Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве
Автор: ИАЦ МГУ
Наисторическом факультете МГУ состояласьпрезентация книги Е.Я. Виттенберага"Социальная ответственность бизнесана постсоветском пространстве".Редакция сайта публикует краткуювыдержку из монографии.
***
Довольносерьезное развитие теория и практикаСОБ (социальная ответственность бизнеса)получили в Казахстане. С уверенностьюможно сказать, что казахстанскийбизнес является лидером социальнойответственности среди предпринимателейсреднеазиатских республик. В этой страневнимательно изучается опыт КСО (корпоративная социальная ответственность) вразличных регионах мира и адаптируетсяк национальным специфическим условиямКазахстана. Как и в ряде других стран,образовавшихся на постсоветскомпространстве, в Казахстане инициаторомСОБ выступило государство. Дело в том,что власти Казахстана делали оченьмногое для становления и развитиянационального бизнеса, предоставляяему многочисленные льготы. В результатесегодня казахский бизнес достаточноокреп и обладает серьезными финансовымии организационными ресурсами не толькодля свосго развития, по и для участия всоциальных проектах. В этих условияхвласть и общество ожидают от бизнесаответных шагов в виде роста его социальныхинвестиций. И казахский бизнес в целомстремится отвечать на эти ожиданиясвоим участием в решении проблемобщества. Так, по данным МинтрудаКазахстана, только в 2008 г. общая суммапомощи бизнеса обществу составила более30 млрд долл.
Важнымфактором развития социальнойответственности бизнеса в Казахстанеявляется институт социального партнерства.Как отметила начальник Управлениязанятности Минтруда и соцзащитынаселения А. Салыкбаева, «в Казахстанеактивно действует институт социальногопартнерства, одной из главнейших формкоторого является социальнаяответственность бизнеса». Государствостремится сделать социальную политикутрехсторонним явлением: государство -бизнес - гражданское общество. С этойцелью в Казахстане уже несколько летзаключается Национальное итрехстороннеегенеральное соглашение, «в котороевключаются наиболее важные вопросысоциально-трудовых отношений: созданиеновых рабочих мест, совершенствованиесистемы оплаты труда, охраны и безопасноститруда». По информации Минтруда Казахстана,в 2010 г. областными трехстороннимикомиссиями по социальному партнерствупроведено более 250 заседаний, на которыхрассмотрено около 700 вопросов, заключено187 областных, городских и районных и19 отраслевых трехсторонних соглашений.
Анализсоциальных программ компаний, подписавшихсяпод соглашениями с государством, показал,что в деятельности предприятий преобладаютзатраты, связанные с внешней социальнойответственностью. Так, 53% средствнаправляются на развитие и содержаниеобъектов инфраструктуры региона, 35% -на природоохранную деятельность итолько 10% - на развитие персонала,профессиональную подготовку, охрануздоровья и создание безопасныхусловий труда.
Подобная,на наш взгляд, ненормальная ситуациясвязана с тем, что местные властиоказывают давление на бизнес и понуждаютего решать социальные вопросы техрегионов, в которых он функционирует.И практика заключения меморандумов посоциальной ответственности бизнесамежду акиматами (органами местногоуправления) и крупными предприятиямирегиона, как отмечают бизнесмены, невсегда бывает добровольной со стороныпредприятий. В частности, один изучастников круглого стола, на которомобсуждались проблемы СОБ в Казахстане,рассказал о требовании, предъявляемомк его компании районным акиматом о наймена работу нескольких сот инвалидов.Между тем речь шла о производстве,предполагающем тяжелый труд и хорошуюфизическую подготовку. В свою очередьказахские СМИ свидетельствуют о том,что сами компании поддерживают лишь тепроекты, которые интересны бизнесу сточки зрения его позиционирования вобществе, продвижения на рынок,создания позитивного имиджа.
Казахстанявляется одной из немногих стран,образовавшихся после распада СССР,где власти четко и конкретно сформулировалисвое представление о СОБ, тем самымоткрыто заявив о том, что они ждут отбизнеса. Так, министр труда и социальнойзащиты населения Б. Сапарбаев, выступаяперед предпринимателями на форуме,посвященном социальной ответственностибизнеса, проходившем в г. Джезгазган24 января 2006 г., пояснил, что «согласноконцепции правительства, под социальнойответственностью субъектов частногопредпринимательства в обобщенном видепонимается:
-инвестирование прибыли в социальныепроекты;
-создание и ведение конкурентоспособногобизнеса, преимущественно путемреализации бизнес-проектов на конкурснойоснове между социально-предпринимательскимикорпорациями, реализация кластерныхинициатив;
- созданиеновых производств на базе нерентабельныхпредприятий, использование активовгосударственной коммунальнойсобственности;
- привлечениечастного сектора экономики к участиюв бизнес-проектах социально-предпринимательскихкорпораций».
Приэтом министр подчеркнул, что в своемпонимании СОБ правительство опираетсяна мировую практику определения этогопонятия как «корпоративной социальнойполитики в отношении общества. Концепциякорпоративной социальной ответственностив компаниях разного уровня, различныхсферах бизнеса включает разныекомпоненты. Но самая широкая трактовкакорпоративной социальной ответственностивключает в это понятие:
корпоративную этику;
корпоративную социальную политику в отношении общества;
политику в сфере охраны окружающей среды;
принципы и подходы к корпоративному управлению;
вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом».
Следуетотметить, что президент Казахстана Н.Назарбаев уделяет постоянное вниманиепроблемам ответственного поведениянационального бизнеса. Развитие СОБ оннепосредственно связывает со «Стратегиейвхождения Казахстана в число 50 наиболееконкурентоспособных стран мира». Всвязи с этим он призвал «разрабатыватьи внедрять общепринятые правиласоциальной отчетности бизнеса иповышения его социальной ответственностив решении общенациональных задач,сопровождая их созданием преимуществдля “социально ответственных” бизнесов,а также формировать позитивное отношениеу предпринимателей к социальнойответственности бизнеса».
Главагосударства постоянно призывает бизнесболее ответственно подходить крешению проблем в сфере социально-трудовыхотношений, развивать и совершенствоватьколлективнодоговорные механизмы.Это касается заработной платы, охраныи безопасности труда, профессиональнойподготовки и повышения квалификацииспециалистов. Бизнес должен приниматьучастие в строительстве социальныхобъектов и развитии регионов.
Вусловиях кризиса Нурсултан Назарбаевобратился к национальным предпринимателямс просьбой «не забывать о социальнойответственности бизнеса, создавать исохранять рабочие места».
Несколькоиное понимание КСО, отличное отправительства, демонстрирует казахскийбизнес, хотя эти различия не носятпринципиального характера и имеютрасхождение лишь в ширине понятия ив деталях. Так, предприниматель А. Яровойсчитает, что социально ответственныйбизнес должен платить налоги, внедрятьи развивать современные технологии,создавать и сохранять рабочие места(даже в том случае, если это приноситубытки компании), заботиться обэкологии, поддерживать социальноепартнерство и делать в социальной сферемногое другое.
Важноотметить, что в этом определении внедрениеи развитие современных технологийназвано среди приоритетов КСО, чтосвидетельствует об осознании передовымбизнесом Казахстана необходимостиосуществления модернизации.
Интересноеразвернутое определение СОБ далагенеральный менеджер отдела по связямс правительством и общественностьюТОО «Тенгизшевройл» Мария Каражигитова.Согласно ее концепции, КСО казахстанскогобизнеса должна развиваться по следующимпяти основным направлениям:
«1)охрана окружающей среды, обеспечениетехники безопасности и защита здоровьялюдей, работающих на нашихпроизводственных объектах, а такжепроживающих в близлежащих населенныхпунктах;
развитие сотрудников и местного трудоспособного населения;
развитие возможностей для казахстанского бизнеса и создание рабочих мест;
совместная работа с акиматами над конкретными социальными проектами, направленными на улучшение условий жизни населения и оказание помощи населению;
поддержка инициатив сотрудников компании, направленных на оказание помощи местному населению».
Нарядус определениями социальной ответственностибизнеса, носящими конкретный характер,существуют и дефиниции, ставящие воглаву угла трактовки КСО некие этическиенормы, что собственно является повторениемдефиниции СОБ, имеющих место в развитыхстранах. Так, например, 3. Данаеваопределяет социальную ответственностьбизнеса как его способность «достигатькоммерческий успех таким способом,чтобы соблюсти этические ценностии показать уважение по отношению клюдям, обществу и окружающей среде».Однако, как нам представляется, насегодняшний день такая трактовкасоциальной ответственности бизнесадля стран СНГ пока неприемлема, ибо вэтом случае понятие «социальнаяответственность бизнеса» вообщеутрачивает свою смысловую определенностьи превращается в некую абстракцию,содержание которой каждый бизнесменсможет трактовать произвольно, взависимости от того, что он вкладываетв понятие «уважение», или от того,приверженцем каких этических ценностейон является.
Важноотметить, что в Казахстане в орбитусоциально ответственного поведениявсе больше попадает не только крупный,но и средний, и малый бизнес, чтозначительно реже наблюдается в другихстранах СНГ. Распространение теории ипрактики СОБ на передовой малый и среднийбизнес, безусловно, смягчило влияниекризиса на Казахстан и помогает егоускоренному выходу из рецессии.
Срединедостатков развития КС О в Казахстаненеобходимо отметить прежде всего то,что бизнес в основном ориентируется восуществлении КСО не на общество, а наинституты власти и поэтому слабосотрудничает с другими стейкхолдерами,например с НКО и профсоюзами. Отсюданередко возникает ситуация, при которойбизнес осуществляет не те проекты, вкоторых действительно нуждаетсяобщество, а те, которые их проситосуществить власть, интересы котороймогут детерминироваться некимиконъюктурными мотивами, напримерприближающимися выборами. Кроме того,как и во многих других странах СНГ,социальные бюджеты компаний нетранспарентны, в них отсутствуетпрактика социального аудита, хотя впоследнее время в этом вопросе появилисьпозитивные подвижки.
Определенныетрудности в развитии СОБ в Казахстане,как и в других государствах СНГ, связаныи с тем, что в стране существуютмногочисленные бюрократическиепрепятствия. Бизнесмены сталкиваютсяс проблемами при таких процедурах, кактаможенное оформление, лицензирование,сертификация, уплата налогов, получениеразрешений, распределение земли и т. д.
Поделиться: