Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Д. Радбель: Энергетическая составляющая отношений России и Украины.

02.06.2008

Автор:

Теги:

 

 

Энергетика является двигателем научно-технического прогресса и предпосылкой экономического развития практически всех стран мира. Энергия проникает во все сферы человеческой жизни, а потребление энергии является обязательным условием существования человечества.

Энергетические ресурсы имеют значение для благосостояния любого государства, однако основная их часть сконцентрирована лишь в некоторых. Принято считать, что энергоресурсы призваны обеспечивать развитие мировой экономики в целом, то есть и экономик небогатых в ресурсном плане стран тоже, но диспропорции в межстрановом распределении этих ресурсов превратились в важный элемент международной политики. Государства, обладающие избыточными энергоресурсами, имеют возможность укреплять мощь за счет средств, которые поступают от продажи ресурсов, и использовать политико-экономическое влияние, обусловленное энергетическим фактором. Страны, лишенные ресурсного потенциала, зависят от уровня мировых цен на энергоресурсы. Они вынуждены учитывать и угрозу эмбарго стран-экспортеров. Энергетика влияет на политику государств, предоставляющих транспортные коридоры для экспорта. Транзитные страны получили возможность не только обеспечивать себе дополнительные бюджетные поступления, но и оказывать влияние на потребителей и производителей сырья.

Российско - украинские сотрудничество в энергетической области складывалось на протяжении длительного периода времени. Этому способствовали интенсивные торговые отношения между двумя странами, не прерывавшиеся на протяжении столетий.

В советский период в основных чертах была сформирована инфраструктура энергетического взаимодействия: освоена добыча энергоресурсов, проложена сеть трубопроводов, связавшая украинских и европейских потребителей с источниками сырья. Тогда же была наработана договорно - правовая база поставок, которая во многом сохраняет свое значение вплоть до настоящего времени.

В советский период экономики России и Украины представляли собой части единого народнохозяйственного комплекса СССР. К 1991 г. Советский Союз обладал крупнейшей в мире базой по добыче, переработке и транспортировке энергоносителей. Добываемые ресурсы удовлетворяли потребности всех 15 союзных республик, соцстран Восточной Европы и отчасти западноевропейских государств.

Распад СССР разрушил единое энергетическое пространство. Новые государства, образовавшиеся на месте бывшего СССР, унаследовали отдельные части единого энергетического комплекса. В силу технологических причин он мог функционировать лишь как единое целое. В результате возникли многочисленные проблемы, связанные со взаимозависимостью бывших союзных республик, и прежде всего России и Украины.

Энергетическая политика Украины.

Доказанные запасы нефти на Украине оцениваются в 60 70 млн. т, газа - 1,1 трлн. куб. м, а угля - около 38 млрд. т. Украина обладает промышленной инфраструктурой и опытом добычи ископаемых энергетических ресурсов. В 2004 г. было добыто более 4 млн. т. нефти, 17 млрд. куб. м. газа и 64 млн. т. угля, а также произведено почти 180 млрд. квт/ч электроэнергии. В 2004 году Украина импортировала более 16 млн. т. нефти, 60 млрд. куб. м. газа и около 4 млн. т. угля[1]. Основным поставщиком энергоносителей являлась Россия, она же выступала в качестве транзитной территории для поставляемых на Украину нефти, угля и газа из республик Средней Азии (Казахстан и Туркменистан).

Украина располагает развитым электроэнергетическим комплексом, который позволяет полностью обеспечить потребности страны в электроэнергии, а также поставлять ее на экспорт. Более 40 % электроэнергии производится на АЭС, 50 % - на электростанциях, использующих уголь, нефть и газ, а 10 % - на ГЭС. Все генерирующие мощности и система транспорта электроэнергии находятся в собственности государства.

Основную роль в ресурсном обеспечении ТЭК Украины играет угольный сектор, развитию которого украинское правительство уделяет большое внимание. Начиная с 1996 г. уровень добычи угля поддерживается в пределах 62 - 63 млн. т. Основная часть добывающих предприятий располагается в Восточной Украине (Донецкая и Луганская области). В результате реформирования угольной промышленности было создано 21 акционерное объединение, а также началась приватизация некоторых из них. Многие добывающие предприятия угольной отрасли убыточны, и для их поддержания «на плаву» правительство вынуждено субсидировать их деятельность. Украинские власти крайне неохотно идут на закрытие нерентабельных шахт, несмотря на выделение Мировым банком 300 млн. $ для реструктуризации отрасли. Это связано с тем, что такие действия могут обострить социально - экономическую ситуацию в Восточной Украине[2].

Обладая хорошо развитой системой нефтепроводов, а также морскими портами, Украина играет важную роль в транзите российской и казахстанской нефти в страны Восточной и Западной Европы. Ежегодный объем транзита нефти через украинскую территорию составляет 55 - 60 млн. т. В связи с перспективами наращивания транспортировки нефти из Каспийского региона в 2002 г. было завершено строительство нефтепровода Одесса - Броды. Он связывает морской терминал «Южный» возле Одессы с Западной Украиной где располагаются два нефтеперерабатывающих предприятия. Общая пропускная способность этого нефтепровода составляет 9 - 14 млн. т. нефти в год. В соответствии с планами его развития предусмотрено увеличение мощности до 45 млн. т. в год. Украинские власти ведут переговоры с Польшей и другими странами ЕС относительно возможности продления этого нефтепровода до польского города Плоцк. Учитывая то, что Украина не смогла убедить поставщиков каспийской нефти прокачивать нефть по маршруту Одесса - Броды, в 2004 г. по предложению ряда российских компаний начата транспортировка нефти в реверсном режиме, т. е. до Одессы и далее - танкерами в Средиземное море.

На Украине находятся 6 нефтеперерабатывающих заводов, общая мощность которых составляет более 50 млн. т. в год. Однако эти предприятия работают не на полную мощность, и до недавнего времени не получали сырую нефть в объемах, достаточных для удовлетворения внутренних потребностей страны в нефтепродуктах. После того, как по предложению украинских властей часть акций ряда НПЗ была приобретена российскими нефтяными компаниями, загрузка этих предприятий увеличилась.

Украина унаследовала от Советского Союза мощную газотранспортную систему, явно избыточную для удовлетворения внутриукраинских потребностей. Именно по территории этой республики в советское время были проложены основные трубопроводы, позволяющие транспортировать западносибирские нефть и газ далее на Запад. Пропускная способность газотранспортной системы составляет на входе 287,7 млрд. куб. м в год, а на выходе - 170,3 млрд. куб. м (в т. ч. 134,3 - в страны Западной Европы)[3]. Такие объемы позволяют Украине играть ведущую роль в вопросах транзитных поставок российского природного газа в европейские страны. Газотранспортная система обеспечивает подачу газа как внутренним потребителям, так и экспортные перетоки российского газа в европейские страны.

Идущий через Украину транзитом природный газ попадает в Австрию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Италию, Македонию, Польшу Румынию, Словакию, Турцию, Францию, Чехию и другие страны. В 1999 году, например, из России в Украину было транспортировано около 200 млрд. кубометров природного газа.[4] В том числе, около 119 млрд. кубометров составил транзит российского газа в европейские страны и Турцию, 15 млрд. куб. - в южные области России и Молдавии. В общем, на украинскую газотранспортную систему приходится более 90 % общего объема российского газа в страны центральной и западной Европии, Турции, не беря в расчет развитие альтернативных маршрутов[5]. Очевидно, Украина весь постсоветский период являлась и остается основным «газовым мостом» между Россией и странами Европы.

Рассчитывая на сохранение и даже укрепление своего монопольного положения в транзите российского газа в Европу, а также учитывая будущее расширение его потребления европейскими странами, украинская сторона проводит активные работы по расширению своей газотранспортной системы.

Среди сооружавшихся в начале XXI в. новых важнейших объектов необходимо отметить такие как: газопроводы Хуст-Сату-Маре (Румыния), Ананьев-Измаил, газопровод-перемычка Тальное-Ананьев, компрессорные станции «Тарутино» и «Ананьев», а так же на газопровод Торжок-Долина. Газопровод Хуст-Сату-Маре дает возможность подавать газ в южные районы Румынии и увеличение транзита с 4 млрд. куб. до 10 млрд.куб. в год. Введение в эксплуатацию газопроводов и компрессорных станций в южном направлении сделает возможным увеличение подачи газа в Балканские страны и в Турцию с 23 млрд. куб. до 38 млрд. куб. в год. Строительство 4 компрессорных станций на газопроводе Торжок-Долина даст возможность увеличить поток газа из России через Белоруссию с 4 млрд. куб. до 29 млрд. куб. в год. В общем, все упомянутые проекты увеличат транзитную пропускаемость газотранспортной системы Украины.

Еще одна важная деталь - на территории Украины в советское время была сооружена сеть подземных хранилищ газа с общим объемом 30 млрд. куб. м, состоящая из четырех комплексов (Западноукраинский, Киевский, Донецкий и Южноукраинский). Подземные газохранилища используются для сглаживания как пиковых, так и сезонных неровностей в потреблении газа. Связанные в единую систему сетью газопроводов, подземные газохранилища обеспечивают высокую надежность функционирования всей газотранспортной системы, гарантируют бесперебойность как поставок газа внутренним потребителям, так и транзита российского газа в Европу[6].

Министерство топлива и энергетики Украины является головным органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в топливно - энергетическом комплексе. В правительстве за энергетическую политику отвечает один из вице-премьеров. Основные приоритеты энергетической политики страны определены в «Национальной энергетической программе до 2010 г.», принятой Верховной Радой Украины в 1996 г.

В ходе реформирования ТЭК Украины его организационная структура менялась несколько раз. Основу ТЭК республики составляют государственные компании. Предусмотрено постепенное реформирование отрасли, активизация процессов приватизации основных предприятий с участием иностранных инвесторов. В частности, в национальной программе «Нефть и газ Украины до 2010 г.» предусмотрено привлечение иностранных инвестиций для повышения добычи нефти и газа в пределах страны, чтобы обеспечить к этому сроку за их счет до половины потребностей Украины в энергоресурсах[7].

Для проведения ориентированной на рынок нефтяной и газовой политики и привлечения иностранных инвестиций в 1998 - 99 гг. было принято новое законодательство (законы «О концессиях» и «О соглашениях о разделе продукции»). Проведена реформа государственных административных учреждений, либерализована политика в области лицензирования и налогообложения и предложен к осуществлению ряд проектов по разработке нефтяных и газовых месторождений.

С учетом важности нефтегазового сектора для национальной экономики Украины в 1998 г. была создана Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» («Нафтогаз») для осуществления контроля и управления всеми государственными акциями в нефтяных и газовых компаниях. Дочерними предприятиями «Нафтогаза» являются ОАО «Укрнафта» (добыча нефти), ГАО «Чорноморнафтогаз» (разведка и добыча нефти и газа в морской зоне Черного моря), ДК «Укртранснафта» (транспортировка нефти), ДК «Укргазвыдобування» (газодобыча), ДК «Укртрансгаз» (транспортировка и хранение природного газа), ДК «Газ Украины» (поставки и распределение газа).

Энергетическая политика Украины в 1991 - 2004 гг. исходила из следующих предпосылок. Поскольку страна является важным транзитным центром на пути в Европу, вопросы транспортировки углеводородов занимают важное место в международных приоритетах энергетической политики страны. При этом можно выделить два ключевых аспекта транзитной стратегии Киева, характерных для периода до 2005 г.

Во - первых, это стремление сохранить существующее монопольное положение страны по транзиту нефти и газа из России в страны Европы. Это дает возможность получать значительную часть этих ресурсов в качестве платы за транзит.

Во - вторых, это намерение добиться сооружения новых трубопроводов с участием Украины через ее территорию, что даст возможность диверсифицировать источники поставки нефти и газа, а также получить дополнительный рычаг воздействия на Россию[8].

Кроме того, в энергетической дипломатии Украины всегда ощущалось внимание к использованию транзитного фактора для укрепления регионального геополитического положения страны и повышения ее ценности для Евросоюза в качестве основного энергетического моста между странами ЕС и Россией, а также ресурсными государствами Каспийского региона и Центральной Азии.

Одним из примеров украинской энергетической дипломатии стала деятельность по замораживанию строительства ветки газопровода Россия - Польша в Словакию («словацкой перемычки»), реализация которой могла бы ослабить монопольное положение Украины в качестве транзитной страны для российского газа. В частности, этот вопрос постоянно поднимался на всех уровнях в ходе официальных встреч представителей Украины и Польши. Кроме того, Украина очень ревностно относилась к развитию газотранспортного маршрута через Белоруссию, к проекту «Голубой поток», а также к проекту Североевропейского газопровода[9].

Продолжение следует.

[1] US Energy Information Administration. 2005. Ukraine. Wash. 2005

[2] Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия России. М., 2005. С. 228.

[3] Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия России. М., 2005. С. 228.

[4] по данным НАК «Нафтогаз» www.naftogaz.ua

[5] В этой связи можно выделить, например, такие направления, как Ямал-Европа, «Синий поток».

[6] Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия России. М., 2005. С. 228.

[7] www. Inogate.org.ru/ Данные из обзора по Украине, подготовленному в рамках программы ИНОГЕЙТ.

[8] Жизнин С. З. Ук. соч. С. 229.

[9] Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия России. М., 2005. С. 230.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение