Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Глобальный рейтинг логистики: Кавказ и ЦА

10.05.2012

Автор:

Теги:

Глобальный рейтинг логистики:постсоветская Евразия и Южный Кавказ

Александр Караваев, зам. гендиректора ИАЦ МГУ

Россия заняла 94 позицию из 155 в очередном интегральном логистическомрейтинге (Logistics Performance Index) Всемирного Банка. Лидером в условной группепостсоветских государств, по анализу скорости прохождения и качеству оформлениягрузов, оказался Казахстан (62 позиция) и как ни странно Узбекистан (68позиция). Третье место в этой же группе занимает Азербайджан (89 позиция вобщем рейтинге). Показательно, что Грузия, осуществив глубокие изменения всистеме таможенного оформления, тем не менее, поделила с Россией сравнительнонизкие 2,61 балла, оказавшись в итоге на 93 позиции.

Виртуальные рейтинги, конечно, не могут быть критерием полнойобъективности о состоянии реальных коммуникаций, тем не менее, они говорят оситуации в отрасли, дают почву для сравнительного анализа. Положение вглобальном рейтинге и качественные изменения в самой отрасли зеркальныйпроцесс. Не случайно, когда в апреле, президент Путин поставил задачей своегоправления подъем России до уровня пяти крупнейших экономик мира через два-тригода, он говорил при этом о положении РФ в рейтинге привлекательных государств дляиностранных инвесторов - «Ставим задачу сделать сто шагов вперед в этомнаправлении и подняться со 120-го до 20-го места. На 20-м – как раз Япониясейчас находится». В 2011 году в этом рейтинге Россию обгоняли партнеры поТаможенному союзу – Казахстан (47-е место) и Белоруссия (69-е место). Такимобразом, занять позицию в пятерке Россия сможет если доведет уровень инвестицийв экономику до 25–30% ВВП к 2015 году.

Состояние транспортных коммуникаций, качество управленияглобальными грузовыми потоками – эти и другие параметры прямо влияют на внешнююинвестиционную привлекательность и состояние национальной бизнес-среды. Международныеэксперты Всемирного Банка характеризуют работу российских логистических службкак «медленную, забюрократизированную и непредсказуемую». В целом такаяхарактеристика в различной степени может быть отнесена и к другим постсоветскимгосударствам. Поэтому оценка качества логистики для большинства государств СНГ ичленов Таможенного Союза в прямой зависимости от положения в общем рейтингесамой России, то есть зависит от состояния логистики в РФ, куда стекаются наибольшиеобъемы международного транзита в регионе. Понятно, что бессмысленно ожидать отРоссии, с ее небольшим двадцатилетним опытом логистики, таких же достижений вэтой отрасли, какие, например, имеются в США, или Германии где логистике ужебольше века. Однако есть другая сторона медали: без достаточного уровняразвития транспортных сетей экономика не получает возможности стабильноразвиваться - ее тормозит ограниченность инфраструктуры. И это не проблемаотдельной отрасли, а характерная черта постсоветского бизнеса в целом.Существует объективная проблема невозможности организовать безупречную доставкугрузов на огромной по сравнению с тройкой лидеров рейтинга Всемирного банка(Германия, Сингапур и Швеция) территории России. Но с этой проблемой можно работатьпо отдельным составляющим, в отдельных регионах. Как показал опыт Казахстана иАзербайджана, многие технические проблемы и вопросы бюрократической организациивполне решаемы.

Россия и Таможенныйсоюз

Улучшение качества логистики России прямо отразится напривлекательности трансконтинентальных коммуникаций пролегающих по территорииТаможенного Союза. Казахстан уже предпринял достаточно шагов в этомнаправлении. Однако России предстоит сделать большую часть пути.

Первое. Потребуетсяприложить немало сил для практического развития мультимодального коридораЕвропа – Западный Китай.

В частности, до 2018 года Москва планирует вложить 80 млрдрублей в развитие автомагистрали до границы с Казахстаном. Маршрут пройдетчерез Оренбургскую область, выйдет на Казань, дальше новая дорога-дублер наНижний Новгород, оттуда на восточную часть центральной кольцевой дорогиМосковской области, после этого - на платную магистраль Москва - Санкт-Петербург.В общей сложности 2 тыс. км. Проект имеет первую стадию, которая подразумеваетстроительство от Китая через Казахстан до Казани, здесь основное строительствотакже должно быть осуществлено до 2018 года.

Рейтинг логистики составлен в основном базируясь на объемахи скорости контейнерных мультимодальных перевозок. Они наиболее развиты в мире.Ожидается, что в ближайшие десять лет объем контейнерных перевозок в миреувеличится более чем в два раза. Поэтому чтобы влиться в мировое транспортноесообщество в качестве полноценных игроков России и странам СНГ необходимо развиватьконтейнерные перевозки. Практика показала, что скорость доставки контейнера отпорта Восточный на Тихом океане до финской границы по территории России можетзанять менее 13 суток при стоимости $1600. Это втрое быстрей и вдвое дешевле,чем маршрутом через Суэцкий канал. Существующий рынок контейнерных перевозокКитай – Европа ежегодно оценивается в диапазоне от $0,7 трлн. до $1 трлн. Однакороссийский сегмент этого маршрута в полной мере прописан пока лишь на бумаге. Изменениев рейтинге логистики (по скорости движения контейнера, качествупогрузочно-разгручных работ, скорости оформления) может привлечь в этот бизнесдополнительные внутренние и внешние инвестиции. В частности, в прошлом годукомпания РЖД подписала контракт на закупку более двухсот новейших локомотивов,в создании которых принимали участие российский «Трансмашхолдинг» и французскаякомпания «Альстом». Это первый российский локомотив двойного питания сасинхронным тяговым приводом. Он может работать на участках с различнойэлектрификацией, что абсолютно необходимо на коммуникациях Евразии.

Второе. Мы частозабываем - на дорогах России идет жестокая бойня. Сегодня у нас тут гибнутболее 25 тыс. человек в год. За всю афганскую кампанию СССР погибло в два разаменьше бойцов. Если ситуация по ДТП останется прежней, число погибших к 2020году достигнет 32,5 тыс. человек. При этом социально-экономический ущерб от ДТПможет возрасти на 2828,69 млрд руб. Авторы концепции Федеральной целевойпрограммы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020" утверждают, чтоотказ от системных мер может привести к ухудшению имиджа России на мировойарене в результате роста показателей аварийности. Естественно это отразится нарейтингах. Реализация данной ФЦП по разным направлениям безопасности движенияможет обойтись в 50 млрд рублей. Однако эти меры могут снизить число погибших в1,5 раза, соответственно изменив восприятие евразийской бизнес среды. Далеепредставим отдельный анализ рейтинга по нескольким государствам СНГ. Начнем слидеров.

Казахстан иУзбекистан

Хорошее положение Казахстана в рейтинге логистике былоожидаемо. Ситуация за последние десять лет там существенно изменилась. Вчастности, была успешно проведена реформа госпредприятия "Казахстан темиржолы" (РГП КТЖ). Компания вызывала много нареканий. После реструктуризацииуправления пассажирских перевозок в 2006 году улучшилось качество ипрозрачность управления перевозок. Из единого пассажирского хозяйства выделилинесколько предприятий (АО "Пассажирские перевозки", ТОО"Жолаушылартранс", Пассажирская вагонная лизинговая компания и т.д.).

Главным результатом отраслевой реформы Астаны сталареализация проекта создания семи транзитных железнодорожных коридоров. Кпримеру, коридор проходящий через станцию "Достык" (на казахстанско-китайскойгранице) пропускает порядка 400 вагонов в сутки, треть из которых транзитные. До2015 года в Казахстане планируется построить порядка 20транспортно-логистических центров способных обрабатывать 80 тыс. контейнеров вгод. В частности на маршруте Западный Китай - Западная Европа планируется пятьподобных центров.

Несколько слов об оценке логистики Узбекистана (68 позиция вглобальном рейтинге, вторая позиция по СНГ (2,79 балла). Ташкент такжепредпринимал достаточно усилий для поддержания своего транзитного потенциала. Всоветское время именно на Узбекистан были завязаны основные транспортныекоридоры Средней Азии. Но чем обосновываются столь высокие оценки узбекскойлогистики со стороны ВБ? На мой взгляд, в их оценках есть определенноелукавство. Многие рейтинги, «обобщая» и «усредняя» реальную сложную картину, чащевсего служат инструментом, а иногда источником различных коммерческих манипуляцийс целевой аудиторией. Вопрос лежит на поверхности. На каком основанииУзбекистан, имеющий постоянные транспортные проблемы на таджикской границе,трудности на казахской, низкие баллы в оценке таможни в том же рейтинге, получаетстоль высокие средние показатели? Ответ прост. Узбекистан в ряду основныхперевалочных центров для западной военной коалиции участвующей в афганскойоперации. Транспортные компании стран НАТО наладили очень быструю перевалкугрузов на авиабазах, подняв таким образом общие международные оценкиУзбекистана. Наверняка, в случае успешной работы транзитного пункта НАТО в Ульяновске,это будет отражено на позиции России в рейтинге глобальной логистики. Другойпример подобной манипулятивности. Государства Южного Кавказа обременены тремярегиональными и одним глобальным конфликтом (санкции против Ирана). Имеяограниченные возможности для транзита по целому ряду направлений они не смогутв ближайшее время кардинально улучшить свои позиции. В частности Грузия,осуществив серьезные реформы в сфере таможни по-прежнему занимает низкое 93место, разделяя его с Россией (94 место).

 

Азербайджан и Армения

Азербайджан является несомненным лидером по транзиту иперевалке грузов в данном регионе. По мнению экспертов Всемирного Банканаибольшие трудности Азербайджан испытывает в сфере качества таможенных процедур(оценка - 2,14 из 4 баллов), по этой категории Азербайджан практическисовпадает с Россией. Немногим выше оцениваются инфраструктура (2,23),компетентность логистических служб (2,48), отслеживание отправлений (2,65) итайминг (3,15). Последний пункт - показатель времени прохождения груза длясоставителей рейтинга является ключевым. Наилучшие показатели у Азербайджана вкачестве погрузочно-разгрузочных работ – (3,05 баллов, в сравнении с Грузией2,73) и по времени прохождения груза – (3,15). Таким образом, Азербайджаноказался на 89 месте обогнав Россию, Грузию, Армению, Украину, и ряд другихгосударств. Если намеченная модернизация транспортных коммуникаций будетосуществлена в полном объеме у Азербайджана есть возможность закрепитьвиртуальный (оценочный) статус регионального логистического центра, способногопобороться за часть транзитного потока из Китая и Казахстана.

В этом плане продуктивной может оказаться инициативаукраинского премьера Николая Азарова о продолжении мультимодального маршрута «Викинг»в страны Центральной Азии через территорию Азербайджана, с привлечением Турции.Это позволит ускорить движение китайских товаров из Центральной Азии в Европу ивстречных потоков из Европы в Азию. Поезд комбинированного транспорта «Викинг»был создан как совместный проект Беларуси, Литвы и Украины. Пока он перевозитсравнительно ограниченные объемы из Клайпедского порта в одесский портИльичевск и обратно, но с каждым годом они растут. В 2011 году в составе «Викинга»по маршруту Ильичевск/Одесса - Минск (Колядичи) - Драугисте (порт Клайпеда)проследовало 58,6 тыс. контейнеров. В 2011 году к этому проекту присоединилисьГрузия и Молдова.

В связи с постоянным политическим напряжением вокруг Иранабольшие проблемы в регионе испытывает международный транспортный коридор«Север-Юг». Почти десять лет обсуждается возможность строительства ж.д мостачерез реку Астару на ирано-азербайджанской границе. Новая информация оперспективах проекта поступит после 30 мая из Индии, где соберетсямеждународная экспертная группа для обсуждения ситуации.

Большую ставку Баку делает на реализацию нового ж.д маршрутаБаку-Тбилиси-Карс. Однако затраты на строительство этой магистрали в целоммогут превысить $1 млрд. (на строительство и реконструкцию грузинского участкажелезной дороги БТК Азербайджан выделил Грузии льготный кредит на общую сумму в$775 млн.) Проект будет неполным без нового порта. Поэтому Азербайджансобственными силами ведет строительство международного морского торгового порта«Йени Бакы» в поселке Алят. В свою очередь для работы порта строятся изакупаются новые суда. Надо учитывать, что эти затраты окупятся не сразу. Однакоони станут существенным показателем более успешной конкуренции Азербайджана.

Рассмотрим ситуацию в Армении (111 положение в общемрейтинге, 2,52 балла). Трудности Армении, находящейся в эпицентре региональныхконфликтов хорошо известны: война с Азербайджаном, официально закрытая границас Турцией, зависимость от транзита из Грузии. Единственно устойчивойкоммуникацией остается воздушное сообщение, однако оно же и увеличиваетсебестоимость грузов. Тем не мене Ереван пытается находить возможности дляразвития внутренних коммуникаций. Еревану удалось привлечь российскую РЖД кмодернизации армянской ж.д. В конце апреля 2012 года испанская компания Corsan-CorviamConstruccion, S.A. была признана победителем в тендере на строительство трехучастков автомобильного коридора «Север-Юг» (сумма сделки составляет $250 млн.,программа финансируется Азиатским банком развития, работы будут проводиться научастках Аштарак-Талин, Ереван-Арарат и Ереван-Аштарак). По оценке премьера ТигранаСаркисяна, общая инвестиционная стоимость проекта составит $1,5 млрд.Автомагистраль с разрешенной скоростью транспорта в 100 км/ч и с 4 полосамидвижения протянется от армяно-иранской до армяно-грузинской границы. Данныеучастки трассы в рамках «Север - Юг» будут первыми в Армении бетонными магистралямиобщей протяженностью в 550 км.

Заключение

Модернизация и обновление транспортно-логистическойинфраструктуры в новой Евразии происходит крайне медленно. Имеющиеся мощностизакладывались во времена СССР и ранее, они никак не рассчитаны на нынешниереалии. Поэтому необходимо затрачивать колоссальные ресурсы, чтобы догнатьмеждународный рынок и соответствовать его требованиям. В тот момент, когдакачество инфраструктуры и уровень логистики России и постсоветских государств будутсоответствовать мировым стандартам, бизнес сможет организовывать свои товарные потокив регионе на более высоком административном и информационном уровне. В своюочередь, это привлечет в Центральную Азию, на Каспий и Кавказ большееколичество внешних инвесторов. Если в этих направлениях будет вестись активнаяработа, все государства региона продвинутся вверх в глобальных логистическихрейтингах, что соответственно повысит инвестиционную привлекательность в томчисле и национальных транспортно-логистических компаний. Однако, в том случаекогда уже не будут остро стоять вопросы состояния дорог, простотывзаимодействия с аэро- и морскими портами, эффективность международных транспортныхкоридоров на территории многих государств СНГ может быть по-прежнему заблокированаэтническими и сепаратистскими конфликтами. Пожалуй, это станет главнойпреградой на пути модернизации коммуникаций. Единственным выходом в этомположении может стать частичная социально-политическая интеграция НовойЕвразии.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение