Армения после выборов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Наиболее предсказуемая картина сегодня вырисовывается лишь в связи с двумя политическими силами - правящей РПА, которая получила 69 из 131 депутатского мандата и коалиционной партией "Оринац еркир" («ОЕ», "Страна законности"), получившей шесть мандатов. Большинство армянских экспертов сходится во мнении о том, что РПА, несмотря на свое превосходство, в соответствии с полученными процентами голосов, все же составит с «ОЕ», которая остается ее наиболее преданным союзником, правящую коалицию. При этом, «ОЕ» получит от двух до трех министерских портфелей, а ее руководитель Артур Багдасарян останется посту секретаря национальной безопасности.
Армения после выборов

Автор: Сусанна Петросян, Ереван. Специально для "ВК"

Прошедшие в Армении 6 мая парламентские выборы ознаменовали качественные изменения в Национальном собрании (НС) пятого созыва. К числу этих изменений можно отнести появление в НС радикальной оппозиционной силы - Армянского национального конгресса (АНК). Наряду с ней в парламенте продолжит работать другая оппозиционная сила - АРФД. Кроме того, во всех партиях, в том числе в правящей Республиканской партии Армении (РПА) и в особенности коалиционной партии "Процветающая Армения" (ППА) увеличилась компонента политических деятелей, а также политологов.

Спикер НС прошлого созыва, зампред РПА Самвел Никоян отметил, что в новом парламенте появилась возможность создания идеологической коалиции и мощной оппозиции. По определению политтехнолога Карена Кочаряна, новый парламент станет политически более активным: "Парламент станет политической трибуной, а не клубом людей, нажимающих на кнопку. Конечно, лица, просто нажимающие кнопки останутся и будут продолжать эти свои действия, однако их численность в значительной степени сократилась". Что же касается конфигурации будущего парламента, то выборы внесли лишь определенную четкость, и пока нет ответов на ряд важных вопросов.

Наиболее предсказуемая картина сегодня вырисовывается лишь в связи с двумя политическими силами - правящей РПА, которая получила 69 из 131 депутатского мандата и коалиционной партией "Оринац еркир" («ОЕ», "Страна законности"), получившей шесть мандатов. Большинство армянских экспертов сходится во мнении о том, что РПА, несмотря на свое превосходство, в соответствии с полученными процентами голосов, все же составит с «ОЕ», которая остается ее наиболее преданным союзником, правящую коалицию. При этом, «ОЕ» получит от двух до трех министерских портфелей, а ее руководитель Артур Багдасарян останется посту секретаря национальной безопасности.

Можно прогнозировать и активное парламентское сотрудничество между АНК и АРФД. Обе силы уже высказали в этом заинтересованность.
Особо следует остановиться на поствыборных процессах, происходящих в избирательном блоке АНК, который согласно официальным предварительным данным, набрал 7,1% голосов и получит 7 депутатских мандатов. По некоторым сведениям, недовольные исходом выборов силы уже начали покидать ряды АНК. В частности, недовольство некоторых из входящих в АНК сил (Либеральная партия, партии "Республика", "Демократическая Родина") было обусловлено сотрудничеством АНК с коалиционной ППА в рамках единого штаба по контролю за выборами.

Председатель партии "Республика" Арам Саргсян, занимавший третью строку в пропорциональном списке АНК, уже заявил об отказе от депутатского мандата и о несогласии с АНК по ряду внутри- и внешнеполитических вопросов. Сразу же после выборов от мандата отказался и лидер АНК, экс-президент Левон Тер-Петросян, пояснив, что не возглавит столь малочисленную фракцию. НО, по словам экс-президента, его отказ от депутатского мандата не означает отказ от политической борьбы.

Формально АНК потерпел поражение на выборах, но, если реально смотреть на ситуацию, то конгресс, который раньше был фактически на улице, получил 7 мандатов в НС и повысил свой статус. С политической точки зрения этот статус выше, чем статус внепарламентской оппозиции.

Главная же поствыборная интрига сегодня связана с тем, войдет ли в правящую коалицию ППА, которая будет представлена в новом НС 36 депутатами. "Для меня наиболее интересен вопрос о том, будет ли ППА сделано предложение войти в коалицию", - говорит директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян. Отметим, что такое предложение со стороны РПА может быть сделано только в одном единственном случае - если лидер ППА Гагик Царукян официально поддержит кандидатуру президента Сержа Саргсяна на предстоящих в феврале 2013 года президентских выборах. Если Царукян не поддержит кандидатуру действующего президента, ему почти наверняка не будет сделано такого предложения. Между тем, в самой ППА есть как сторонники вхождения в коалицию, так и противники. По некоторым непроверенным данным, несколько членов ППА, в их числе министры здравоохранения и транспорта Арутюн Кушкян и Вардан Варданян выразили обеспокоенность потерей своих должностей в том случае, если ППА не станет частью коалиции.

Другой представитель ППА, политолог Ваге Ованнисян убежден, что участие ППА в подобной коалиции не имеет смысла и противоречит политической этике, ибо сила, которая получила абсолютное большинство, должна иметь возможность самостоятельно формировать исполнительную власть, взяв на себя при этом всю ответственность. Аналогичного мнения придерживается и другой представитель ППА Степан Маргарян: "При наличии у одной политической силы абсолютной политической монополии я не вижу эффективного механизма воздействия на процесс принятия решений". Сегодня сама партия и ее руководство еще не определилось с этим вопросом. А, учитывая противоречащие друг другу заявления представителей ППА, трудно сделать какой-либо прогноз. И в том, и в другом случае для ППА есть свои плюсы. Если ППА вступает в правящую коалицию, то она получает энное число министерских портфелей, причем больше, чем раньше, поскольку за нее проголосовало 450 тысяч избирателей, а это весьма ощутимая цифра. Кроме того, в этом случае ППА получит посты губернаторов и пр.

Таким образом, вступление в коалицию имеет положительную сторону, так как ППА вновь получит доступ к административным рычагам. С другой стороны, вступление в коалицию серьезно ударит по рейтингу ППА и по личному рейтингу самого Царукяна. Ведь избиратели проголосовали за ППА как за альтернативу, причем, как за альтернативу РПА. Очевидно, что избиратели ППА не хотят видеть эти две силы вместе. Если же ППА не вступает в правящую коалицию, то она лишается доступа к административным рычагам, но получает возможность выдвинуть своего кандидата на президентских выборах. А ведь от того кого выдвинет ППА в качестве своего кандидата, возможно будет зависеть и центральная интрига на предстоящих президентских выборах.

И еще одно не менее важное обстоятельство: не вступив в коалицию, ППА фактически становится оппозиционной и будет вынуждена сотрудничать с АРФД и с АНК. При таком раскладе парламент получит почти 50 депутатов, противостоящих правящей партии, а это цифра очень солидная для любого постсовесткого парламента. Однако большинство представителей ППА никогда не было в оппозиции, а потому пока нет ясности в вопросе о том, готовы ли они к тому, чтобы быть оппозицией. Армянские эксперты не дают однозначного ответа на этот вопрос. "ППА никогда не была в оппозиционном поле и никогда не будет. Как сможет основанная олигархом какая-либо партия стать оппозицией?",- уверен директор Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел Саргсян.

По мнению директора центра региональных исследований Ричарда Гирагосяна, чтобы суметь использовать в своей деятельности властные рычаги ППА присоединится к новому коалиционному соглашению, которое, возможно, составит РПА: "В ходе выборов ППА улучшила свои позиции, однако не в достаточной степени. Необходимо учитывать тот факт, что ППА создавалась как властная партия, и она просто не в состоянии переформироваться и стать оппозицией. Борьба между РПА и ППА является борьбой за власть".

Прямо противоположного мнения придерживается Александр Искандарян, по словам которого, во время предвыборной кампании ППА была более коренной оппозицией, чем даже АНК. Политолог считает, что ППА продолжит проявлять свое оппозиционное поведение в отношении РПА.

Ключевым вопросом, от которого зависит окончательная конфигурация армянского политического поля, является определенность в позиции ППА, точнее окончательное решение ее лидера. Учитывая особенности этой партии, и в частности то обстоятельство, что коллегиальность в ППА носит весьма формальный характер, решение Гагик Царукян, скорее всего, будет принимать единолично. Вместе с тем, лидер ППА не может не учитывать мнения своих соратников. Он должен сделать четкий анализ создавшейся ситуации, исходя из всех имеющихся плюсов и минусов. Ну, а что возьмет верх в ППА: желание обладать административными рычагами или ответственность перед своим электоратом, покажет время.

Поделиться: