Астана, новая столица и проблема самоидентификации ее жителей

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Перенос столицы представляет собой уникальное явление в истории постсоветских государств. Ни одно из государств на постсоветском пространстве не пошло на такой шаг. С серьезными оговорками здесь можно упомянуть факт существования «новых» столиц в непризнанных государствах. Это, действительно, очень интересный опыт, однако следует заметить, что эти «новые» столицы в разное время но все же являлись крупными административными и культурными центрами этих территорий. Таким образом, Казахстан предпринял очень серьезный шаг, решившись на перенос столицы. Это попытка не просто «переформатировать» политическое, геополитическое и инфраструктурное пространство. Этот шаг имеет колоссальное влияние на ход экономических процессов в республике. Не меньшее значение он имеет и в социальном измерении - миграции, социальная структура населения новой столицы и, конечно, своеобразная идентичность.
Астана, новая столица и проблема самоидентификации ее жителей

Наталья Харитонова

Перенос столицы представляет собой уникальное явление в истории постсоветских государств. Ни одно из государств на постсоветском пространстве не пошло на такой шаг. С серьезными оговорками здесь можно упомянуть факт существования «новых» столиц в непризнанных государствах. Это, действительно, очень интересный опыт, однако следует заметить, что эти «новые» столицы в разное время но все же являлись крупными административными и культурными центрами этих территорий. Таким образом, Казахстан предпринял очень серьезный шаг, решившись на перенос столицы. Это попытка не просто «переформатировать» политическое, геополитическое и инфраструктурное пространство. Этот шаг имеет колоссальное влияние на ход экономических процессов в республике. Не меньшее значение он имеет и в социальном измерении - миграции, социальная структура населения новой столицы и, конечно, своеобразная идентичность.

Решение о переносе было принято 6 июля 1994 года и объяснялось причинами геологического характера. Перенос столицы из сейсмически активной зоны, в которой расположен Алматы, окруженный горами, а потому «исчерпавший возможности развития», выглядел скорее вынужденной мерой. Однако, не для кого не секрет, что главную роль здесь играли причины иного порядка - а именно политического и геополитического. Во-первых, в новых условиях руководству республики необходимо было выстроить отношения с радикализующимися элитами южной и северной частей страны, устранить назревавший этнополитический раскол, а во-вторых, перенести столицу от непосредственной близости к китайской границе. Административно-территориальные изменения - расформирование пяти областей и слияние территорий преимущественного проживания русскоязычного населения с территориями преимущественного проживания казахского населения - наряду с переносом столицы в географический центр республики имел целью, прежде всего, укрепление территориальной и политической целостности страны. Тогда Президент Нурсултан Назарбаев подчеркивал «необходимость переноса государственного центра с окраины в действительный центр страны» и отмечал, что «лишь потомки смогут, видимо, сполна оценить нынешний поступок руководства республики» («Независимая газета»; 10.11.1997).

С точки зрения национальной экономики перенос столицы был чрезвычайно важен для перераспределения финансовых потоков и модернизации деловой инфраструктуры. Для этих целей в 1997 г. В Акмоле была создана Акмолинская специальная экономическая зона. Перенос государственных органов начался после объявления Акмолы столицей Республики 10 декабря 1997 г. Состоялась торжественная церемония передачи государственных символов - флага, герба, текста Конституции и государственного гимна - именно это событие продемонстрировало долгожданное начало процесса реального перемещения центра государства («Независимая газета»; 10.11.1997). А уже 6 мая 1998 г. столица получила новое имя - Астана. Тогда же начинают происходить значительные изменения в миграционных процессах в регионе, вызванные в том числе и политикой урбанизации, проводимой властями. Если до этого выезд населения из Акмолы в целом соответствовал характеру миграционных процессов в стране в целом - их характеризовал значительный выезд населения, преимущественно неказахского, снижение рождаемости, повышение смертности. То с момента объявления Акмолы (бывший Акмолинск, с 1961 г. - Целиноград, а с 1991 г. - Акмола) новой столицей ситуация коренным образом меняется - наблюдается массовый въезд.

В первую очередь речь идет о представителях казахского этноса - переехавших из Алматы госслужащих с семьями, и также приезжающих из новой Акмолинской и соседних областей. А.Т. Забирова выделяет два основных, качественно отличающихся миграционных потока казахоязычных мигрантов - межгородские мигранты, прибывающие в Астану из областных центров (имеющих высшее или специальное образование, квалификацию, материально обеспеченные и знающие русский язык) и казахи, прибывающие из сельской местности (чаще не имеющие высшего образования, квалификации, с низкими доходами, владеющие только казахским языком).

Здесь же Забирова отмечает основные проблемы адаптации приезжих в новых условиях и выявляет основные мотивы переезда - как правило, у мигрантов из сел это поиск работы (44%) и стремление улучшить свое материальное положение (19%) - то есть доминирует социально-экономическая мотивация миграции. У межгородских мигрантов также преобладает мотив - улучшить материальное положение (30%) и поиск работы (27%). При этом более широкие возможности занятости на рынке труда привлекали 66% мигрантов из сел и 24% межгородских мигрантов. При этом в ходе исследования выяснилось, что в половине случаев казахи мигрировали с семьями, независимо от того, к какой социальной группе они принадлежат. Большую роль в процессе адаптации мигрантов из сельских районов играют этнические традиции и этносоциальные механизмы. Так же в исследовании показано, что сезонная форма миграции характерна для менее обеспеченных семей, не имеющих возможности покупки жилья в Астане или долгосрочной аренды. Принятие же решения о перемещении в Астану на постоянное место жительства характерно для обеспеченных слоев областных центров республики, располагающих возможностью покупки жилья или длительной аренды (Забирова А.Т. Тенденции миграционной подвижности казахов (на примере Астаны) // СОЦИС, №9, 2002) .

Как бы то ни было, внутренняя миграция автоматически привела к снижению среднего возраста жителей Астаны, повышению рождаемости и значительному изменению в социальной и этнической структуре населения новой столицы. Повышения процента казахского населения шло на фоне снижения процента русскоязычного населения. В общей структуре населения города растет количество госслужащих, сотрудников различных национальных и зарубежных компаний, а также трудовых мигрантов - из других областей Казахстана и соседних по региону стран, занятых преимущественно в строительстве и в сфере обслуживания. Это влечет за собой большие изменения в городской инфраструктуре - появилась необходимость удовлетворения потребностей растущего населения в дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Требовалось формирование торговых сетей, транспортной сети, учреждение бытового обслуживания и, конечно, увеличение фонда жилья, коммерческой недвижимости и т.д.

Как указывает Е.Ю. Садовская, «Астана - единственный пример интенсивного развития города за счет приобретения нового статуса и крупных финансовых вливаний » (Садовская Е.Ю. Перенос столицы из Алма-Аты в Астану и его влияние на миграционные процессы в Казахстане // Демоскопweekly. № 71-72. 17-30 июня 2002) . Специальная экономическая зона «Астана - новый город», расположенная на левом берегу реки Ишим, стала привлекательной программой для инвестиций. Реализация большого количества других программ, направленных на развитие социальной инфраструктуры и экологической составляющей нового города делают этот опыт действительно уникальным.

И все-таки, особый интерес представляет социальное измерение процесса переноса столицы. Характер миграции, вызванной появлением нового административного и набирающего силу финансового центра республики, в целом достаточно прозрачен - при рассмотрении миграционных процессов мы опираемся на цифры статистики. Однако есть не менее важная составляющая бытия новой столицы. Это идентификация ее жителей (территориальный или региональный ее аспект, психологическое самоощущение) и тех, кто принимает участие в возведении города, - речь идет о госслужащих и том молодом поколении будущих специалистов, которые обучаются сейчас в вузах столицы и за рубежом и уже сейчас могут сказать, что их жизнь будет связана с Астаной.

Дело в том, что часть населения Астаны, которая пребывает здесь «сезонно» данный аспект никаким образом не затрагивает. Эти люди совершенно четко осознают, что они здесь находятся временно и по окончании срока контракта, трудового договора или срока обучения они вернуться на свою родину - в свою страну, свой регион, в свой город и т.д. Поэтому пребывание в Астане никак не меняет их самоидентификацию.

Совершенно иным образом складывается ситуация с теми, кто переезжает в Астану навсегда, родился здесь и хочет продолжить свою жизнь в Астане. Уже упоминалось о том, что существуют различия в поведенческих стратегиях выходцев из сельских районов и областных городов. Согласно результатам исследования Забировой, «если в среде городских мигрантов превалирует достиженческая стратегия поведения, то основной доминантой поведения сельских мигрантов выступает, в сущности, выживание» (Забирова А.Т. Тенденции миграционной подвижности казахов (на примере Астаны) // СОЦИС, №9, 2002) . Однако именно первая группа принимает более активное участие в социальном строительстве новой столицы и формировании новой столичной культуры. Именно эта группа, на которую приходится большая часть желающих связать свою жизнь с Астаной, моделирует образ новой столицы, специфику деловой культуры и тот синтез западного и восточного, который воплощается в восприятии Астаны. «Обитатели левого берега» более амбициозны и главным критерием успеха для них является самореализация. В этом же духе воспитывается астанинская молодежь - причем не важно где именно - здесь в Астане или за рубежом в рамках президентской программы «Болашак». Нынешнее поколение молодых специалистов, работающих на левом берегу в государственных структурах, - для них хороший пример.

Таким образом, на наш взгляд имеет смысл говорить об астанинцах, как людях обретающих свою собственную территориальную/региональную идентичность вместе с растущим городом. С точки зрения психологического самочувствия ключевым моментом для них становится самореализация. И это принципиальный момент - сочетание этих двух составляющих дает нам новый тип столичного жителя - не просто чиновника, летающего каждые выходные в Алматы и ориентирующегося в городе по системе координат «вверх - вниз». Речь идет о становлении нового для Казахстана типа столичного жителя - ведь почти каждый из них будет помнить, как строилась новая столица, как менялся городской ландшафт, как воплощался в жизнь замысел Президента и, главное, - как он сам рос, в том числе профессионально, вместе с молодым городом.

Развитие городского сообщества Астаны является предметом пристального внимания со стороны руководства Республики и лично Президента. Как указано в Стратегическом плане развития города Астаны до 2020 года, утвержденном указом Президента Республики Казахстан, «Астана ставит своей целью обеспечение высокого уровня жизни населения города и гостей столицы, создание привлекательного и гармоничного общества. Качество жизни в столице будет являться отличительным признаком не только города, но и страны в целом. При этом Астана стремится достигнуть качественного роста, не ставя под угрозу экологию, самобытные рекреационные ресурсы. Поддержание жизнедеятельности жилых зон, высокое качество услуг здравоохранения и образования, наличие оживленного центра и богатых культурных ценностей одинаково важны для достижения конкурентоспособности города на внутреннем и внешнем рынках». И далее: «Устойчивое развитие города предусматривает создание и поддержание широкого спектра нематериальных благ, таких, как гарантии личной безопасности, большое число степеней свободы во всех областях - от выбора профессии и места жительства до религиозного и национального самосознания и его реализации и, безусловно, комфортную окружающую среду. Поэтому Астана как город, соответствующий принципам устойчивости, будет обеспечивать право каждого человека, социальной или этнической группы на развитие того жизненного уклада, той культурной традиции, которые им желанны. Так как устойчивое развитие города невозможно без психологического комфорта его членов, без их гармонии с миром и собой, многие из стоящих задач будут решены не только законодательными, экономическими, административными мерами, но и на основе воли людей, сформированной на их нравственном чувстве, осознании потребностей устойчивого развития. Город будет пропагандировать формирование и утверждение новой идеологии устойчивого социально-экономического и экологического развития общества».

Однако повышенного внимания к тем процессам которые идут в новой столице со стороны властей недостаточно. Как и в любом гармоничном социуме каждый член этого социума должен, во-первых, ощущать себя причастным к судьбе своего сообщества, а во-вторых, делать определенные реальные шаги к улучшению его благосостояния, сохранению гармонии и т.д., так и здесь каждый житель Астаны должен сопереживать и вносить свой вклад в развитие города. Таким образом, «будет ли этот город красивым и удобным или нет - все зависит от людей» («Панорам»; 06.03.1998). Но в любом случае, как сказал Нурсултан Назарбаев, «молодежь и следующие поколения казахстанцев оценят важность и необходимость для развития Казахстана переноса столицы из Алма-Аты в Акмолу» («Известия»; 10.12.97).

Теги: Казахстан

Поделиться: