаном. Совместные интересы Китая и Казахстана гораздо шире и глубже, их отношения развиваются намного более быстрыми темпами.

Обеспечение сбалансированного развития отношений с Казахстаном и Узбекистаном - задача, на которую китайской дипломатии в ближайшее время следует обратить пристальное внимание. Параллельно с укреплением связей с Казахстаном нужно активно стимулировать развитие экономических отношений с Узбекистаном, приложить усилия для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества с этим государством. Особо важную роль здесь играет железнодорожное и автомобильное сообщение, развитие которого является непременным условиям расширения китайско-узбекского экономического сотрудничества. По некоторым предположениям, если будет решен вопрос прямого железнодорожного сообщения между Китаем и Узбекистаном, ситуация с товарооборотом между ними может очень быстро улучшиться. С другой стороны, у Узбекистана есть свои экономические особенности и преимущества. Для их максимального использования необходимо найти потенциал и точки опоры в целях значительного расширения экономических связей между двумя странами, обеспечить прогресс в китайско-узбекском экономическом сотрудничестве. Подобным же образом Китай должен укрепить отношения с Киргизией и Таджикистаном. В этих странах имеются весьма ограниченные запасы природного газа и нефти, поэтому сотрудничество в области их разработки не представляется главной и перспективной сферой. Необходимо отыскать другие формы и акценты сотрудничества.



[1] Чжао Хуашэн. Китай и ШОС. Сборник статей. Шанхайский институт международных исследований.-Шанхай, 2005. С. 35.

[2] Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. .: Экономика, 2000. - 543с.

[3] The Economic Intelligence Unity, Country Profile Kazakhstan.- #1, 2007. С.- 37

[4] Чжао Хуашэн. Китай и ШОС. . Сборник статей. Шанхайский институт международных исследований.-Шанхай, 2005. С. 35.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение