Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Довольно серьезное развитие теория и практика социальной ответственности бизнеса полу­чили в Казахстане. С уверенностью можно сказать, что казахстан­ский бизнес является лидером социальной ответственности сре­ди предпринимателей среднеазиатских республик. В этой стране внимательно изучается опыт корпоративной социальной ответственности в различных регионах мира и адаптируется к национальным специфическим условиям Казах­стана.
Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве

Наисторическом факультете МГУ состояласьпрезентация книги Е.Я. Виттенберага"Социальная ответственность бизнесана постсоветском пространстве".Редакция сайта публикует краткуювыдержку из монографии.

***

Довольносерьезное развитие теория и практикаСОБ (социальная ответственность бизнеса)полу­чили в Казахстане. С уверенностьюможно сказать, что казахстан­скийбизнес является лидером социальнойответственности сре­ди предпринимателейсреднеазиатских республик. В этой страневнимательно изучается опыт КСО (корпоративная социальная ответственность) вразличных регионах мира и адаптируетсяк национальным специфическим условиямКазах­стана. Как и в ряде других стран,образовавшихся на постсовет­скомпространстве, в Казахстане инициаторомСОБ выступило государство. Дело в том,что власти Казахстана делали оченьмно­гое для становления и развитиянационального бизнеса, предо­ставляяему многочисленные льготы. В результатесегодня казах­ский бизнес достаточноокреп и обладает серьезными финансовы­мии организационными ресурсами не толькодля свосго развития, по и для участия всоциальных проектах. В этих условияхвласть и общество ожидают от бизнесаответных шагов в виде роста его со­циальныхинвестиций. И казахский бизнес в целомстремится от­вечать на эти ожиданиясвоим участием в решении проблемобще­ства. Так, по данным МинтрудаКазахстана, только в 2008 г. общая суммапомощи бизнеса обществу составила более30 млрд долл.

Важнымфактором развития социальнойответственности бизнеса в Казахстанеявляется институт социального партнерства.Как отметила начальник Управлениязанятности Минтруда и соц­защитынаселения А. Салыкбаева, «в Казахстанеактивно действу­ет институт социальногопартнерства, одной из главнейших формкоторого является социальнаяответственность бизнеса». Госу­дарствостремится сделать социальную политикутрехсторонним явлением: государство -бизнес - гражданское общество. С этойцелью в Казахстане уже несколько летзаключается Национальное итрехстороннеегенеральное соглашение, «в котороевключаются наиболее важные вопросысоциально-трудовых отношений: соз­даниеновых рабочих мест, совершенствованиесистемы оплаты труда, охраны и безопасноститруда». По информации Минтруда Казахстана,в 2010 г. областными трехстороннимикомиссиями по социальному партнерствупроведено более 250 заседаний, на которыхрассмотрено около 700 вопросов, заключено187 област­ных, городских и районных и19 отраслевых трехсторонних согла­шений.

Анализсоциальных программ компаний, подписавшихсяпод соглашениями с государством, показал,что в деятельности предприятий преобладаютзатраты, связанные с внешней соци­альнойответственностью. Так, 53% средствнаправляются на раз­витие и содержаниеобъектов инфраструктуры региона, 35% -на природоохранную деятельность итолько 10% - на развитие пер­сонала,профессиональную подготовку, охрануздоровья и созда­ние безопасныхусловий труда.

Подобная,на наш взгляд, ненормальная ситуациясвязана с тем, что местные властиоказывают давление на бизнес и понуж­даютего решать социальные вопросы техрегионов, в которых он функционирует.И практика заключения меморандумов посо­циальной ответственности бизнесамежду акиматами (органами местногоуправления) и крупными предприятиямирегиона, как отмечают бизнесмены, невсегда бывает добровольной со стороныпредприятий. В частности, один изучастников круглого стола, на которомобсуждались проблемы СОБ в Казахстане,рассказал о требовании, предъявляемомк его компании районным акиматом о наймена работу нескольких сот инвалидов.Между тем речь шла о производстве,предполагающем тяжелый труд и хорошуюфизиче­скую подготовку. В свою очередьказахские СМИ свидетельствуют о том,что сами компании поддерживают лишь тепроекты, которые интересны бизнесу сточки зрения его позиционирования вобще­стве, продвижения на рынок,создания позитивного имиджа.

Казахстанявляется одной из немногих стран,образовав­шихся после распада СССР,где власти четко и конкретно сформу­лировалисвое представление о СОБ, тем самымоткрыто заявив о том, что они ждут отбизнеса. Так, министр труда и социальнойзащиты населения Б. Сапарбаев, выступаяперед предпринимате­лями на форуме,посвященном социальной ответственностибиз­неса, проходившем в г. Джезгазган24 января 2006 г., пояснил, что «согласноконцепции правительства, под социальнойответствен­ностью субъектов частногопредпринимательства в обобщенном видепонимается:

-инвестирование прибыли в социальныепроекты;

-создание и ведение конкурентоспособногобизнеса, пре­имущественно путемреализации бизнес-проектов на кон­курснойоснове между социально-предпринимательскимикорпорациями, реализация кластерныхинициатив;

- созданиеновых производств на базе нерентабельныхпредприятий, использование активовгосударственной коммунальнойсобственности;

- привлечениечастного сектора экономики к участиюв бизнес-проектах социально-предпринимательскихкор­пораций».

Приэтом министр подчеркнул, что в своемпонимании СОБ правительство опираетсяна мировую практику определения этогопонятия как «корпоративной социальнойполитики в отношении общества. Концепциякорпоративной социальной ответственно­стив компаниях разного уровня, различныхсферах бизнеса вклю­чает разныекомпоненты. Но самая широкая трактовкакорпора­тивной социальной ответственностивключает в это понятие:

  • корпоративную этику;

  • корпоративную социальную политику в отношении об­щества;

  • политику в сфере охраны окружающей среды;

  • принципы и подходы к корпоративному управлению;

  • вопросы соблюдения прав человека в отношениях с по­ставщиками, потребителями, персоналом».

Следуетотметить, что президент Казахстана Н.Назарбаев уделяет постоянное вниманиепроблемам ответственного поведе­ниянационального бизнеса. Развитие СОБ оннепосредственно связывает со «Стратегиейвхождения Казахстана в число 50 наи­болееконкурентоспособных стран мира». Всвязи с этим он при­звал «разрабатыватьи внедрять общепринятые правиласоциаль­ной отчетности бизнеса иповышения его социальной ответствен­ностив решении общенациональных задач,сопровождая их соз­данием преимуществдля “социально ответственных” бизнесов,а также формировать позитивное отношениеу предпринимателей к социальнойответственности бизнеса».

Главагосударства постоянно призывает бизнесболее ответ­ственно подходить крешению проблем в сфере социально-тру­довыхотношений, развивать и совершенствоватьколлективно­договорные механизмы.Это касается заработной платы, охраныи безопасности труда, профессиональнойподготовки и повыше­ния квалификацииспециалистов. Бизнес должен приниматьуча­стие в строительстве социальныхобъектов и развитии регионов.

Вусловиях кризиса Нурсултан Назарбаевобратился к на­циональным предпринимателямс просьбой «не забывать о социальнойответственности бизнеса, создавать исохранять рабочие места».

Несколькоиное понимание КСО, отличное отправитель­ства, демонстрирует казахскийбизнес, хотя эти различия не носятпринципиального характера и имеютрасхождение лишь в шири­не понятия ив деталях. Так, предприниматель А. Яровойсчита­ет, что социально ответственныйбизнес должен платить налоги, внедрятьи развивать современные технологии,создавать и сохра­нять рабочие места(даже в том случае, если это приноситубыт­ки компании), заботиться обэкологии, поддерживать социальноепартнерство и делать в социальной сферемногое другое.

Важноотметить, что в этом определении внедрениеи раз­витие современных технологийназвано среди приоритетов КСО, чтосвидетельствует об осознании передовымбизнесом Казахста­на необходимостиосуществления модернизации.

Интересноеразвернутое определение СОБ далагенераль­ный менеджер отдела по связямс правительством и общественно­стьюТОО «Тенгизшевройл» Мария Каражигитова.Согласно ее концепции, КСО казахстанскогобизнеса должна развиваться по следующимпяти основным направлениям:

«1)охрана окружающей среды, обеспечениетехники безо­пасности и защита здоровьялюдей, работающих на на­шихпроизводственных объектах, а такжепроживаю­щих в близлежащих населенныхпунктах;

  • развитие сотрудников и местного трудоспособного на­селения;

  • развитие возможностей для казахстанского бизнеса и создание рабочих мест;

  • совместная работа с акиматами над конкретными соци­альными проектами, направленными на улучшение ус­ловий жизни населения и оказание помощи населению;

  • поддержка инициатив сотрудников компании, направ­ленных на оказание помощи местному населению».

Нарядус определениями социальной ответственностибиз­неса, носящими конкретный характер,существуют и дефиниции, ставящие воглаву угла трактовки КСО некие этическиенормы, что собственно является повторениемдефиниции СОБ, имеющих место в развитыхстранах. Так, например, 3. Данаеваопределяет социальную ответственностьбизнеса как его способность «дости­гатькоммерческий успех таким способом,чтобы соблюсти этиче­ские ценностии показать уважение по отношению клюдям, обще­ству и окружающей среде».Однако, как нам представляется, насегодняшний день такая трактовкасоциальной ответственности бизнесадля стран СНГ пока неприемлема, ибо вэтом случае по­нятие «социальнаяответственность бизнеса» вообщеутрачивает свою смысловую определенностьи превращается в некую аб­стракцию,содержание которой каждый бизнесменсможет трак­товать произвольно, взависимости от того, что он вкладываетв понятие «уважение», или от того,приверженцем каких этических ценностейон является.

Важноотметить, что в Казахстане в орбитусоциально от­ветственного поведениявсе больше попадает не только крупный,но и средний, и малый бизнес, чтозначительно реже наблюдается в другихстранах СНГ. Распространение теории ипрактики СОБ на передовой малый и среднийбизнес, безусловно, смягчило вли­яниекризиса на Казахстан и помогает егоускоренному выходу из рецессии.

Срединедостатков развития КС О в Казахстаненеобходимо отметить прежде всего то,что бизнес в основном ориентируется восуществлении КСО не на общество, а наинституты власти и поэтому слабосотрудничает с другими стейкхолдерами,напри­мер с НКО и профсоюзами. Отсюданередко возникает ситуация, при которойбизнес осуществляет не те проекты, вкоторых дей­ствительно нуждаетсяобщество, а те, которые их проситосуще­ствить власть, интересы котороймогут детерминироваться не­кимиконъюктурными мотивами, напримерприближающимися выборами. Кроме того,как и во многих других странах СНГ,со­циальные бюджеты компаний нетранспарентны, в них отсутству­етпрактика социального аудита, хотя впоследнее время в этом вопросе появилисьпозитивные подвижки.

Определенныетрудности в развитии СОБ в Казахстане,как и в других государствах СНГ, связаныи с тем, что в стране су­ществуютмногочисленные бюрократическиепрепятствия. Биз­несмены сталкиваютсяс проблемами при таких процедурах, кактаможенное оформление, лицензирование,сертификация, уплата налогов, получениеразрешений, распределение земли и т. д.

Поделиться: