Манкурт ШАЛАКАЗАХОВ. «Хабар» сделал свое дело – страна полна пессимистов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Радостную и жизнеутверждающую картинку «Хабара» прерывает только отключение электроэнергии. Но население все равно не стало больше верить в светлое будущее. Наоборот, не встречая на экране хотя бы отдаленного отражения тех забот, которыми повседневно загружен и удручен обыватель, он начинает еще больше погружаться в пессимистические настроения. Для исправления ситуации официальным СМИ нужно нет-нет да и обращаться к темам реальной жизни.
Манкурт ШАЛАКАЗАХОВ. «Хабар» сделал свое дело – страна полна пессимистов


«А в сторонке толчется мужик в зипуне, и приветливо машет дубиной».
Трофим


Радостную и жизнеутверждающую картинку «Хабара» прерывает только отключение электроэнергии. Но население все равно не стало больше верить в светлое будущее. Наоборот, не встречая на экране хотя бы отдаленного отражения тех забот, которыми повседневно загружен и удручен обыватель, он начинает еще больше погружаться в пессимистические настроения. Для исправления ситуации официальным СМИ нужно нет-нет да и обращаться к темам реальной жизни.

Проблема уже не в том, что официальные СМИ проигрывают информационное соревнование оппозиционным, независимым и подрывным масс-медиа, а в том что им никто не верит. Если по «Хабару» показать районного акима из какого-нибудь нефтяного захолустья и он скажет, что на подведомственной территории десяток яиц стоит 200 тенге, а по спутниковому каналу «К+» женщина из того же района сообщит о 200 тенге за одно яйцо, то уже ясно кому поверит большинство.
«Хабар» и Ко» умеют работать только в режиме информационного навала. То есть они способны выдавать лишь ультрапозитивные новости в огромном количестве. Но среди этих красивых домов, чистых улиц, смеющихся аккуратных школьников, стройных доброжелательных полицейских, добрых медицинских работников зритель не может узнать родные просторы. В том Казахстане вообще нет бомжей, мусорных свалок, разгула криминала, а в Казахстане где живет зритель «Хабара» – все это есть.
Никто не заставляет гнать «чернуху», но что-то похожее на правду все равно требуется показывать. По данным социологических исследований для получения социальной выплаты только 18% оформляют все бумаги за один раз посещения ГЦВП; 44% за два раза; 8% за три раза; 11% за четыре раза и 19% для этого ходили в ГЦВП пять и более раз. Но по «Хабару» получается, что 99% все делается за раз, а остающийся 1% устраняет все погрешности во второй приход.
Для начала надо хотя бы честно сказать людям, что в Казахстане все-таки есть коррупция, безработица, социальное неравенство, организованный криминал, не все в порядке с доходами населения. Никто не утверждает, что после первого же сюжета о реальном качестве бензина на казахстанских заправках информации «Хабара» сразу начнут доверять. Но после этого хоть кто-то допустит, что официоз может говорить правду. Не «улучшенную», а самую обыкновенную.
После этого можно продолжать показывать потемкинские деревни, но обязательно вперемежку с настоящими. В противном случае «Хабар» так и останется внутриведомственным каналом для акимов различных уровней, где они ведут счет своим виртуальным играм по облагораживанию и развитию порученной территории. А вот как акимы «кормятся» с нее в режиме реального времени – об этом на «Хабаре» и других государственных СМИ ни гу-гу. А ведь даже небольших сюжетов на злободневные темы могло бы хватить для того, чтобы заставить зрителя задуматься: вдруг не повезло только нашему городку, а в других все на самом деле так, как показывает телевизор.
В доинтернетовскую эпоху с бестолковым телевизором еще можно было как-то сводить концы с концами, но когда раскинула свои нити Всемирная путина – наступил финал. Теперь обыватель знает не только о том, что ему врут, но и как выглядит правда. С другой стороны, население остается крайне восприимчивым к технологиям манипуляции сознанием. Здесь надо иметь ввиду, что пока «Хабар» и Ко» пытаются коряво зомбировать население, другие игроки (поумнее) оттачивают механизмы манипулирования с помощью последних достижений психологии, кибернетики и социальной инженерии.
Когда сначала по официальным телеканалам идет благостная картинка из социально-экономического фэнтези, а потом в Интернете печатается требование работников государственных СМИ выплатить им задерживаемую заработную плату – все очень быстро предстает в реальном свете. Да и журналист с пустым карманом не в состоянии выполнять свою работу качественно. Из-за этого миражи становятся все более похожими на муляжи и очень зримо проступает их искусственность. Одно дело заниматься сексом с резиновой женщиной (хоть и не фонтан, но хотя бы отдаленное подобие) и совсем другое с нарисованной на картоне.
А «Хабар» все вещает и вещает в автоматическом режиме на пустые земли. Дело в том, что сначала казахстанцы покидали те края, которые в советские годы удерживались в хозяйственном обороте и экономическом использовании целевыми инвестициями. Деньги шли на воду для людей и водопойные пункты для животных, на содержание малокомплектных сельских школ, интернатов и пунктов медицинского обслуживания, на надбавки к заработной плате за тяжелые условия труда, на «кочующие» кинозалы и дискотеки. Потом все рухнуло и люди были вынуждены покинуть места, где элементарно невозможно жить. Самым показательным здесь является «пустой пояс» в 400-600 км, который тянется между Прикаспием и остальным Казахстаном (такая страна как Италия поместится туда полностью).
В местах со сравнительно благоприятными природными условиями сказались моменты передела собственности и разборок региональных баронов вперемешку с их самодурством. Земля в стране выступает не столько в качестве элемента для производственной деятельности, сколько в виде дополнения к социальному статусу. Раз человек при власти, значит он автоматически хапает себе землю в независимости от того, нужна ли она ему из экономических соображений. Чтобы работать на этой земле, нужно «приложиться» к феодальной ручке и платить «оброк», который новые феодалы устанавливают из головы. В итоге люди достаточно интенсивно (исходя из общего объема человеческих ресурсов) покидают и эти территории. У остающихся жителей есть телевизоры и вещание «Хабара» на них распространяется. Вот только спутниковая антенна в лучшем случае направлена на спутник «Ямал» с российскими передачами, а в последнее время все чаще там смотрят «К+».
Ладно бы еще «Хабар» и Ко» поражали воображение разнообразием тем материалов и сюжетов. Но и тут одно и то же изо дня в день. Даже на специализированных зарубежных каналах, посвященных автомобилям или охоте с рыбалкой, истории или культуре – такого себе не позволяют. В официальных масс-медиа тема только одна: чиновники все больше заботятся о народе, прекрасно исполняют поручения президента, а народ до неописуемого счастлив.
Сколько так можно продержаться – не понятно. Пока в холодильниках что-то есть и на плите шкварчит и булькает – народ сидит по своим кухням. Но ведь не видно тенденции (не телевизионной) к тому, чтобы социально-экономическая ситуация улучшалась. Когда холодильник опустеет – люди двинут на улицу, потому что компенсировать недостаток хлеба зрелищами, как это делается государственным телевидением в России с помощью передач вроде «Ледниковый период» или «Две звезды» на «Хабаре» некому, а сомнительная передача «Пусть говорят» Андрея Малахова для казахстанских государственных СМИ просто невообразима по остроте поднимаемых социальных проблем.
Выход на улицу будет суровым. Потому что когда за дело берутся пессимисты, которые не верят будто власти не то что решают, а хотя бы в курсе наличия душащих их злободневных проблем, получится уже протест отчаяния, а не надежды.
SPIK.KZ

Поделиться: