Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Мы странно встретились и странно разошлись: к чему ведет Восточное партнерство

20.04.2012

Автор:

Теги:

АлексейВласов

«Мыстранно встретились и странно разошлись: к чему ведет Восточное партнерство»

РезолюцияЕвропарламента по переговорам ЕС относительно ассоциации с Азербайджаном иАрменией в очередной раз продемонстрировала, что  Европейский Союз пытается более активноучаствовать в урегулировании конфликтных вопросов  на постсоветском пространстве, и проблемыНагорного Карабаха в настоящий момент может считаться задачей для Брюсселя«номер один».

Покрайней мере, в этой резолюции отмечается, что соглашение об Ассоциации сАзербайджаном и Арменией в рамках программы «Восточное партнерство» не будетподписано до тех пор, пока не будут освобождены оккупированные районыАзербайджана.

Безусловно,официальный Баку воспринял это решение как очень серьезную победуазербайджанской дипломатии. Другой вопрос насколько эффективным и действеннымокажется этот инструмент дипломатического воздействия на враждующие стороны.Откровенно говоря, шансов на то, что подобные резолюции могут изменить ходпереговоров по Нагорному Карабаху, минимален.

Причинав том, что сам формат Восточного партнерства, который многие экспертырассматривают как имиджевый формат сотрудничества между ЕС и теми странами,которые фактически не имеют шансов на вхождение в Евросоюз, пока что не зарекомендовалсебя как эффективная модель отношений между Брюсселем и странами Южного Кавказаи Центральной Азии. Напомним, что это проект был презентован еще в мае 2008года, а год спустя 6 стран бывшего СССР, Украина, Молдова, Азербайджан,Армения, Грузия и Беларусь официально вошли в эту программу.

Изначальнобыло заметно, что если Германия и Франция достаточно осторожно воспринимаютвзаимодействие с «шестеркой» республик бывшего Советского Союза именно в этомформате, то Польша и Чехия, напротив, являются главными лоббистами этогопроекта. В сове время Ильхам Алиев уже заявлял, что Азербайджан не будетсотрудничать с Арменией даже в рамках Восточного партнерства, пока не будетразрешен карабахский конфликт. С тех пор позиция официального Баку не претерпеласерьезных изменений.

Можносогласиться с Эльдаром Намазовым, который еще в конце 2011 года, анализируяхарактер отношений Евросоюза к карабахскому конфликту  отмечал, что, с одной стороны, ПарламентскаяАссамблея Восточного партнерства все активнее участвует в процессе обсуждениякарабахской проблемы. Но, с другой, по-прежнему неясными остаются ответы на дваключевых вопроса: какими ресурсами и возможностями будет обеспечена этавовлеченность в ЕС в урегулирование конфликта, и, во-вторых, каким политическими дипломатическим содержанием будет сопровождаться эта вовлеченность Брюсселя вурегулирование столь сложной и многослойной проблемы.

Азербайджанскийполитолог давал в целом позитивный прогноз, оценивая потенциальные возможностиВосточного партнерства именно на этом направлении. Но возвращаясь к абсолютноверно поставленному вопросу  о ресурсах,возникает однозначное ощущение, что потенциал воздействия на конфликтующиестороны примерно такой же, как и у сопредседателя Минской группы, то есть приопределенных обстоятельствах он равняется нулю.

Аобстоятельства эти таковы, что противоречия между посредниками не позволяютвыработать более или менее внятную общую позицию, отталкиваясь от которой можнопобуждать конфликтующие стороны к выполнению их обязательств. В противномслучае, весь этот процесс будет сильно напоминать бег по замкнутому кругу.Каждая новая резолюция будет трактоваться как успех той или иной страны, нопобеда по очкам или, если хотите, моральный успех, ни на сантиметр не приблизитЕреван и Баку к выходу из карабахского тупика.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение