Аналитика и интервью

Какими будут предстоящие парламентские выборы, сможет ли объединиться оппозиции и существует ли легитимный способ участия в выборах осужденнойэкс-премьера Украины Юлии Тимошенко? Обеспечит ли Верховная Рада на законодательном уровне  возможность создания газотранспортного консорциума? Почему украинский парламент до сих пор не ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ, рассказал в интервью РИА Новости председатель Верховной Рады Украины, лидер Народной партии Владимир Литвин

Несмотря на то, что официально еще не дан старт избирательной кампании, практически все крупные политические силы готовятся к парламентским выборам. По Вашему мнению,  насколько жесткой будет эта избирательная кампания, принимая во внимание принятие нового избирательного законодательства?

- Она будет жесткой, даже жестокой, потому что ставки очень высоки. Те политики и политические силы, которые не получат искомого результата, будут исключены из активной политической жизни, и вернуться назад в «большую политику» будет весьма проблематично. По себе знаю, что это неимоверно сложно и практически невозможно.

В нынешней уже начавшейся кампании все разговоры сводятся к тому, честными или нечестными будут выборы. Под удобным и сугубо временным лозунгом о «честных выборах», похоже, мало кто думает, какой из них выберется страна. Похоже, об этом вообще не думают. И не в последнюю очередь из-за того, что все внимание занимают мысли, как приспособить для себя и под себя закон о выборах.

Мне этот закон (о выборах народных депутатов) патологически не нравится.Я не являюсь сторонником полумер, - смешанной избирательной системы, которая будет порождать депутатов «двух сортов». Но поскольку воля конституционного большинства такова, вынужден считаться с ней, с компромиссом, который был достигнут.

Для меня более важны не результаты выборов, а внутриполитические и внешнеполитические ориентиры развития страны. Исхожу из того, что именносейчас власть должна предложить диалог со всем обществом о путях развития страны, продемонстрировать, что учитывает все настроения, а также решительность укреплять целостность страны. Предсказуемость и разумность политики - важный фактор, который внесет в общество спокойствие. А вообще нельзя не реагировать на раскаляющуюся атмосферу встране.

- В Центризбиркоме указывают на значительные пробелы и противоречия в действующем избирательном законе. В частности, на прошлойнеделе Конституционный суд (КС) принял решение, которым запретил украинцам за рубежом голосовать за мажоритарных кандидатов. После этого суд запретил одновременное баллотирование по списку и в округе.  Видите ли Вы возможность внесения изменений в закон о выборах для того, чтобы  учесть эти замечания и урегулировать все противоречия?

- Моя позиция абсолютно корректна. Стоял и стою на том, что если достигли политического компромисса, надо его соблюдать, не прибегая к помощи Конституционного суда. Но коль это произошло, а запретить реализовать депутатам инициативу обращения в КС никто не может, то нужнопринять его решение как данность. Возможно, для «чистоты законодательства» следовало бы внести соответствующие изменения в избирательный закон, но тогда не исключено искушение подправить еще что-нибудь. Верховная Рада не должна втягиваться в этот процесс. Он ничего хорошего, кроме противостояния, не сулит. 

Что касается параллельного баллотирования, - считаю, что эта норма абсолютно не нарушает права человека. Эта надуманность построена на политических прогнозах и расчетах.

- Разделяете ли Вы опасения ЦИК, что такие решение КС может поставить под сомнения легитимность результатов выборов?

- Если человек сомневается - значит думает. Но в данном случае нет оснований говорить о нелегитимности будущих выборов.

Решение КС, во-первых, подлежит выполнению, а во-вторых, вопрос в такой плоскости вообще не должен ставиться. Это просто нагнетание политическихстрастей и страхов, заготовки «материала» для поствыборных процессов.

- Как Вы относитесь к тому, что в парламентских выборах впервые не будут принимать участия лидеры оппозиции, в частности, осужденные экс-премьер Юлия Тимошенко и экс-министр МВД Юрий Луценко?

- Как мне представляется, с точки зрения власти, наиболее приемлемым было бы их участие в выборах. Это не повлияло бы ни на рост рейтингов партии власти, ни на его падение. Но с точки зрения некоторых представителей оппозиции, этот вариант нежелателен для них самих. Сегодня о себе уже заявляют новые лидеры оппозиции, идет согласование квот представительства в списках и в будущих институтах власти, и даже определяется порядок расстановки кадров. А участие Тимошенко и Луценко ввыборах разрушило бы эти планы.

- То есть Вы считаете, что оппозиции легче выиграть выборы, когда Тимошенко в тюрьме?

- Нет, я этого не сказал. Я имел в виду тот факт, что сейчас легче занять в оппозиционном лагере лидерские позиции, а потом заявлять о претензиях на ту или иную часть власти для реализации своих личностных устремлений.

 - А Вы верите в то, что оппозиция объединится?

- Нужно верить в Бога. Собственно те, кто соотносит себя с оппозицией, должны продемонстрировать выполнение на практике призывов к самопожертвованию. Если процесс объедения произойдет, то больше всего, наверное, потеряет "Батькивщина" (лидером которой являетсяТимошенко), которой придется отдавать верхние позиции избирательного списка представителям других политических сил.

- Содокладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы во время своего последнего визита в Украину заявили, что устали слышать о создании очередной рабочей группы по выполнению резолюции Совета Европы ихотят видеть конкретные шаги власти в части изъятия статей 365 и 364 изУголовного кодекса. Существует ли все-таки возможность в нынешнем составе Рады декриминализировать статьи, по которым осуждены Тимошенко иЛуценко?

- Эту проблему нужно рассматривать шире. То, что предлагается, как будтобы носит персонифицированный характер, но на выходе не дает декларируемого результата. Представьте: парламент принимает решение о декриминализации статей 364 и 365, но какие последствия оно имеет? Нужновыписать, как эти статьи должны применяться. Ко всем осужденным по этимстатьям? Или к отдельным личностям? Очевидно, если мы говорим о необходимости ликвидации этих статей в существующем виде, то нужно ставить вопрос об освобождении всех тех, кто был по ним осужден. Закон должен быть равным по отношению ко всем, но так вопрос не ставится. Так что после неоднократного внесения этого законопроекта у меня есть основания предполагать, что речь идет о политическом процессе, а не о конкретном результате.

Судьба Тимошенко и Луценко стала проблемой для Украины, поскольку европейские структуры так просто не откажутся от своих требований. Но, ксожалению, в парламенте есть желание перекричать друг друга, не решая проблему, по сути. Мы не ищем компромисс, а должны выйти на компромисс политико-правового характера.

- То есть, я правильно Вас понимаю, Вы сомневаетесь в том, что эти статьи будут декриминализированы?

- Проект закона, который  был предложен, не был поддержан Верховной Радой. В его поддержку высказались всего 139 депутатов, даже не все представители оппозиции. Я предложил подойти серьезно к его подготовке, втом числе, с учетом сказанного ранее, провести консультации,  в том числе с судьями-практиками, определить, какая цель ставится, и оптимальные пути ее достижения.

- Вы видите легитимный путь обеспечения участия Тимошенко и Луценко в выборах, на чем неоднократно наставила Европа?

- Дело в том, что в соответствии с Конституцией не могут быть народными депутатами лица, имеющие судимость, которая не погашена в установленном законом порядке. Но возникает вопрос: а могут ли они принимать участие ввыборах? Здесь есть проблема, потому что есть мнение, что они могут принимать участие в выборах, занимая места в избирательном списке, но ЦИК не должен их регистрировать в качестве народных депутатов после прохождения соответствующих политсил в парламент. Видимо, разъяснить ситуацию во избежание юридической коллизии должен Конституционный Суд. Но пока не слышал, чтобы кто-то обращался в Суд с соответствующим запросом. Поэтому я не исключаю, что оппозиция может технологически использовать этот факт разночтения.

- Каким будет формат участия Народной партии в предстоящих парламентских выборах?

- Я предлагаю своим коллегам - «старым бойцам», в том числе депутатам ВР, принимать участие в выборах по мажоритарным округам, чтобы выяснить уровень доверия и поддержки людей. А что касается партийного списка, - опять-таки, предлагаю, чтобы молодые партийцы составили его основу.

Кстати, у Народной партии третий по количеству депутатский корпус в местных советах после Партии регионов и «Батькивщины».

- То есть Вы не рассматриваете вопрос возможного слияния с правящей Партией регионов (ПР)?

- Не рассматриваем. С Партией регионов мы и так сотрудничаем. Кроме всего прочего, партии, которая  имеет свою фракцию в парламенте, гарантировано как минимум одно место в избирательных комиссиях, и этот факт нельзя игнорировать.

Хотя некоторые люди зачастую живут по принципу - «рыба ищет, где глубже,а человек - где лучше»: 32 наших депутата - от областного до районного уровня - «перебежали» в другие партии. Точнее - в другую партию. Им кажется, что, будучи причастными к «партии власти», они почувствуют себяболее комфортно. Думаю, в ближайшее время, если будет принято такое решение, мы опубликуем список этих людей.

- Но Вам поступали от Партии регионов предложения о слиянии?

- Моя позиция - всегда вести ответственный диалог и находить решения, которые нужны людям. Это непросто... Но это необходимо делать в интересах страны и людей, о чем мы безостановочно говорим.

- Вы не ответили, так Вам предлагали влиться в ряды ПР или нет?

- Этот вопрос сегодня не актуален. Меня занимает другое. Думаю, что такие же настроения преобладают в Партии регионов.

- Вы решили, как будете баллотироваться в парламент: по округу или по списку?

- Я сторонник того, чтобы решать проблемы по мере их поступления. Почему-то все думают, что на Верховной Раде клином свет сошелся. Это не так. Если пойду на выборы, то, скорее всего, это будет мажоритарный округ. Я категорически не приемлю предложения баллотироваться по списку какой-либо из политсил, которая гарантированно проходит в парламент. Какэто написать заявление о приостановке членства в Народной партии? Что яскажу людям и своим соратникам? Такие игры не для меня и не по мне.

- Хотели бы стать спикером Рады следующего созыва?

-  Я реалист и исхожу из необходимости соизмерять любые желания с реалиями. От моих желаний в этом вопросе абсолютно ничего не зависит. Если бы я очень сильно хотел стать спикером после осенних выборов 2007 года, то стал бы им. Юлия Владимировна (Тимошенко) тогда со мной неоднократно встречалась и предлагала свою поддержку, потому что она хорошо понимала необходимость устойчивого большинства. К слову: ситуативное большинство в 228 голосов ее же и предало. У нас умеют сначала предать, а потом демонстративно защищать. В своих интересах.

- В 2008 году в интервью моему коллеге Вы сказали, что Украине не везет с политиками? С тех пор Ваше мнение изменилось?

- Я своего мнения не изменил. У нас очень мало политиков, обладающих обширными и глубокими знаниями, да еще и позитивным практическим опытом.Сегодня бал правит агрессивная серость, а люди думающие, не в почете, втом числе, в политической среде. Это видно на примере Верховной Рады. Люди настолько устали, что не хотят слушать трезвых рассуждений, мнений,оценок. Им хочется быстрых однозначных решений сложных проблем, и, как правило, они «влюбляются» в политика, который «рубит с плеча» и обещает одним махом решить все проблемы. Но это невозможно, если не настроимся на серьезную работу, и если в стране не будет по-настоящему серьезной работы.

- В ближайшее время парламент должен вернуться к рассмотрению вовтором чтении законопроекта о реформировании нефтегазового комплекса. ВМинэнерго говорят, что будут вносить правки в документ, которые бы предусматривали возможность создания газотранспортного консорциума. Вы не ожидаете, что именно из-за этих изменений рассмотрение и принятие законопроекта может блокироваться оппозицией?

- Я исхожу из того, что газовая труба должна работать и давать экономический результат. Необходимо быть прагматиками, оценить выгоду отее использования. А для этого надо, в конце концов, уже реализовать долгоиграющие намерения о создании газотранспортного консорциума. Украина заинтересована в том, чтобы система работала? Заинтересована. Россия заинтересована в том, что бы ее газ поставлялся в Европу? Заинтересована. И Европа заинтересована в том, чтобы над ней периодически не нависала угроза замерзания? Еще как заинтересована.

Давайте работать, а не заниматься разговорами и уговорами то одной, то другой стороны. Еще раз повторяю: нужно работать, четко определив исходные позиции. Иначе Россия потеряет рынки, а мы - трубу. А это пуповина, которая связывает Украину и с Россией, и с Европой.

- Но оппозиция апеллирует к тому, что труба может быть отчуждена и передана России, возможно приватизирована...

- Во-первых, только недавно определен аудитор, который займется оценкой реальной стоимости украинской трубы. Но вопрос в том, чтобы комплексно иобъективно оценить потенциал ее работы.

Разговоры о приватизации трубы - не более чем нагнетание страхов, поскольку она внесена в перечень объектов, приватизация которых запрещена на законодательном уровне.

- А когда все-таки закон о реформировании "Нафтогаза" будет рассмотрен в парламенте во втором чтении?

- Пока что профильный комитет не подготовил этот документ к рассмотрению в режиме второго чтения.

- Россия и Украина во время приезда в Киев спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина договорились повысить уровень сотрудничества в рамках межпарламентской комиссии. Стороны согласовали, что два первых заседаниякомиссии состоятся до парламентских выборов. Согласована ли уже точная дата и место проведения заседания? Какими будут главные темы обсуждения?

- Совершенно очевидно, что в нынешних условиях необходимо усилить и нарастить парламентскую составляющую двустороннего сотрудничества, исходя из важности преодоления недоговоренностей в наших отношениях. Депутаты могут и должны говорить без дипломатических условностей, открыто обсуждая как те вопросы, в которых мы единодушны, так и то, что усложняет межгосударственные отношения. Голос парламентов должен звучатьболее весомо. Особенно сегодня, когда мир сжимается в тисках кризисов, иправительства вынужденно демонстрируют эгоизм и желание решать возникающие трудности одним махом, не считаясь с рядом факторов.

Мы имеем более десяти институтов, призванных обеспечивать диалог между Украиной и Россией, но, к сожалению, они работают формально, а некоторыевообще функционируют преимущественно на бумаге. Так дальше быть не должно.

Украинско-российскими отношениями и у нас, и в России, занимаются все и понемногу. В результате толку мало. Как у семи нянек... Следует четко определить институт и человека, которые будут координировать и вести этот вопрос.

Одновременно требуется урезонить и поставить на место «специалистов» из госструктур, взваливших на себя тяжелую ношу экспертов в вопросах наших отношений, начиная с истории. А по сути, сеющих вражду.

Относительно заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству междуВерховной Радой Украины и Федеральным Собранием Российской Федерации. Мы договорились до июля провести два заседания. Первое - в Воронеже, гдепланируется обсудить вопросы совместной работы в такой наукоемкой сфере, как авиастроение. Я обратился к правительству, и по распоряжению Премьер-министра создана рабочая группа, которая нарабатывает соответствующие предложения украинской стороны. Второе заседание предполагается в Днепропетровске на базе предприятия "Южмаш" для рассмотрения не менее актуальной темы - сотрудничества в сфере космоса.

Для того, чтобы перевести межпарламентское сотрудничество в новое качество, необходимо уже после наших парламентских выборов создать в Верховной Раде комитет по вопросам СНГ, России и соотечественников за рубежом. Это упущение, что такого комитета у нас нет. Мы постоянно говорим о важности развития наших взаимоотношений, имеющих исторические ичеловеческие корни, тогда как эта важная тема «разбросана» по комитетам. Частично ею занимаются многие. А предметно - никто.

На мой взгляд, был бы полезным постоянно действующий совет руководящих органов Верховной Рады и двух палат российского парламента, который видится ключевым инструментом координации взаимодействия и сотрудничества наших стран. Решения на уровне парламентов будут решениями народов. Тогда они будут иметь реальную силу.

И, наконец: нам следует уже определиться - и дальше существовать на разрыве между Востоком и Западом, или стать на внятную позицию.

 - Почему соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ до сих пор не передано в украинский парламент для ратификации?

- Правительство мотивирует это необходимостью согласования неких технических деталей. Для того, чтобы парламент мог принять соглашение к рассмотрению, нужно, чтобы этот документ поступил в Верховную Раду.

В парламенте есть потенциал ратифицировать соглашение. Если это равноправный или приближающийся к нему экономический документ. Исхожу изтого, что его нельзя политизировать, а, наоборот, надо учитывать то обстоятельство, что товарооборот между Украиной и Россией сегодня составляет более 56 миллиардов долларов. Отказаться от этого - непозволительная роскошь. Украина не должна терять экономические перспективы.

 - А Вы не увязываете промедление ратификации этого документа с газовыми переговорами или с парафированием соглашения о ЗСТ с Евросоюзом?

- В этом сложном мире все взаимосвязано. Мне бы очень хотелось, чтобы в документе, который получим, было как можно меньше изъятий, а если избежать этого не удастся, - чтобы они носили паритетный характер. Если мы говорим о необходимости углубления экономических отношений, нужно демонстрировать реализм и желание уступать друг другу.  Каждая страна, уступив, должна в итоге выиграть по всем направлениям. Это наиболее правильный подход. Демонстрация принуждения к дружбе ни к чему хорошему не приводит.

Существование газовой проблемы невозможно не признать. Нужен открытый и честный, комплексный подход для ее урегулирования.

- Так все-таки задержка за правительством или за администрацией президента, которая  якобы сейчас изучает текст соглашения, где он застрял?

- Кому нужны эти нюансы. Правительство его подписывало, оно же обязано представить документ Раде.

Кстати, соглашение почему-то не спешат ратифицировать и другие страны-подписанты. А некоторые пытаются «запустить» его по широкому кругу. Вывод: на проблему изначально следовало бы посмотреть глубже и повнимательнее.

- Вы не опасаетесь противостояния в Раде во время ратификации этого соглашения, как это уже было во время ратификации Харьковских соглашений в 2009 году, когда оппозиция блокировала их утверждение?

Литвин закрывается зонтом от летящих яиц. Видео >>

Дым и драка в Раде: фото с места событий>>

 - Сегодня оппозиция демонстрирует большую «пророссийскость», нежели отдельные провластные политические силы. Которые, казалось бы, по определению, должны держать курс на Восток.

- В чем это выражается?

- В блокировании парламентской трибуны при рассмотрении вопроса об отчете временной следственной комиссии по газовым соглашениями, подписанным с РФ в 2009 году. В блокировании трибуны при рассмотрении правительственного законопроекта о реформировании нефтегазового комплекса, который разработан во исполнение Европейской энергетической хартии. Есть и другие вопросы, в которых оппозиция демонстрировала некуюособую политику. Вообще скажу: наши политики очень часто смотрят куда-то за пределы страны, особенно в периоды избирательных кампаний. И вэтом беда, и, по большому счету, трагедия Украины.