Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Армения: на острие критике оппозиции

02.05.2012

Автор:

Теги:


Автор:  Сусанна Петросян, Еревана. Специально для "ВК"
Армения: на острие критике оппозицииЛевон Тер-ПетросянВ Ереване прошел очередной многотысячный митинг внепарламентского оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК). Представители АНК заявили, что не верят заверениям властей о готовности провести свободные и справедливые выборы. Для подобного недоверия существует немало оснований - раздача предвыборных взяток, нападения на и преследования некоторых кандидатов в депутаты, раздутие на несколько сот тысяч списки избирателей, отказ властей в предоставлении списка многочисленных граждан, отсутствующих из страны, от установки на избирательных участках камер наблюдения. "6 мая - удобный повод лишить режим политической монополии и парламентского большинства. Мы рассматриваем парламентские выборы как первый этап президентских выборов. Власти рассматривают их с тех же позиций, иначе Серж Саргсян не возглавил бы пропорциональный список РПА и не вел бы предвыборную агитацию",- заявил бывший военный прокурор, член АНК Гагик Джангирян.

Впервые под обстрел радикальной оппозиции попал и зять президента Сержа Саргсяна, бывший замглавы администрации президента, а ныне вице-глава предвыборного штаба правящей Республиканской партии Армении (РПА) Микаел Минасян, который не выступает с публичными заявлениями и не занимается открытой политической деятельностью. "Младоолигарх Микаел Минасян и созданная им "империя лжи" - намного большая угроза, нежели сегодняшние олигархи,- заявил координатор АНК Левон Зурабян. - Используя ресурсы своего тестя, Минасян в некоторых случаях финансирует, а в некоторых контролирует информационные интернет-ресурсы, в том числе Tert.am, News.am, 1in.am, а также телеканалы - "Армения" и "Армньюз". Под диктовку Минасяна формируются "социологические опросы", согласно которым рейтинг АНК составляет всего 3-5%. Сегодня основной мишенью созданной Минасяном империи лжи стал единый штаб по контролированию избирательных процессов, что свидетельствует о том, что режим напуган деятельностью штаба и понимает, что эта структура в силе поймать фальсификаторов за руку".

Речь на митинге шла о значительном росте уровня бедности, растущей безработице и как следствие продолжающейся эмиграции. Причинами сложившейся ситуации, по оценке оппозиционеров, стали монополизация экономики, отсутствие реальной конкуренции, огромный уровень, "теневой экономики" и повальная коррупция.

"Люди, которые требуют у мира признать геноцид армян, осуществляют почти тот же геноцид в своей стране. И это сказал не я, а назначенный Сержем Саргсяном Чрезвычайный и Полномочный посол Шарль Азнавур", - заявил лидер АНК, экс-президент Левон Тер-Петросян. Существуют различные международные исследования относительно теневой экономики в Армении, согласно которым уровень теневой экономики составляет 23 экономики страны, то есть – 13 входит в бюджет, а остальная часть прикарманивается. Тер-Петросян заявил, что, если эти средства вошли в бюджет, то сегодня стало бы возможно удвоить пенсии и пособия, утроить военные и научные расходы, а также зарплаты.

На острие критике оказалась и политика властей в двух первоочередных для Армении вопросах внешней политики - урегулирование армяно-турецких отношений и нагорно-карабахского конфликта. По убеждению Тер-Петросяна, благодаря совершенным властями ошибкам, некоторые процессы стали в определенной степени просто необратимыми. В частности, истинным бедствием для Армении в вопросе урегулирования армяно-турецких отношений стало ребяческое выступление второго президента Роберта Кочаряна в ООН в 1998 году. Последний с трибуны ООН потребовал от мира признать геноцид армян, сделав тем самым, вопрос признания геноцида краеугольным камнем армянской внешней политики. На что со стороны Анкары последовал незамедлительный "ход конем": Турция предложила Армении создать совместную комиссию историков, которая займется изучением событий в Османской империи начала XX века. Между тем, Турция ранее никогда не делала подобных предложений. Кочарян же по сути подделся на эту уловку Турции, так как заявил в ответ, что нужно урегулировать отношения, открыть границу, а потом уже создать комиссию, но уже большую правительственную, в рамках которой будут обсуждены все интересующие стороны вопросы. В дальнейшем, идея о формировании подкомиссии историков нашла свое документальное подтверждение в армяно-турецких протоколах.

По оценке Тер-Петросяна, хотя протоколы не ратифицировали ни Турции, ни Армения, но в армяно-турецком процессе создалась необратимая ситуация, когда Анкара в ходе переговоров будет требовать от любого правительства Армении сформировать подкомиссию историков для изучения факта геноцида, что заведомо неприемлемо для армянской стороны и наоборот очень выгодно Турции, которая не признает факт геноцида армян: "Самой большой ошибкой является то, что признание геноцида армян стало краеугольным камнем армянской внешней политики. Большей глупости и большей авантюры невозможно представить". Бывший президент заверил, что он и его команда сделают все для того, чтобы указанная комиссия не была бы создана: "У меня есть решение этой проблемы".

Другую роковую ошибку во внешней политике, которую совершил Роберт Кочарян и оставил ее в наследство Сержу Саргсяну, стали его шаги, которые способствовали исключению Нагорного Карабаха из переговорного процесса. По словам Левона Тер-Петросяна, Кочарян своим заявлением о том, что он был президентом Карабаха, а сегодня является президентом Армении, а следовательно может представлять и Карабах, и Армению, сделал невообразимый подарок как Азербайджану, так и международному сообществу. А с другой стороны, эта позиция, которая способствовала вытеснению Нагорного Карабаха из формата переговоров, нанесла необратимый ущерб армянской стороне, которой, несмотря на все старания азербайджанской дипломатии, удалось сделать Нагорный Карабах равноправной и равноценной Армении и Азербайджану стороной переговоров.
Отметим, что на саммите ОБСЕ в 1994 году было принято решение о том, чтобы признать Карабах равноправной стороной переговорного процесса. Последнее обстоятельство давало армянским сторонам преимущество в переговорном процессе, так как создавалась возможность для маневра. До прихода к власти Кочаряна сопредседатели Минской группы ОБСЕ предлагали рассмотреть варианты урегулирования трем сторонам конфликта: Армении, Азербайджану и НК. Однако уже, начиная с 1999 года (Прим.автора: Роберт Кочарян стал президентом в апреле 1998 года) в формате переговорного процесса остались два участника, что значительно сократило возможности армянской стороны в переговорном процессе.

Другим шагом армянских властей, который привел к необратимым процессам в урегулировании конфликта для Армении, стало, по определению Левона Тер-Петросяна, согласие Кочаряна в декабре 2007 года на так называемые "Мадридские принципы". Лидер оппозиции выразил озабоченность тем, что "мадридские принципы", к сожалению, уже "благословили" президенты трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ: США, России и Франции. 
Между тем, два основных принципа: территориальная целостность Азербайджана и право Нагорного Карабаха на самоопределение являются несовместимыми: "Это просто парадокс, театр абсурда: Азербайджан говорит о своей территориальной целостности, а Армения говорит о принципе самоопределения Карабаха. В чем же секрет? Это дипломатическая уловка для того, чтобы оба президента могли бы "продать" план урегулирования своим обществам, для того чтобы президенты имели бы свои аргументы убедить свои народы".
Тер-Петросян заметил, что "мадридские принципы", по сути, ничем не отличаются от "лиссабонских принципов", на которые на саммите в Лиссабоне в 1996 году он, будучи президентом Армении, наложил вето:"Я не испугался и наложил вето в Лиссабоне, потому что был законно избран и имел поддержку народа, не испугался, потому что не был вором и бандитом, ни у одной страны мира не было против меня никаких компроматов".

По убеждению лидера АНК, легитимная власть, даже в условиях необратимых процессов, которые созданы в переговорах, в состоянии говорить на совершенно ином языке даже с такими державами, коими является страны-посредники.  Он пообещал, что в случае его прихода к власти, Армения не подпишет ни одного документа, под которым не будет стоять подпись Нагорного Карабаха.  Тер-Петросян пояснил, что в плане принципов урегулирования уже невозможно что-либо изменить, но когда дело дойдет до так называемого Большого соглашения, то документ должны подписать Армения, Азербайджан и обязательно НК. "Эти власти являются национальным бедствием, ибо они настолько уязвимы, что согласятся на все то, что им будет предложено, поэтому от них необходимо избавиться днем раньше",- заявил Левон Тер-Петросян.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение