С. Ромейко: Национальные киношколы в 90-е. Власть капитала.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
90-годы ХХ в. обозначили рубеж, провели четкое разграничение в кинопроцессе Узбекистана между "старым" и "новым" кино. Изменилась философия и структура художественно-игрового фильма. Обретение Республикой Узбекистан независимости способствовало формированию нового кино. В 1992 - 1996 гг. был принят ряд правительственных указов, направленных на развитие национального киноискусства в целом. Государство взяло на себя роль спонсора (начиная с 1996 г. ежегодно из бюджета финансировалось 6 полнометражных игровых лент и т.д.), что повлияло позитивным образом на социально-общественную роль кинематографа. Кинопроцесс Узбекистана конца ХХ в. (90-е годы) представлен талантливыми произведениями режиссеров нескольких поколений. В таких фильмах, как "Долина моих отцов" Ш.Аббасова, "Каменный идол", "Железная женщина", "Шариф и Мариф", "Севги" И.Эргашева, "Во сне я горько плачу", "Единственная память" С.Назармухамедова, "Солдатская сказка", "Абдуллажон", "Бомба", "Маленький табиб" З.Мусакова, "Сиз кимсиз?", "Камми" Д.Файзиева, "Великий Амир Темур" И.Эргашева, Б.Садыкова, "До рассвета" Ю.Азимова, отражены различные авторские стили, опыт известных кинематографических школ и творческих направлений.
С. Ромейко: Национальные киношколы в 90-е. Власть капитала.

Национальные кинематоргафические школы в 90-е годы.

Узбекская ССР

К началу перестройки «Узбекфильм» имел приличную производственную базу - четыре «Орифлекса», павильоны, построенные по стандарту Госкино. Ежегодно на студии производились 11-12 картин, которые обслуживали несколько тысяч студийных работников.

Эйфория независимости длилась недолго. Первое время действительно наблюдался производственный бум - в 1994 г. в Узбекистане выпустили 28 картин. И уже в 1995 года киностудия «Узбекфильм» практически не выпускает полнометражных картин. Две трети специалистов ушли в разные структуры. Попытка реабилитации предпринята в 1996 г. - на базе «Узбекфильма» была создана Государственная акционерная компания «Узбеккино» (51 % акций - у государства), в структуру которой вошли малые частные студии. «Узбеккино» по госзаказу должно выпускать 6 полнометражных фильмов, 40 частей документального кино, 4 мультипликационных фильма и 4 номера киножурнала. На 3 года воссозданная киностудия была освобождена от налогов и пошлин.

90-годы ХХ в. обозначили рубеж, провели четкое разграничение в кинопроцессе Узбекистана между "старым" и "новым" кино. Изменилась философия и структура художественно-игрового фильма. Обретение Республикой Узбекистан независимости способствовало формированию нового кино. В 1992 - 1996 гг. был принят ряд правительственных указов, направленных на развитие национального киноискусства в целом. Государство взяло на себя роль спонсора (начиная с 1996 г. ежегодно из бюджета финансировалось 6 полнометражных игровых лент и т.д.), что повлияло позитивным образом на социально-общественную роль кинематографа. Кинопроцесс Узбекистана конца ХХ в. (90-е годы) представлен талантливыми произведениями режиссеров нескольких поколений. В таких фильмах, как "Долина моих отцов" Ш.Аббасова, "Каменный идол", "Железная женщина", "Шариф и Мариф", "Севги" И.Эргашева, "Во сне я горько плачу", "Единственная память" С.Назармухамедова, "Солдатская сказка", "Абдуллажон", "Бомба", "Маленький табиб" З.Мусакова, "Сиз кимсиз?", "Камми" Д.Файзиева, "Великий Амир Темур" И.Эргашева, Б.Садыкова, "До рассвета" Ю.Азимова, отражены различные авторские стили, опыт известных кинематографических школ и творческих направлений.

Эстонская ССР

Киностудия в Таллинне по масштабам производства немного уступала «Узбекфильму».

В середине 1980-х гг. киностудия «Таллиннфильм» производила ежегодно 5 игровых картин, 8 мультипликационных (4 рисованных и 4 кукольных), более 10 документальных фильмов. В трех объединениях киностудии работало свыше 600 человек. Переход на рыночную экономику, казалось, сулил хорошие перспективы. В 1991 г. фильм «Сестра милосердия» стал первой картиной, снятой в Эстонии за счет банковского займа. Киностудия «Таллиннфильм» взяла в кредит 500 тыс рублей. Производство картины обошлось в 420 тыс. Первая же сделка с прокатчиками Республики Коми принесла более 900 тыс рублей. В 1992 г. на студии было снято 7 фильмов, преимущественно за счет так называемых «спонсорских» денег. Но этот производственный бум, также как и в Узбекистане, больше не повторился. Наступил коллапс. В 1995-1997 гг. не было снято ни одного игрового фильма. Более 400 человек - практически весь второй состав - покинули «Таллиннфильм». Многие перешли на частные студии, которые обслуживали зарубежные киностудии. Если в советское время на «Таллиннфильме» «зарубежную» натуру снимали «Ленфильм», «Мосфильм», молдавская, одесская киностудии, то с начала 1990-х гг. эстонская натура стала использоваться шведами, датчанами, англичанами, американцами. Обслуживают их частные фирмы, у которых, в отличие от нынешнего «Таллиннфильма», модернизированная техническая база. До 1998 г. правительство еще поддерживало существование кинохроники, но теперь и ее финансирование прекратилось. При этом «Таллиннфильм» все еще оставался государственной киностудией. Поскольку содержать ее становилось все труднее, было принято решение о постепенной распродаже студии. Киностудия «Таллиннфильм» осталась лишь в виде товарного знака.

Таджикская ССР

К 1986 г. «Таджикфильм» ежегодно производил 3 игровые кинокартины, 3 телевизионные, 1 анимационную, 24 документальные и научно-популярные, 12 номеров киножурнала «Советский Таджикистан», 6 номеров сатирического киножурнала «Калтак», дублировал 44 фильма. Киностудия имела три павильона, большое количество съемочной аппаратуры советского производства, два мультстанка, большой осветительный цех, автопарк (более 70 автомашин), два костюмерных склада, два реквизиторских склада, пошивочный и бутофорский цеха, цех обработки пленок (цветных и черно-белых) и т. д. В штате студии состояло 550 человек. Во времена перестройки из административно целостной студии была создана техническая база под названием «Таджик­киносервис» и три студии - «Игровое кино», «Неигровое кино», «Хроника». Художественно-производственный персонал был выведен за штат и переведен на контрактную основу. В начале 1990-х гг. появилось множество негосударственных киностудий. Они заработали по новой методике производства и проката фильмов, в основе которой лежал принцип многоисточникового финансирования и копродукции. Все эти студии не имели стабильного источника финансирования и держались на личном авторитете их создателей. Не лучше и положение «Таджикфильма», который ныне является государственным предприятием, находящимся на полном самофинансировании. Начиная со второй половины 1990-х гг. киностудия стала осваивать производство видеофильмов. Многие специалисты и творческо-производственный персонал были вынуждены по разным причинам эмигрировать (ныне на студии работает около 130 человек) - в Россию, Израиль, Германию, Францию, Узбекистан, Киргизию. Оставшаяся часть специалистов хотя и номинально держалась в резерве, но не имела работы в должном объеме. Производственная база бездействует. Государственного финансирования практически нет, дотации состовляют всего около 20 тысяч американских долларов ежегодно. Чтобы как-то существовать, студия вынуждена сдавать свои здания, территорию и оборудование в аренду международным организациям. За счет государственного бюджета в объеме 6600 сомон финансируются заказные фильмы, производимые только на государственной киностудии «Таджикфильм». Это приблизительно одна пятая часть годового объема. Остальная часть производимых видеофильмов осуществляется за счет грантов международных организаций, средств спонсоров, кредитования компаний и студий. В целом таджикское кино совершенно потеряло ритм развития.

Туркменская ССР

«Туркменфильм» - одна из старейших киностудий страны. Фильмы здесь снимались в середине 1920-х гг. Но картины делались преимущественно приезжими кинематографистами. И первый фильм, созданный национальными кадрами, - «Состязание» - появился лишь в 1964 г. После выхода «Невестки» в 1972 г. о туркменском кино узнали за пределами Союза. «Туркменфильм» выпускал ежегодно две игровые картины, одну телевизионную, 25 документальных фильмов, 4 номера сатирического журнала, 12 номеров «Советского Туркменистана» и одну анимационную ленту. Активно готовили и национальные кадры - к началу перестройки 98 % работников «Туркменфильма» составляли обучившиеся во ВГИКе и вернувшиеся на студию специалисты. Перестройка стала для «Туркменфильма» золотым временем, временем осуществления мечты. Работники кинематографа получили полную свободу действий. СК Туркмении открыл 13 предприятий, в том числе совместных. С 1989 г. СК стал проводить реформу республиканского проката и за 4 года сделал его прибыльным. Отменена билетная система, кинотетары переведены на хозрасчет. Росли объемы кинопроизводства, «Туркменфильм» стал выпускать 4 игровых фильма, 40 документальных, квартальный сатирический киножурнал стал ежемесячным, количество дублируемых картин увеличилось с 25 до 50. В 1993 г., когда была введена национальная валюта Туркменистана, все эти инициативы были директивным порядком прекращены. С 1993 г. не было снято ни одного игрового фильма. Большинство мастеров туркменского кино переехали в Москву. Все производственные здания «Туркменфильма» снесли, построив на месте киностудии стадион и автостоянку. Остались лишь административное здание и павильон, который используют под склад. В 2000 г. ликвидирован и туркменский кинокомитет.

Грузинская ССР

На первый взгляд перестройка принесла кинематографу Грузии большую пользу. Произошел необыкновенный скачок, появились значительные произведения кинематографа. Производство картин на «Грузия-фильме» выросло с 12 до 18-20 полнометражных единиц. Плюс к этому велись съемки по заказу союзного Гостелерадио, работала студия научно-популярного и документального кино, студия мультипликационных фильмов (7 короткометражных единиц в год), объединение «Дебют», Театр киноактера. Мощности киностудии были рассчитаны на 30 единиц, осуществлялся весь цикл производства. Но после провозглашения независимости объемы производства катастрофически упали - до 4-5 фильмов в первые годы. Огромный штат студии - более 1,7 тыс человек - сократился до 190. «Грузия-фильм» стала государственным киноконцерном, которому принадлежала вся киносеть Грузии, чуть позже студия была преобразована в акционерное общество.

С другой стороны, в 1991 г. полностью прекратилось централизованное финансирование. Тогда запустилось около 10 картин, и только в конце 1990-х гг. было завершено их производство. Те картины, которые делались на «Грузия-фильме», в лучшем случае показывали на кинофестивалях, никакого проката у них не было. В советский период для всех национальных кинематографий финансовым подспорьем было единое пространство советского кино. Грузия уже в силу малонаселенности не может обеспечить даже окупаемости производственных затрат. Несмотря на то, что в 2002 г. Киноцентр объявил конкурс короткометражных фильмов - чтобы задействовать хотя бы молодых режиссеров, в целом кинопроизводство в Грузии прекратилось.

Азербайджанская ССР

«Азербайджанфильм» стал первой в СССР киностудией, где состоялись выборы директора. Появился острый перестроечный фильм «Мерзавец», который стал настоящей сенсацией (правда, остался единственным плодом перестройки в азербайджанском кино). После выхода Азербайджана из СССР, кинопроизводство практически остановилось. Киностудия, на которой работало более 1 тыс человек и которая ежегодно выпускала 7 полнометражных картин, стала снимать 2-3 фильма в год, с 1993 г. - один полнометражный и один короткометражный. Государственное финансирование картин практически прекратилось, фильмы снимаются преимущественно на спонсорские деньги. Штат «Азербайджанфильма» сократился за это время до 120 человек. Киностудия фактически закрыта, производство законсервировано.

В заключение

( к вопросу о межнациональных отношениях )... Все это давало идеологам развитого социализма весомые основания считать выработанный курс на решение национального вопроса верным. В основу этого курса по-прежнему закладывалась идея достижения фактического равенства наций, народностей «с полным учетом их интересов, уделяя особое внимание тем районам страны, которые нуждаются в более быстром развитии». Эта идея восходила к ленинским представлениям, что интернационализм «великой» нации должен состоять, помимо прочего, «и в том неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически». Другими словами, русские, как самая большая и в прошлом «угнетающая» нация, должны взять на себя ответственность за развитие всех наций Советского Союза, платя за это особо большую цену. Бесспорно, что подобное «донорство» русского народа было оправдано с точки зрения преодоления недоверия к нему со стороны меньшинств. Народы советской Средней Азии, Кавказа, Сибири смогли очень быстро почувствовать положительные изменения в своей жизни, особенно в сравнении с положением родственных им народов, живущих по другую сторону границы СССР. Статус национального меньшинства давал огромные преимущества при поступлении в лучшие вузы страны, зачислении на работу, в предоставлении многих социальных льгот. В национальных республиках целенаправленно создавались собственные многочисленные кадры государственных и партийных работников, воспитывалась национальная интеллигенция. Высшие должности в республиках за редчайшим исключением занимались только представителями «титульной» (от имени которой образована республика) нации. Русским отводилась роль квалифицированных помощников, а также исполнителей тех обязанностей, которые не вызывали у местных жителей интереса (например, промышленных рабочих, строителей, инженеров, военных).

Теги: СССР

Поделиться: