Новое лицо российской дипломатии в постсоветской Балтии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Постсоветская Балтия, похоже, уже не выглядит как единый геополитический регион, если попытаться взглянуть на нее через кремлевские окна. Тенденция к подобному видению этих стран стала складываться еще несколько лет назад. Однако сейчас такая политика стала проявляться все более рельефно, а российско-эстонские отношения претендуют при этом на роль наиболее перспективных в регионе.
Новое лицо российской дипломатии в постсоветской Балтии

ПостсоветскаяБалтия уже не выглядит как единыйгеополитический регион, если попытаться взглянутьна нее через кремлевские окна. Тенденцияк подобному видению этих стран стала складываться еще нескольколет назад. Однако сейчас такая политикастала проявляться все более рельефно,а российско-эстонские отношенияпретендуют при этом на роль наиболееперспективных в регионе.


Безусловноотношения России с Латвией, Литвой иЭстонией до сих пор носят многиенегативные черты постсоветской эпохи.Тем не менее диалог с каждой из этихстран набирает все больше специфическихчерт, свойственных только одномуконкретному направлению.


Особенностьроссийско-литовских взаимоотношенийхарактеризуется их сфокусированностьюна экономических вопросах. С однойстороны, на шее отношений России и Литвытяжелым камнем не висит русский вопрос.С другой стороны, это все же полностьюне избавило диалог двух стран отидеологических подоплеки, завязаннойна трактовке недавней общей истории.Данный фактор так или иначе играетсерьезную роль в российско-литовскихотношениях, приняв форму энергетическогопротивостояния. Другими словами, страхзависимости от России « вообще» внастоящее время несколько сузился ипревратился в страх перед экономической зависимостью от большого восточногососеда. В этом заключаются главныеминусы диалога России и Литвы. Плюсы жесвязаны с тем, что идеология, сильнооторванная от реальности, в экономическойсфере неизменно вступает в противоречиес прагматическими интересами. Это,конечно, вопрос не одного-двух лет, номожно надеяться, что в среднесрочнойперспективе данный диссонанс станетеще более очевидным и объективныеинтересы взаимовыгодного экономическогосотрудничества станут пробивать себедорогу в жизнь.


Обратная ситуацияскладывается в отношениях РФ и Латвии.В экономике эти страны сотрудничаютдостаточно тесно: Россия на данныймомент второй торговый партнер Латвиипосле Литвы. Объемы экспорта и импортамежду этими государствами за последние5 лет удвоились. Сравнительно великоприсутствие крупного российскогокапитала в этой стране. Среди крупнейшихинвесторов Транснефтепродукт, Газпром,Московский коммерчески банк и др. Однакона политическом уровне двусторонниеотношения Латвии и России, и без тогонаходившиеся не в лучшем состоянии,начали стремительно обостряться.Лейтмотивом изменений стали все те жепроблемы ущемления прав русскоязычногонаселения и разногласия в историческихоценках. В предвыборной статье Путинао международных отношениях из всехбалтийских стран досталось практическитолько Латвии, а вскоре после этогозаговорили и о возможности введенияэкономических санкций. Даже сотрудничествов научной сфере ознаменовалось запоследние несколько месяцев рядомскандалов. В итоге отношения России иЛатвии достаточно быстро скатились куровню худших времен за все постсоветскоедвадцатилетие, оставаясь в рамкахставшей уже традиционной двустороннейповестки дня.


На фоне этихпроблем по-иному видятся тенденцииотношений Москвы и Таллина. Теплыми этивзаимоотношения, конечно, не назвать,старые мотивы и здесь дают о себе знать.Еще возможны случаи, когда Партия реформобвиняет социал-демократов в том, чтоза ростом популярности последних стоятрусские. Можно вспомнить и посещениепрезидента Ильвеса концерта в поддержкуPussy Riot. Но все эти инциденты уже достаточнослабо влияют на двусторонние отношениямежду Россией и Эстонией. Даже тот жепоход Томаса Хендрика Ильвеса на концертдалеко не все эстонцы воспринялиоднозначно положительно, а сам президентчуть позже объяснил, что не одобряетпротеста Pussy Riot и не согласен лишь снепропорциональной мерой их наказания.


На ряду с такимисобытиями можно заметить и определенныйположительный поворот в российско-эстонскихотношениях, проявления которогопо-разному воспринимаются в России.Так, например, можно было встретить внекоторых российских СМИ резко негативнуюреакцию на недавнюю поездку СергеяСтепашина в Эстонию. Между тем совместнаядеятельность Счетной палаты РФ иГосконтроля Эстонии — этой самый высокийуровень конструктивного диалога, которыйпозволяли себе обе страны за последние20 лет. Посредством такой политики «малыхдел» возможно на ряду со старымипроблемами постепенное формированиеновой позитивной повестки дня вдвусторонних отношениях.


Сильной сторонойэтих изменений является то, что они небыли инициированы искусственно «сверху».Это скорее проявления тех малозаметныхпроцессов, которые начались прежде науровне общественной дипломатии, контактовв сфере науки, приграничного сотрудничества,туризма — там где диалог междупредставителями двух стран сохранялсяи развивался даже при полном политическомштиле на высоком уровне в последниенесколько лет.


На этом фонеособенно интересным представляетсявозможность визита в Эстонию председателякомитета по иностранным делам ГосдумыРФ Алексея Пушкова по приглашениюпредседателя парламентской комиссиипо иностранным делам Рийгикогу (парламентаЭстонии) Марко Михкельсона. В случаеуспеха, быть может, именно эта поездкастанет констатацией установления пустьхудого, но все же мира между Россией иЭстонией.


В таких условияхдифференцированный подход Кремля ксвоим коллегам на Балтике вполнесоответствует реалиям сложившимся врегионе. Действительно, Латвия, Литваи Эстония в настоящее время зачастуюне представляют единую группу интересовв международной политике. Особенно ихразногласия видны по внутрирегиональнымэкономическим вопросам. Республикидолго спорили между собой из-за выбораместа для строительства терминала СПГ.До сих пор не решенным до конца остаетсявопрос о целесообразности поддержкиЛатвией и Эстонией проекта ВисагинскойАЭС. Можно вспомнить и другие примеры.Конечно, это не мешает трем балтийскимстранам оставаться друзьями на высокомполитическом уровне. Однако причесываниеих под одну гребенку в нынешних условияхозначало бы игнорирование сложившихсяреалий, а значит и низкую эффективностьроссийской дипломатии в регионе.

Поделиться: