Казахстан-2012: Выбор Президента: наследник или наследство?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Нурсултана Назарбаева пытаются подвести к мысли о необходимости публичной легитимации преемника. На самом деле это означает только одно - элита нервничает и устала ждать.Сам Президент, судя по его словам и поступкам, как раз больше думает о другом - о необходимости довести до конца формирование нового баланса сил, при котором вопрос о наследнике будет вторичен по отношению к вопросу о политическом наследстве.
Казахстан-2012: Выбор Президента: наследник или наследство?


Алексей Власов


В Казахстане широко обсуждается обращение, появившееся на сайте Союза мусульман Казахстана и Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии. В нем содержится призыв к Президенту Н. Назарбаева представить казахстанскому народу свое видение будущего страны после своего ухода. Авторы обращения отмечают: «Неопределенность будущего страны породила коррупционную вакханалию, бегство капитала из страны и обострение внутриклановой борьбы. Самый важный вопрос, который волнует многих казахстанцев: Кто станет следующим Президентом»?

Таким образом дискуссия о «Казахстане после Назарбаева» вышла на совершенно новый уровень. Вместо эзоповых рассуждений Ермухамета Ертысбаева о будущем страны, где у второго Президента не будет таких полномочий как у первого, с несвойственной СМК прямотой поставлен явный и очевидный вопрос-просьба - Нурсултан Абишевич, явите народу наследника.

Сам по себе жанр политических завещаний не нов, хотя, начиная с советской эпохи он мог принимать самые разнообразные формы. Например, цикла ленинских работ 22-23 годов, где вы не найдете точного указания на фигуру наследника. Скорее, напротив, обнаружите разочарование в ближнем круге, начиная со Сталина и заканчивая Бухариным. А вместо ясного и четкого - вот, мой истинный наследник, обнаружим идею «расширения ЦИК за счет наиболее способных и сознательных рабочих». Т.е. от персонификаций к системному решению вопроса - к некому прообразу коллективного руководства и коллективного контроля («Как нам реорганизовать Рабкрин»). Ничего не напоминает?

Еще пример, в 90-е годы было очень много спекуляцй по поводу секретного завещания Ататюрка. Но и в нем, даже если этот документ действительно существует, содержится вовсе не персональные кадровые распоряжения, а мысли Кемаля по поводу будущего турецкой политики. Некоторые журналисты даже утверждали, что Ататюрк завещал восстановить халифат и планировал превратить Организацию Исламской Конференции в некое подобие Исламского мирового центра. Верится в это, прямо скажу, с большим трудом. Но в любом случае, создатель государственности оставлял в наследство нации систему, идеологию, модель управления, армию как гаранта стабильности турецкого общества, а уже во вторую очередь разбирался с кадровой преемственностью.

Да, Гейдар Алиев передал власть своему сыну - Ильхаму, но и он, прежде всего, сформировал точки опоры для наследника, определив те параметры системы, которые функционируют уже почти десять лет в достаточно специфичной азербайджанской политической системе.

Нурсултана Назарбаева пытаются подвести к мысли о необходимости публичной легитимации преемника. На самом деле это означает только одно - элита нервничает и устала ждать. Сам Президент, судя по его словам и поступкам, как раз больше думает о другом - о необходимости довести до конца формирование нового баланса сил, при котором вопрос о наследнике будет вторичен по отношению к вопросу о политическом наследстве. Это прямо вытекает из многочисленных и туманных рассуждений единственного близкого к президенту человека, которому разрешено вести дозволенные речи на тему что там за горизонтом. Я имею ввиду Ермухамета Ертысбаева. Но и он пытается выстроить короткие и расширенные списки претендентов, просто потому что это так интересно самим претендентам.

Возвращаясь к тексту публичного обращения СМК так и хочется спросить его авторов - «неопределенность будущего страны породила коррупционную вакханалию, бегство капитала из страны и обострение внутриклановой борьбы» или может эти проблемы порождены определенным несовершенством самой модели управления, а вовсе не тем, что «граду и миру» до сих пор не явлен ответ на вопрос: кто же этот достойный человек? Шукеев? Кулибаев? Мусин? Тасмагамбетов? Эти списки уже не первый месяц активно гуляют по интернет-пространству и что, от гадания на кофейной гуще ситуация как-то изменится?

Могу только предположить, но скорее всего Нурсултан Назарбаев действительно ждет того момента, когда система будет отстроена до последнего кирпичика. До того момента, когда персональное решение будет дополнять, а не подменять все прочие гарантии стабильного и устойчивого развития. А до этого момента все призывы подобного рода будут походить на фальстарт.

Поделиться: